«Спасти» Гренландию?
Стараниями чрезвычайно активного президента США Дональда Трампа Гренландия, которая раньше мало кого интересовала, оказалась в центре всеобщего внимания. По всему миру политологи гадают - сумеет ли он «отжать» у Дании самый большой остров нашей планеты? Сумеет ли «спасти» Гренландию от «захвата» Россией или Китаем? Президент Трамп совершенно серьёзно уверяет, что у Москвы и Пекина такое намерение якобы имеется, и лишь Вашингтон может и должен этому противостоять.
«Ну, это их проблема», - ответил Трамп журналистам, комментируя слова премьер-министра Гренландии Йенса-Фредерика Нильсена о том, что остров и его жители не хотят быть частью США и выбирают Данию.
Между тем свои права на Гренландию может, при желании, и Норвегия предъявить. Ведь норвежские викинги под руководством Эрика Торвальдсона Рыжего открыли остров для европейцев в Х веке и создали там свои поселения, благополучно просуществовавшие несколько столетий. Потом эти поселенцы исчезли, историки до сих пор спорят о загадке этого исчезновения. Одни считают, что колонисты погибли от чумы или других заразных болезней, другие полагают, что их перебили пираты. А может быть, они просто уплыли из Гренландии по каким-то причинам? И у этой версии имеются свои сторонники.
В 1536 году Норвегия вошла в унию с Данией, которая объявила Гренландию своей. После расторжения унии в 1814 году Норвегия вышла из состава Дании, но Гренландия осталась датской. Так что теперь гренландцам стоит подумать - не вернуться ли им в состав королевства Норвегия?
Очень непростой была историческая судьба Гренландии. Даже ареной боевых действий ей довелось побывать, несмотря на удалённое географическое положение…
Гренландские эскимосы стрелять в людей не желали
Вторая мировая война в самом деле была мировой. Сражались даже в предельно далёкой от всех фронтов Гренландии. Там был свой «фронт». Масштабными, правда, тамошние «сражения» никак не назовёшь. Но зато в них участвовала честнейшая «армия» в истории человечества.
Этот остров, принадлежавший Дании, оккупированной немцами в 1940 году, не признал власть Гитлера и подчинившегося ему коллаборационистского датского правительства. Губернатор Эске Брун решил, что из приблизительно 20 тысяч жителей острова (небольшое количество датчан и гренландские эскимосы) вполне можно создать нечто боеспособное. Первоначально это формирование называлось патрулём, затем было переименовано в «армию Гренландии».
Сам губернатор сделался генералом, из датчан один стал капитаном, другой лейтенантом и пятеро - капралами. Предполагалось, что они возглавят войско из гренландских эскимосов. Профессиональные охотники, прекрасно умеющие стрелять и маскироваться, могли бы стать великолепными солдатами. В том случае, если бы захотели. Но вот желания убивать людей у них как-то не наблюдалось.
В книге «Цена прогноза» исследователь Зиновий Каневский описал реакцию эскимосов на предложение датчан-антифашистов повоевать: «Вековое общение гренландских эскимосов с медведями привело к простой формулировке: здесь, среди безжизненных суровых гор и льдов, человек человеку - друг, хищный зверь человеку - враг. Само сочетание слов "человек - враг" прозвучало бы для ушей эскимоса столь же дико, как и "медведь - друг"! Вот почему, когда весной 1940 года эскимосы услышали о человеке-враге, они пришли в неподдельное смятение. Неужели же могут существовать на свете двуногие враги, целые государства людей-врагов? А если эти враги появятся здесь, значит, с ними придётся бороться? Стрелять в них? Стрелять в ЛЮДЕЙ? Нет, на это эскимосы не пойдут. Да и можно ли принимать на веру рассказы белых о том, будто далеко за морем сейчас идёт битва между людьми, горят дома, плачут израненные осиротевшие дети? Дети, величайшая радость жизни, смысл её, её суть! Нет, в ТАКОМ деле эскимосы не участники… Так генерал Эске Брун, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Гренландии, остался без армии».
Что-то в этом духе показано в советском фильме «Начальник Чукотки». Там на предложение пострелять «за социалистическую Чукотку» аборигены реагировали так: «В моржа стрелять можно, в нерпу можно. В человека стрелять нельзя». Кинематографисты заблуждались - на самом деле чукчи были весьма воинственным народом. А вот гренландские эскимосы стрелять в людей не желали…
Метеорологическая война
Но зато они сопровождали датских капитана, лейтенанта и капралов в разъездах, а без их помощи патрулировать огромную территорию Гренландии было бы совершенно невозможно. Так что эскимосов Гренландии можно рассматривать как бойцов транспортной службы, внёсших свой посильный вклад в разгром гитлеровской Германии.
Но возникает вопрос - кому нужна была Гренландия и почему её нужно было патрулировать? От наступления тюленей и моржей? Понадобилась она гитлеровцам. Захватывать её они не хотели. А вот высадить там свои вооружённые группы рискнули. Им необходимы были метеорологические данные. Какая война на море может быть без надёжных прогнозов погоды?
Немцы организовывали метеостанции на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле. Им как воздух нужны были метеостанции в Гренландии.
