Финский лев готовится к прыжку. На Россию, что ли?

Сегодня Финляндия превратилась в одну из самых враждебных России стран, причём русофобия этого не слишком крупного амбициозного государства опирается на территориальные претензии к РФ, которые вновь зазвучали в эдускунте (финский парламент) с особой силой и остервенением весной 2022 года. Тогда это было актуально, потому что в Хельсинки уверовали, что коллективный Запад быстро нас одолеет.
Сегодня на фоне успешного продвижения российской армии на всех оперативных направлениях зоны СВО призывы к войне с Россией несколько утихли, но финские официальные лица продолжают муссировать эту тему. На всякий случай напомним, что аппетит у финских националистов превосходный.
В Заполярье они претендуют на всю Печенгскую область. На западную часть полуострова Рыбачий от губы Вайда до залива Мотовского. На большую часть полуострова Средний - по линии, проходящей через середину обоих перешейков. В Баренцевом море - на остров Кий и Айновские острова. Финны претендуют на Восточную Карелию, в том числе на Карельский перешеек с Выборгом (финны именуют город Виипури), Приладожскую Карелию, Олонецкую и Беломорскую Карелию.
Идейные последователи финских реваншистов, которым не удалось осуществить свои планы во время гитлеровской оккупации в 1941-1944 гг., предполагают, что морская граница в Финском заливе при благоприятном для Хельсинки раскладе может быть установлена от устья реки Сестры до мыса Стирсудден, далее - к острову Сейскари (Лесной) и острову Лавенсаари (Мощный). Затем обойдя эти острова с юга, подойдёт к устью реки Наровы, лишив тем самым Россию выхода в международные воды.

Ничего удивительного в столь своеобразном взгляде на современную географию нет, поскольку финны категорически «не помнят» уроков Второй мировой. Куда уж им искать аналогии в исторической ретроспективе времён Петра Великого, когда Финляндия была частью Швеции?
При этом «финские ястребы» в рамках так называемого балтийского многоугольника в виде скандинавского триумвирата - Швеция, Норвегия, Финляндия, плюс прибалтийские страны и Польша - всё чаще заявляют о намерениях превратить Балтийское море во внутреннее море НАТО. И плевать они хотели на Конвенцию по морскому праву от 1982 года, где чёрным по белому зафиксировано, что прибрежные воды (а это 12 морских миль за границей территориальных вод) могут подвергаться контролю со стороны прибрежного государства, но не в ущерб международному судоходству и экономическим интересам стран, использующим экстерриториальный фарватер.
Как бы там ни было, Россия не может мириться с ущербом от атак на танкеры и суда, которые используются в её интересах. В ответ на это она вынуждена применять меры, такие как конвоирование и авиационное сопровождение судов. Кроме того, международным правом не запрещено присутствие на гражданском судне военного контингента в целях защиты от пиратства. Это значит, что любая незаконная попытка проникнуть на палубу гражданского судна является враждебным актом, который может рассматриваться как агрессия.
Сегодня Россия предпринимает меры для обеспечения безопасности судоходства в международных водах Финского залива. Среди них:
1. Создание и обустройство фарватеров и якорных стоянок, расширение портовой инфраструктуры и создание новых терминалов, строительство новых транспортно-технологических перегрузочных комплексов.
2. Использование спутниковых авиационных систем (ПАВСТАР/ГЛОНАС) для непрерывного высокоточного определения места судна в любых условиях видимости.
3. Функционирование региональной системы управления движением судов, которая обеспечивает непрерывный контроль за положением судов. При этом в соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 года соблюдаются правила плавания на всей акватории региона.
4. Использование системы автоматической ультракоротковолновой связи. Она соответствует требованиям Глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности.
5. Применение системы дрейфовой безопасности, средств сигнализации, быстродействующих отсечных и предохранительных клапанов.
6. Создание базы ликвидации аварийных разливов нефти.
7. Использование Системы судовых сообщений для контроля движения судов в акватории Финского залива и оперативного обмена информацией с финской и эстонской стороной.
Ранее достаточно было оповещения и сигналов. На сегодняшний день безопасность перевозок напрямую зависит исключительно от контекста международной обстановки.

