Балтика может стать вторым фронтом Евросоюза против России

«Натовское озеро»
Начались учения Балтийского флота с привлечением части сил Северного флота и при поддержке авиации Воздушно-космических сил, Московского и Ленинградского военных округов. Цель военно-морских манёвров - поддержание «благоприятного оперативного режима», а также отработка обороны пунктов базирования. Считается, что учения плановые. Даже если это так, всё равно при постановке задач силам флота не могли не учесть недавние события на Балтике, о которых нелишним будет напомнить.
Речь об инциденте с танкером «Ягуар», который под флагом Габона следовал в порт Приморск на территории Ленобласти. В нейтральных водах к судну приблизились патрульные катера ВМС Эстонии, а в небе появились натовские самолёты и вертолёт - целая «банда», предпринявшая попытки вынудить танкер сойти с курса и войти из нейтральных вод в эстонскую акваторию, где его можно было бы без помех задержать, придумав сотни причин. Один из катеров даже начал имитировать намерение протаранить судно, в это время вертолёт предпринял попытку высадить десант на палубу танкера.
Но вскоре в небе появился российский Су-35, что заставило натовских «пиратов» в спешном порядке сматывать удочки. Танкер же продолжил движение в порт назначения.
Совершенно очевидно, что в данном случае имела место открытая провокация. Далеко не первая и, как нетрудно предположить, не последняя. Дело в том, что НАТО намерено превратить Балтийское море в своё «внутреннее озеро», где для России не останется места. Эту идею атлантисты вынашивали уже давно, однако реализовывать на практике начали с принятием в альянс Финляндии и Швеции.

Нет сомнения, что и в НАТО, и в Евросоюзе, активно продвигающих эту идею, отлично знают, что существует Конвенция ООН по морскому праву, гарантирующая право свободного транзитного прохода в открытом море, то есть в пространстве за пределами территориальных вод и экономических зон государств. Эта правовая норма в полной мере относится и к Балтийскому морю, большую часть акватории которого составляют международные и нейтральные воды. Тем не менее недруги нашей страны стремятся изобрести причины, которые, как они считают, позволят закрыть России выход в Балтику.
Цель провокаций
Например, на саммите балтийских стран НАТО, который состоялся в январе нынешнего года в Хельсинки, Россию обвинили «в создании угроз критически важной подводной инфраструктуре». В частности, было указано на выход в декабре прошлого года из строя подводного энергетического кабеля Estlink 2, который связывает Финляндию и Эстонию. Финские власти задержали тогда танкер Eagle S, который зарегистрирован на Островах Кука и который перевозил российскую нефть, и обвинили его экипаж в умышленном повреждении подводной магистрали. Были и другие подобные случаи, и хотя ни один не имел никакого отношения к России, происшествия без доказательств связали с так называемым теневым флотом, который использует наша страна для перевозки нефти.
У Запада своя логика. Считается, что такой флот, состоящий из стареющих танкеров, не отвечает требованиям безопасности и этим самым представляет угрозу подводной инфраструктуре. Дело в том, что дно Балтийского моря испещрено различными кабелями связи и для передачи электроэнергии, нефтепроводами и газопроводами, датчиками мониторинга окружающей среды и другими подводными системами, обеспечивающими экономику стран региона.
Но главной «угрозой», исходящей от теневого флота, считается то, что он помогает России обходить санкции, обеспечивая дополнительные доходы для Москвы и существенно способствуя финансированию войны с Украиной.
В этой связи на саммите в Хельсинки было заявлено, что союзники по НАТО оставляют за собой право принимать меры против любых «подозрительных судов», которые обходят санкции и угрожают европейской безопасности, инфраструктуре и окружающей среде. При этом не скрывалось, что такие суда будут останавливать, обыскивать и даже задерживать. В подтверждение таких намерений тут же была начата военная операция Baltic Sentry (Балтийский дозор»), к проведению которой привлекли надводные корабли, подводные лодки, самолёты, спутники и беспилотные аппараты. Тактическое управление силами, задействованными в миссии, осуществляет созданный в Германии многонациональный морской штаб НАТО «Балтика».

