США приходится выбирать: или блокада Венесуэлы, или война с Ираном
Война откладывается до лучших времён?
Дональд Трамп по-настоящему обрадовал мир, сообщив 15 января, что решил малость повременить с ударами по Ирану. Потому, мол, что ему доложили: режим аятолл ещё не начал никого из захваченных его службами безопасности оппозиционеров прилюдно вешать на подъёмных кранах. Как прежде это делал со своими заклятыми противниками и террористами.
«Нам сообщили, что убийства в Иране прекратились, а казней в планах (Тегерана. - Авт.) нет», - внезапно на удивление примирительно заявил президент США.
Эти слова прозвучали тем более неожиданно, что Соединённые Штаты все предшествующие дни откровенно и безо всякой утайки готовились второй раз за полгода начать громить Иран авиационными и ракетными ударами. И не кто иной, как американский лидер, ещё 13 января лично призывал протестующих в этой стране захватывать государственные учреждения. Ради их ободрения, очевидно, заявив, что «помощь уже в пути».
И Трамп не соврал. Вооружённые силы США к тому времени на самом деле завершали ряд крайне дорогостоящих мероприятий по подготовке к очередной войне на Ближнем Востоке. Союзный Израиль начал спешно готовить гражданские клиники на своей территории к массовому приёму раненых и разворачивать дополнительные системы ПВО вокруг своих важнейших городов. А Великобритания предусмотрительно отозвала со своих баз в Катаре часть военного персонала.
Да и много чего ещё указывало на то, что ситуация буквально на грани войны. В частности, с авиабазы Аль-Удейд в Катаре 14 января были подняты в воздух самолёты-заправщики Boeing KC-135 Stratotanker. Причём их экипажи тут же отключили транспондеры, позволяющие отследить местоположение этих машин. То есть - всё выглядело так, будто до взлёта ударных групп тактической авиации США и Израиля оставались считанные часы. И вдруг «на полном скаку» всё это было Трампом остановлено. Почему? И надолго ли?
«Мы ждём того, что выглядит как неминуемые удары по Ирану. Понятия не имею, случится это или нет? Но всё указывает, что что-то приближается», - достаточно зловеще спрогнозировал развитие событий в четверг известный американский журналист и политический комментатор Такер Карлсон.
Так случится ли эта давно анонсированная война? И что ей помешало разразиться прямо сейчас, немедленно?
В точности это знает только Вашингтон. Но кое-какие предположения, на мой взгляд, можно сделать. Одно из основных - американцы и их союзники в регионе нынче не располагают достаточными силами, чтобы уверенно победить в молниеносной операции против персов.
К началу очередного предполагаемого конфликта на Ближнем Востоке Штаты располагали лишь 40-тысячным воинским контингентом в этих широтах. Причём повсюду - на кораблях и на береговых военных базах. Что значительно меньше, чем имелось в распоряжении Пентагона минувшим летом, к началу операции Израиля «Восставший лев», нацеленной на разрушение ядерной программы Ирана.
Кроме того, сильно ослабленной к сегодняшнему дню оказалась противовоздушная оборона США на Ближнем Востоке. Поскольку обе системы Patriot, которые к июню 2025 года американцы в большой спешке перебрасывали к иранским рубежам из Южной Кореи и Японии, им после завершения операции «Восставший лев» пришлось вернуть восвояси. А без мощного зенитного прикрытия отражать очень вероятные в случае начала активных боевых действий ответные атаки иранских баллистических ракет военным Соединённых Штатов слишком сложно. Тогда неизбежны серьёзные потери.
И, наконец, главное: в зоне Персидского залива у ВМС США к началу 2026 года не оказалось ни единого авианосца. А без них бить кого-либо (даже заведомо более слабого, чем Иран) янки давно уже разучились.
Всё, чем располагают ВМС США в этих широтах на сегодня, - три корабля прибрежной зоны USS «Канберра» (LCS-30), USS «Талса» (LCS-16) и USS «Санта-Барбара» (LCS-32). Предназначенные, главным образом, для противоминной защиты. А вовсе не для выполнения ударных задач.