После того как Финляндия, спустя всего два дня после начала Великой Отечественной войны, предоставила люфтваффе аэродромную инфраструктуру для бомбардировок СССР в соответствии с планом «Барбаросса», советская авиация нанесла ответный удар по финским аэродромам. И это было совершенно оправдано, поскольку уже 22 июня 1941 года немецкая авиация, взлетая с финской территории, приступила к минированию подходов к Кронштадту и Ленинграду.
На уроках прошлого никто обычно не учится, хотя минирование Финского залива по-прежнему актуально. Помимо прочего, усиливается роль финского спецназа, дислоцирующегося, как известно, в Утти, который может угрожать нашим подводным магистралям, в том числе и газовым, балтийским гаваням и инфраструктурным прибрежным объектам. При этом Финляндия активно продолжает милитаризироваться, выпуская собственные боевые средства, в том числе предназначенные для диверсионной войны, и закупая их у соседей, например, в той же Швеции. Так, производство беспилотных летательных аппаратов было налажено на финской оборонной компании Summa Defence. Там же будут производиться беспилотные надводные аппараты и беспилотные наземные транспортные средства.
При этом правительство Финляндии активизировало работу на украинском направлении и подписало с Еврокомиссией соглашение о поставке тяжёлых боеприпасов на Украину. Сумма контракта составляет 90 миллионов евро, и планируется, что закупка будет профинансирована за счёт замороженных активов России.
Министр обороны Финляндии Антти Хаккянен заявил в этой связи, что закупки продукции военного назначения у финской промышленности будет способствовать повышению занятости. А поскольку у мировой экономики большие проблемы, зарабатывание на войне стало чуть ли не финским приоритетом. При этом большая часть средств, вырученных на поставках боевой техники и вооружений, идёт на модернизацию финской армии и флота. Национальная программа поддержки армии оценивается в 660 миллионов евро. И уже видны результаты.
Флот Финляндии будет усилен серией из четырёх многоцелевых корветов типа «Похьянмаа», строящихся по программе «Эскадра 2020». Для борьбы с воздушными целями эти корабли оснащаются ракетами класса «земля-воздух» производства американской компании «Рэйтеон». Каждый корабль будет способен разместить на борту в общей сложности 32 ракеты в контейнерных модулях вертикального пуска МК-41. Как известно, эти пусковые установки достаточно легко переоборудуются под крылатые ракеты «Томагавк», способные нести ядерную боеголовку.

Приступивший к обязанностям с 1 апреля 2024 года в качестве командующего Силами обороны Финляндии генерал-лейтенант Янне Яаккола объявил о начале пересмотра «численности войск военного времени и методов ведения боевых действий». Мобилизационный ресурс Хельсинки планирует довести до 1 миллиона человек, хотя в Финляндии проживают чуть больше 5,5 миллиона, то есть к ружью финны хотят поставить практически каждого пятого жителя.
Украинский фактор стал определяющим в коррекции военного строительства в Суоми. Изменилась военная доктрина, выстраивается новая «линия Маннергейма», только теперь упор делается не на доты и снайперов, а на техническое перевооружение и асимметричные методы войны - на мобильность спецназа, способного совершать диверсионные рейды в глубокий тыл противника.
С июня НАТО приступило к мониторингу границы с РФ при помощи американских стратегических разведывательных беспилотников RQ-4D Phoenix, которые взлетают и садятся с финской авиабазы Пирккала. Так что о нейтральности Финляндии, пожалуй, можно забыть. При этом Хельсинки уже не делает вид, будто не желает войны с Москвой. Наоборот - упорно готовится. Такого рода планы и помощь Украине заставляют Россию предпринимать ответные ходы.
И многое уже сделано. Идёт создание Ленинградского военного округа, увеличение численности морской пехоты с созданием на базе бригад дивизий, переброска к границам береговых ракетных комплексов, радиус боевого применения которых перекрывает всю территорию той же Финляндии, ширина которой всего 540 километров. А потом Россия сама может перекрыть Финский залив и, если потребуется, запереть минами порты Турку, Хельсинки, Ханко и Котка.
Может, такая перспектива горячим финским парням больше по душе?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.