Ведь гренландские циклоны и антициклоны играют важную роль в формировании погоды. «Метеорологические сведения, на основании которых генерал Эйзенхауэр устанавливал дату вторжения в Нормандию, поступали главным образом из Гренландии», - писал американский военный историк С. Морисон.
Вот и возникла у немцев идея тайно высадить в Гренландии собственные метеоотряды. Под покровом полярной ночи немецкие метеостанции могли работать незамеченными, обнаружить их было очень сложно.
Летом 1940 года четверо датчан, служивших немцам, попытались тайно высадиться с радиометеорологической аппаратурой на побережье Гренландии, чтобы обеспечить германский флот метеосводками, но английская канонерка «Фритьоф Нансен» сумела их задержать. Было совершенно ясно, что немцы снова попытаются высадить в Гренландии метеонаблюдателей. Морские перемещения вдоль побережья Гренландии взяла под свой контроль береговая охрана США.
Но этого было недостаточно, необходимо было постоянно высылать патрули на просторы острова. Этим и занималась «армия Гренландии». Усилия её оказались не напрасными. Так, 11 марта 1943 года патруль, состоящий из эскимосов, которыми командовал датчанин, обнаружил пост врага. Два немца успели убежать, им пришлось бросить в хижине снаряжение, оружие и военные мундиры. Но возглавлявший патруль датчанин Мариус Иенсен не мог приказать взять ни вещей, ни даже оружия врага. Менталитет личного состава патруля этого не позволял. Эскимосы не поняли бы такого решения и расценили бы его как воровство. Нельзя же брать чужие вещи без разрешения хозяев. Воровство, с их точки зрения, было ужаснейшим грехом. Не могли они понять, что такое боевой трофей.
Командующий Эске Брун заранее приказал: «Если обнаружите немцев, не подвергайте себя напрасному риску и стреляйте первыми». Но выполнить этот приказ было трудно даже датчанам, не говоря уже об эскимосах. Мариус Иенсен писал в дневнике: «Мне тяжело думать о том, как я выстрелю в человека. Пускай даже врага. Я ещё никогда не убивал человека, мне страшно. Конечно, они наши враги, но мне всё равно не хочется их убивать».
«Битва при Эскимонесс»
В дальнейшем воины Гренландии столкнулись со значительным отрядом немцев из восемнадцати человек. Это были три метеоролога, два радиста, врач и экипаж доставившего их, но севшего на мель небольшого судна «Саксония».
Гитлеровцы, сообразив, что они обнаружены, решили наступать. Они захватили несколько упряжек ездовых собак (эскимосы убежали, не став стрелять) и стали учиться ездить на них. Затем шесть немцев атаковали посёлок Эскимонесс.
Эскимосы воевать не стали и уехали. Двое датчан решили сражаться и начали отстреливаться из винтовок. После того как немцы открыли огонь из пулемёта и бросили несколько гранат, стало ясно, что они превосходят датчан не только в численности, но и в вооружении. Два датских бойца сумели незаметно для немцев скрыться.
Потом немцы убили датчанина Эли Кнудсена и захватили в плен Мариуса Иенсена. Немецкий командир лейтенант Риттер решил в одиночку сопровождать пленного. Но Иенсен сумел отобрать у него оружие. Теперь уже лейтенант Риттер стал пленным. Иенсен оставил его и ушёл. По дороге он сообразил, что в одиночку Риттер погибнет и вернулся за немцем. Им вместе удалось добраться до защитников Гренландии.
Затем в борьбу вступили ВВС США. 29 мая 1943 года звено бомбардировщиков США, прилетев из Исландии, три часа бомбило и обстреливало пулемётным огнём обнаруженную Иенсеном гитлеровскую метеобазу.
Убитых или раненых при этом не было, но все постройки и метеоплощадка были разрушены. Немцам пришлось перебраться в палатки. За ними прибыл гидросамолёт «Дорнье-26» и вывез персонал станции. Вот только доктора, который в этот момент отсутствовал, дожидаться не стали. Через две недели к брошенной немецкой базе подошёл американский корабль и пленил одинокого немецкого медика.
Защитники Гренландии отразили нападение немцев, захватив в плен немецкого офицера. Да ещё американцам немецкий врач достался. «Гренландская армия» могла праздновать свою маленькую победу…
Трамп и «две собачьи упряжки»
Так что исторический опыт свидетельствует: и у Гренландии в критический момент найдутся люди, желающие её защищать с оружием в руках и способные добиться определённых успехов. Дональд Трамп как-то пошутил: «Вы знаете, что представляет собой их оборона? Две собачьи упряжки». Ранее он заявлял, что Дания для «усиления безопасности» острова «добавила ещё одну собачью упряжку».
Глупо смеяться над использованием собачьих упряжек, проверенного временем транспортного средства, идеально подходящего для местных условий. В Гренландии действительно существует подразделение, передвигающееся на собачьих упряжках, - патруль «Сириус». Патруль является частью датского спецназа. Не исключено, что ему предстоит доказывать свою боеспособность не на учениях. В наше непростое время и такое возможно…