Правда, неподалёку, в Красном море, несёт службу ещё ракетный эсминец USS «Рузвельт» (DDG-80) с десятками крылатых ракет «Томагавк» на борту. Но он всего один. А столь ничтожными силами, как уже сказано, американцы никого ставить на колени давно уже не приучены. Им срочно нужна подмога. И желательно повнушительней.
Так зачем же, казалось бы, дело стало? В распоряжении Пентагона, как известно, всего 11 атомных авианосцев. Почему командование не успело заблаговременно перебросить ни один из них к побережью Персидского залива? Тем более, что вокруг исламского государства к началу 2026 года в очередной раз назревают большие военные события, было известно давно?
«Тришкин кафтан» Дональда Трампа
Всё банально просто: Пентагону было некого и нечего туда отправлять. Все находящиеся в строю и в соответствующих стадиях боевой готовности авианосцы американскими адмиралами и без того уже давно выгнаны в море.
Если конкретней: атомный USS «Джордж Вашингтон» (CVN-73) к середине января несёт службу в Йокосуке, Япония. Примерно в тех же краях, в Южно-Китайском море, до недавнего времени крейсеровал и USS «Авраам Линкольн» (CVN-72) с кораблями охранения. В Карибском море блокаду Венесуэлы продолжает осуществлять «Джеральд Р. Форд» (CVN-78).
Первых двух, очевидно, Вашингтону ни за какие коврижки не хотелось бы убирать из Тихого океана. Потому что рядом быстро растущий военно-морской флот Китая, противостояние с которым американцы уже давно считают своей главной боевой задачей в Мировом океане на ближайшие десятилетия. И это притом, что в распоряжении Пекина, как известно, на ходу уже три собственных авианосца. Кроме того, объявлено, что к 2035 году их в составе ВМС НОАК станет ни много ни мало - аж девять! Другими словами, почти столько же, сколько сейчас у США. И как быть с этой нарастающей угрозой, в Вашингтоне до сих пор не придумали.
Поэтому в США собираются пойти на экстренные меры: продлить срок службы авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (водоизмещение 104 тысячи тонн), введённого в боевой состав ВМС США ещё в 1977 году. Вывод из эксплуатации этого боевого корабля планировался как раз на нынешний, 2026 год. Соответственно, и ядерного топлива в его энергетической установке осталось, как говорится, с гулькин нос.
Однако командование решило отправить «Эйзенхауэра» на ещё одно, «предпенсионное» оперативное развёртывание в океан. Поэтому в конце 2025 года почти уже загнанный в отставку авианосец отправится на внеплановое техническое обслуживание. Которое продлится до мая 2026 года. И для которого в оборонном бюджете Штатов заложены дополнительные 200 миллионов долларов. А всё почему? Потому что слабеющая кораблестроительная отрасль США давно уже не справляется с запланированными темпами обновления корабельного состава ВМС.
Скажем, передача флоту ещё только строящегося атомного авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (класса «Джеральд Р. Форд») была запланирована на 2024 год. Но и почти два года спустя этого не случилось. Вот и приходится затыкать возникшие океанские бреши дышащими на ладан кораблями-ветеранами. Типа проходящего срочную «реанимацию» на заводе «Эйзенхауэра».
Мало того. Как считают заокеанские СМИ, запланированный на март 2026 года выход на боевую службу атомного авианосца USS «Джордж Буш» вместе с эсминцами УРО «Росс», «Гонсалес», «Дональд Кук» и «Мазон» не состоится. И будет перенесён на более поздний срок из-за технической неготовности некоторых из этих кораблей.
Однако вернёмся к перспективам нового и вовсе не отменённого Вашингтоном, как считают многие, вооружённого конфликта с Ираном. Вероятно, ради его всемерного приближения Пентагон всё же решился на отзыв атомного авианосца «Авраам Линкольн» из Южно-Китайского моря. Достаточно ли будет только этого? Судя по всему, в Вашингтоне не уверены. Ведь прошлым летом в операции против Ирана Штаты задействовали сразу три таких огромных боевых корабля с сотнями ударных и прочих самолётов и вертолётов на борту.
