
Судя по сообщениям украинских источников, многоцелевые самолёты F-16, переданные бандеровцам, в основном используются как истребители-перехватчики ПВО. Такое решение обусловлено, в том числе, и тем, что находящиеся в распоряжении Киева эти машины достаточно старых модификаций не имеют шансов против современных российских истребителей и средств ПВО, поэтому приближаться к линии фронта им категорически противопоказано. Собственно, функции перехватчика были изначально заложены в F-16. Надо отметить, что традиционно основой противовоздушной обороны западного блока были не зенитно-ракетные комплексы, как у нас, а именно истребительная авиация.
От гитлеровских ФАУ-1 до американских F-16
Ещё в годы Второй мировой войны, когда гитлеровцы начали обстрелы Британских островов самолётами-снарядами (по сути дела - крылатыми ракетами) ФАУ-1, важнейшим средством борьбы с ними стала истребительная авиация ПВО, которая и составила самый передовой рубеж обороны Соединённого Королевства.
Так что нет ничего удивительного, что ВСУ решили задействовать F-16 для борьбы с «Геранями» - нужно же их как-то использовать. Но они и в этой борьбе ухитрились понести потери. По всей вероятности, первый истребитель был сбит в результате дружественного огня, и это - результат просчёта командования украинской ПВО. Ведь, например, для упомянутых британских истребителей была отведена зона, где они охотились на ФАУ, не рискуя оказаться под огнём своих зениток.

Потеря другого F-16 во время атаки «Гераней» связана, по всей видимости, с тем, что его пилот открыл огонь из авиационной пушки по БПЛА, который оказался слишком близко, и после его взрыва самолёт получил фатальные повреждения. Но это - эксцесс исполнителя, который не умаляет эффективности использования многоцелевого истребителя в таких ситуациях.
А главным препятствием для применения данного самолёта для борьбы с дронами является сравнительно высокая стоимость его использования. Один полётный час F-16 обходится минимум в 27 тыс. долларов и требует 16 часов технического обслуживания (что тоже стоит немалых денег).
Як-52 - охотник за дронами
Но если исключить тактические ошибки и удешевить сам процесс, идея истребителя дронов вполне актуальная и состоятельная. И именно поэтому российские энтузиасты из некоего опытно-конструкторского бюро в инициативном порядке осуществили модернизацию учебно-тренировочного самолёта Як-52 в качестве истребителя-перехватчика БПЛА. Самолёт, обозначенный как Як-52Б2, может нести под каждым крылом по 90 кг полезной нагрузки. На опытном образце это РЛС кругового обзора и средства огневого поражения. Истребитель дронов имеет бортовой компьютер, который выполняет функцию СУО (система управления огнём), а также пилотажно-навигационный комплекс, что позволяет ему летать круглосуточно, включая сложные метеоусловия.
Як-52 в качестве основы выбран не случайно. Самолёт обладает прекрасными лётными характеристиками, большим ресурсом и высокой надёжностью. Это очень манёвренная и экономичная машина. И что немаловажно, этих самолётов достаточно много (не менее 300).
Идея превратить «летающую парту» в охотника за дронами не просто витала в воздухе, а уже была реализована неприятелем. В апреле 2024 года над Одессой экипажем украинского Як-52 был сбит российский разведывательный БПЛА «Орлан-10». В задней «инструкторской» части кабины находился стрелок, вооружённый гладкоствольным ружьём, который и подбил дрон. Способ оказался эффективным, и уже к июню 2024 года сообщалось о десятке сбитых этим экипажем российских дронов-разведчиков типов «Орлан-10» и ZALA.

Атака осуществлялась следующим образом: Як-52 занимал позицию над целью или сбоку с небольшим превышением на дистанции, обеспечивающей уверенное поражение цели из гладкоствольного ружья (не более 50 метров).
Впрочем, после июня 2024 года сообщений о сбитых экипажем Як-52 дронах более не поступало. Вероятно, «перехватчик» был уничтожен во время одного из ударов нашими ракетами по аэродрому Школьный в Одесской области. Там базировались не только военные, но и учебно-спортивные самолёты. Либо экипаж мобилизовали в ВСУ. Его опыт на Украине не пригодился. Возможно, потому, что таких самолётов в стране немного - не более десяти (сколько из них исправны, неизвестно).
Кстати
Можно вспомнить, что в 1970-х годах на базе Як-52 пытались сделать лёгкий штурмовик Як-52Б. Его планировали оснастить блоками неуправляемых ракет УБ-32, контейнером УПК-23-250 с двумя пушками ГШ-23Л или вертолётными контейнерами ГУВ-8700, которые включали 7,62-мм пулемёты. Однако выяснилось, что конструкция самолёта слишком лёгкая, а двигатель слишком слабый, и проект свернули.
Используемый на прототипе Як-52Б2 в качестве навесного вооружения гладкоствольный карабин «Сайга-12» («Вепрь-12», ВПО 205), конечно, не создаёт таких нагрузок, однако для уничтожения тяжёлых дронов самолётного типа возможности этого оружия могут оказаться недостаточными. Кроме того, явно не хватает дистанции эффективного огня, поскольку в случае подрыва боевой части ударного БПЛА может пострадать сам «перехватчик». Если же ограничить его использование только борьбой с FPV-дронами, то встаёт вопрос о защите самого самолёта, которому придётся действовать во фронтовой/прифронтовой полосе.
Есть у него и ещё одно ограничение - практический потолок полёта 4000 метров, в то время как ударные дроны самолётного типа, чтобы укрыться от огня мобильных зенитных групп, заходят на цель на большей высоте и потом пикируют на неё почти отвесно. Пока что такие манёвры выполняют наши «Герани», но освоение этого приёма противником - лишь вопрос времени.
Ещё одна «летающая парта»
Если учесть, что эпоха ударных дронов только начинается, очевидно, что истребитель-перехватчик БПЛА будет востребован. Наша промышленность выпускает самолёт, который может выполнять такую задачу с минимальным количеством дополнений. Это учебно-боевой самолёт Як-130, в который изначально заложена возможность использования в качестве штурмовика и перехватчика низкоскоростных малоразмерных целей. Этот самолёт востребован на мировом рынке и стоит на вооружении нескольких зарубежных армий, включая иранскую.