В настоящее время у российских берегов постоянно находятся не менее 13 боевых кораблей стран НАТО. И не только государств прибалтийского региона. 20 мая 2025 года к операции присоединился корабль радиотехнической разведки ВМС Франции FS Dupuy de Lôme (A759). Находящийся в составе управления военной разведки Франции, он предназначен для сбора и обработки радиотехнической информации, то есть выявления каналов радиосвязи, радиолокационных сигналов и других электромагнитных излучений, которые могут вскрыть «тайные логистические операции».
Так что попытка захватить танкер «Ягуар» стала одним из эпизодов операции «Балтийский дозор». Нельзя не заметить, что исполнение этой провокации было возложено на Эстонию, русофобская политическая элита которой вся пропитана злобой. Более того, записные эстонские русофобы вознамерились, опять-таки по науськиванию со стороны НАТО, совместно с Финляндией заблокировать Финский залив, через который проходят важные российские внешнеторговые маршруты и морская коммуникация России с Калининградской областью, обеспечивающая около 40% снабжения российского региона. А это уже война. Это уже, с учётом Украины, второй фронт.
Срединная линия
Как известно, между территориальными водами Эстонии и Финляндии в Финском заливе сохраняется шестимильный (около 12 километров) коридор, который обеспечивает свободный проход в обоих направлениях судов и кораблей в российские порты в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Однако в прошлом году Таллин объявил о планах установления прилежащей зоны протяжённостью до 24 морских миль от исходных линий, что перекроет этот коридор. Делается это с очевидной целью: иметь легальную возможность останавливать и досматривать российские суда, идущие в Россию и из России. По сути, это если не полная блокада Финского залива, то существенное осложнение грузооборота.
Действительно, прибрежное государство имеет право распространить свою юрисдикцию в пределах 24 морских миль (в соответствии со статьёй 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). В то же время статья 24 Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года прямо запрещает в случае, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, распространять такую зону за срединную линию.
Россия неоднократно заявляла, что планы Эстонии по установлению прилежащей зоны не только противоречат международному морскому праву, но и ведут к серьёзному осложнению обстановки в регионе. Однако в Таллине не желают прислушиваться к этим доводам. Более того, в апреле 2025 года президент Эстонии Алар Карис утвердил поправки, разрешающие армии и флоту атаковать и топить подозрительные суда на Балтике, реагируя таким образом «на угрозы инфраструктуре, обеспечивающей оказание жизненно важной услуги, объектам гособороны, портам и прочим сооружениям или оборудованию».