Похоже, что в Пентагоне до самого последнего времени обсуждалась срочная отправка на Ближний Восток от берегов Венесуэлы и «Джеральда Р. Форда». Это следует из случившейся на днях беседы адмирала Дэрила Кодла, начальника управления военно-морских операций, с группой американских журналистов. Как буквально только что поведал заокеанский интернет-портал USNI News, адмирал Кодл заявил, что не в восторге от такого предложения своего начальства. Главный и, по сути, единственный аргумент - названный авианосец покинул порт приписки в Норфолке 24 июня 2025 года. А значит, он седьмой месяц в походе.
Если продлить развёртывание «Форда» ещё на неопределённый срок, снарядив его повоевать к Ирану, то, как считает Кодл, экипаж может и не выдержать напряжения. Кроме того, будут сорваны уже подписанные и очень значительные в финансовом отношении контракты по послепоходовому обслуживанию авианосца в заводских условиях на территории Соединённых Штатов.
«Я думаю, что "Форд", с точки зрения его возможностей, был бы бесценным вариантом для любых военных целей, которые преследует президент, - пояснил Кодл. - Но если потребуется продление (сроков планового развёртывания. - «СП»), это вызовет сопротивление со стороны начальника управления. И я посмотрю, смогу ли я сделать что-то ещё», - весьма туманно и неизвестно кому пригрозил адмирал.
Китайцы на подходе...
Но, как можно предположить, перед журналистами он если и высказал правду, то не всю. Потому что предполагаемый уход «Форда» с кораблями охранения (а это эсминцы УРО USS «Уинстон С. Черчилль», USS «Бейнбридж» и USS «Махан») от берегов Венесуэлы будет означать свёртывание американской операции «Южное копьё». Если это произойдёт, блокада Венесуэлы будет фактически свёрнута. Тогда и без того неясные перспективы этой страны после похищения её президента Николаса Мадуро американцами вообще растают в тумане...
А ведь тут даже и при наличии «Форда» в Карибском море с американской блокадой много неясного. Скажем, совершенно непонятно, что штатовская эскадра намеревается предпринимать, чтобы не допустить в порты Венесуэлы пару китайских супертанкеров, явно наплевавших на все заокеанские ограничения и неотвратимо приближающихся к её порту Хосе. Причём не под какими-то там «удобными» флагами, а под собственными - флагами КНР.
Первый из этих огромных коммерческих судов, Xing Ye, длиной 332 метра и шириной 60,04 метра, вот-вот войдёт в зону американской блокадной операции «Южное копьё». И большой вопрос: решатся ли корабли ВМС США преградить ему путь силой оружия?
Если решатся - серьёзный конфликт с Пекином Вашингтону обеспечен. Поскольку Китай, за последние десятилетия по официальным договорённостям с Каракасом вложивший в венесуэльскую нефтедобычу свыше 60 миллиардов долларов, не имеет ни малейших оснований считать все здешние углеводороды исключительно добычей чрезмерно ушлого политического прохиндея Трампа. И вряд ли так же легко, как давно почти во всём покорная США Россия, согласится с гигантскими денежными и репутационными потерями.
А если не решатся и пропустят, стало быть, вся эта затея с блокадой была просто театральной постановкой под режиссурой Трампа. С главной целью «вытурить» Россию из «мягкого подбрюшья» Америки. Но с Китаем такие фокусы давно уже не проходят.
Поэтому, фигурально выражаясь, Вашингтон сегодня пытается устоять на двух разъезжающихся под ним льдинах. Одна называется «Иран». Другая - «Венесуэла». И заставить их соединиться в нечто твёрдое и устойчивое, чтобы не плюхнуться в обжигающую холодом воду, - никаких авианосцев у Трампа не хватит.
Что он выберет? Ответа ждать осталось недолго.