24 февраля 2025 года Иран провёл военные учения Zolfagar 1403, в ходе которых использовал Як-130 для перехвата беспилотников. Бригадный генерал ВС ИРИ Алирез Шейх рассказал, что Як-130 был задействован вместе с двумя МиГ-29 для перехвата и нейтрализации БПЛА. Лётчики МиГ-29 сначала обнаружили и отследили цель, а затем передали данные Як-130, который успешно уничтожил объект управляемыми ракетами.
ПАО «Яковлев» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2024» представило модернизированный самолёт Як-130М. Новая машина получила радиолокационную станцию БРЛС-130Р, оптико-лазерную теплотелевизионную систему СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130» и комплекс средств связи КСС-130. Увеличена система вооружений, в которую вошли ракеты класса «воздух-воздух» и высокоточные средства поражения класса «воздух-земля» с лазерными и спутниковыми системами наведения.
Самолёт оснащается новой силовой установкой СМ-100 с увеличенной тягой на 20% и удвоенным ресурсом (в сравнении с АИ-222-25). Разработчики указывают, что Як-130М сохраняет способность взлетать с неподготовленных аэродромов, работать в сложных погодных условиях и, что немаловажно, демонстрирует экономичное потребление топлива. И можно не сомневаться, что эта машина прекрасно справится с задачей по борьбе с дронами, как воздушными, так и морскими.
Воскреснет ли «Анаконда»?
Однако реактивный самолёт, даже экономичный, всё равно достаточно дорог в эксплуатации, и поэтому можно вспомнить о любопытных проектах 80-х годов прошлого столетия КБ «Сухого» в рамках программы ЛВШ (легковоспроизводимый штурмовик). Эти проекты предусматривали создание недорогого и не требующего излишне сложного производства боевого самолёта, способного решать широкий спектр задач огневой поддержки войск. Его создавали на случай ядерного удара, который мог частично разрушить промышленность и разорвать производственные связи. Важным требованием были турбовинтовые двигатели, обеспечивающие большую экономичность и ресурс, чем реактивные.
В техзадании по программе ЛВШ предполагалось максимальное использование элементов штурмовика Су-25, а также других серийных самолётов и вертолётов, чтобы максимально упростить его производство. Всего было разработано 43 проекта. Одним из самых любопытных стал Т-710 «Анаконда» - двухфюзеляжный, по типу американского OV-10 Bronco, многоцелевой самолёт, способный выполнять функции штурмовика, разведчика, самолёта РЭБ, использоваться в десантном, санитарном, учебном варианте.

Предполагаемые ТТХ:
- взлётный вес - 7500 кг; вес пустого снаряженного самолёта - 4600 кг; полезная нагрузка - 2900 кг; масса топлива - 1500 кг;
- при максимальной заправке топливом, масса нормальной боевой нагрузки - 1400 кг, включая 7 десантников;
- в перегруженном варианте может нести до 2500 кг боевой нагрузки. Самолёт имел 8 точек подвески вооружения, 4 на крыле и 4 на пилоне под фюзеляжем.
Носовая часть фюзеляжа взята от Су-25УБ (вместе со спаренной 30-мм пушкой ГШ-30), за пилотской бронированной кабиной находился бронированный же отсек для отделения десантников.
Предполагалось использование двигателей ТВД-20, ТВД-1500 или других вариантов мощностью около 1400 л.с., мотогондолы закрывались бронёй, винты шестилопастные. Скорость при этих двигателях предполагалась 480-490 км/ч.
После развала СССР проект был свёрнут, но техническая документация, скорее всего, сохранилась, и он вполне может быть возрождён с учётом новых задач (перехват БПЛА), новых условий и технологий.
В пользу этого говорит и возросший во всём мире в последнее время интерес к боевым турбовинтовым самолётам, которые создают на базе УБС, а то и вовсе гражданских самолётов, в то время как Т-710 проектировался на базе штурмовика, унаследовав от своего прототипа такие особенности, как бронирование кабины и двигателей.
Возвращаясь же к Украине, добавим, что в связи с изменившейся тактикой «Гераней», атакующих с высоты, и острым дефицитом ЗРК и ракет к ним, в Киеве не скрывают, что борьба с российскими дронами самолётного типа станет основной задачей F-16. Дорого, конечно, но всё равно дешевле, чем сбивать «Герани» ракетами MIM-104A комплекса Patriot стоимостью по 4 млн долларов за штуку.