В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что Эстония ещё в 2021 году закупила в Израиле партию противокорабельных ракет Blue Spear 5G SSM для оснащения береговых ракетных частей. Их максимальная дальность стрельбы около 290 км, скорость около 1000 км/ч. Ракета малочувствительна к средствам РЭБ. Начало поставок планируется на 2026 год. А Финляндия уже давно располагает противокорабельными ракетами RBS-15 шведского производства с дальностью стрельбы до 200 км. Эти ракеты приспособлены для размещения как на катерах, так и на наземных подвижных пусковых установках.
Обе страны также накопили большие запасы мин. Наиболее современными из них являются финские мины, которые используются в классическом и управляемом вариантах. Такими же минами располагает и Эстония.
Так что НАТО, используя Эстонию и Финляндию, активно готовится к блокаде Финского залива. Нечто подобное атлантисты хотели бы устроить и в отношении Датских проливов, которые также носят статут международных вод и, согласно той же Конвенции ООН по морскому праву, никакие новые акты не должны ущемлять или лишать права транзитного прохода по ним каких-либо судов. Тем не менее Евросоюз, как сообщила ещё в ноябре 2023 года The Financial Times, предложил Копенгагену в рамках мер против обхода потолка цен проверять и, возможно, блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через её воды.
Пока что Дания приняла решение проводить государственный контроль судов, которые стоят на якоре за пределами порта Скаген на выходе из Балтийского моря в Северное и которые «не могут считаться совершающими мирный проход» (видимо, определять станут на глаз). Контроль будет осуществляться, как было объявлено, с целью защиты окружающей среды и обеспечения безопасности мореплавания. Якобы такие усилия предпринимаются «в ответ на активность старых судов, перевозящих нефть через Датские проливы». Однако, думается, это только начало. Евросоюз и НАТО будут и дальше оказывать давление на Данию, настаивая на более жёстких мерах против российского судоходства.
Пример тому Швеция с её островом Готланд, который, как известно, расположен между Латвией и Швецией, вдоль морского пути между Санкт-Петербургом и Калининградом, что позволяет контролировать воздушное и морское движение на юге Балтийского моря. Площадь Готланда почти 3 тыс. кв. км, что даёт основание считать его «гигантским авианосцем».
Пока Швеция была вне НАТО, остров оставался, по сути, демилитаризованным. Вступление королевства в альянс привело к тому, что Готланд начал в срочном порядке вооружаться. На сегодня контингент шведской армии, расположенный здесь, состоит из подразделения танков-амфибий, авиаотряда в составе воздушной флотилии «Блекинге», а также механизированной роты «Готланд». Именно в эти дни на острове разыгрывается один из эпизодов натовских крупномасштабных учений Swift Response 2025, который включает высадку воздушного десанта и боевые стрельбы из РСЗО HIMARS.
Завет Екатерины Великой
Можно привести и другие примеры, которые со всей убедительностью и ясностью показывают, что НАТО активно движется в сторону превращения Балтийского моря в ещё одну зону конфликта, тогда как Россия, проявляя «стратегическое терпение», пытается уговаривать атлантистов не накалять и без того взрывоопасную обстановку.

В этой связи на ум приходит известная фраза, которую приписывают Аль Капоне и которую однажды использовал Владимир Путин: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом». Собственно говоря, ещё до Аль Капоне к такому же выводу пришла Екатерина Великая, когда проблема свободного судоходства возникала в годы её правления.
Напомним, что в XVIII веке, во время войны Великобритании и Франции, Лондон объявил о том, что он имеет право осматривать все суда в океанах. И зачастую не ограничивался только осмотром, но и захватывал суда, в том числе и российские. Реагируя на эти действия, российская императрица объявила британцев пиратами, и приказала русскому флоту в таких случаях давать жёсткий отпор. И Великобритания, считавшаяся тогда владычицей морей, была вынуждена отказаться от самой мысли досматривать русские суда.
Хочется надеется, что этот опыт пригодится. Собственно, «пистолет» атлантистам мы уже показали, послав на выручку «Ягуару» истребитель Су-35, а также задержав через несколько дней после инцидента с габонским судном греческий нефтяной танкер Green Admire, который шёл под флагом Либерии. Не исключено, что наш Военно-Морской флот начнёт сопровождать коммерческие суда при проходе Финского залива - неофициальные сообщения на этот счёт уже появились.
Тем не менее, есть сомнение, будто можно остановить наших недругов только демонстрацией оружия. Балтика - это особый случай, и действовать надо решительно. Надо не просто показать пистолет, а приставить к виску распоясавшихся у наших границ смутьянов и ещё раз объяснить, что Россия не вынашивает агрессивных планов, желает жить в мире, развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, но если вы и на этот раз нас не услышите, нажмём на спусковой крючок...
Пора бы уже понять, что наступают такие времена, когда любой инцидент может привести к ядерной войне. А то слушаешь эстонского министра обороны Ханно Певкура, который заявляет, что его республика, едва заметная на карте, готова к войне с Россией, и невольно задаёшься вопросом: понимает ли он, о чём говорит? А на что рассчитывает Эмманюэль Макрон, который грозит России «ядерной дубиной»? А новый канцлер ФРГ Фридрих Мерц, который собирается обстреливать российскую территорию дальнобойными «Таурусами»? Может, собрался пойти по стопам своего отца, который участвовал во Второй мировой войне? Так Третий рейх очень плохо кончил…

Такое впечатление, что всем этим господам надоело жить красиво в своём «саду». Вот и ищут приключения себе на голову. И ведь могут найти.