Красный барон Бартини, авиаконструктор будущего
Полезный «шпион»
Вертикально взлетающий самолёт-амфибию ВВА-14 разработал итальянский аристократ Роберт Бартини, вступивший в компартию и нелегально переправленный в СССР, когда к власти в его стране пришли фашисты. С тех пор в анкетах Роберт Людвигович, который навсегда связал жизнь с советской авиацией, писал, что он русский.
С 1923 года Бартини занимал различные инженерно-командные должности в ВВС РККА, а в 1928 году возглавил Отдел морского опытного самолётостроения. В 1930 году выпускник Миланского политехнического института стал начальником конструкторского отдела НИИ Гражданского воздушного флота и главным конструктором. Там же Бартини разработал экспериментальный истребитель «Сталь-6», который оказался на 100 км/ч быстрее истребителя Андрея Туполева. А его пассажирский самолёт «Сталь-7» в 1939 году установил мировой рекорд скорости.
Но это произошло уже без Бартини, которого в 1938 году «за шпионаж в пользу Италии» осудили на десять лет, поэтому уже другие конструкторы по его проекту доработали «семёрку» до дальнего бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2), которые уже в августе 1941 года бомбили Берлин. А Роберт Людвигович в это время в таганрогской «шарашке» (кстати, «отмотал» весь срок) трудился над проектом сверхзвукового истребителя с треугольным крылом под индексом «Р» и истребителем-перехватчиком Р-114, расчётная максимальная скорость которого равнялась двум скоростям звука.
Знаковой разработкой стал и тяжёлый дальний сверхзвуковой бомбардировщик типа «летающее крыло» или «крыло Бартини». Это случилось задолго до появления франко-английского «Конкорда» и отечественного Ту-144.
Последняя конструкторская работа Бартини - экранолёт (низколетящий аппарат на воздушной подушке). В 1972 году поднялась в воздух вертикально взлетающая амфибия ВВА-14, а позднее - самолёт короткого взлёта и посадки 14М1П, превратившийся в 1976 году в экраноплан.
Наперерез «Джорджу Вашингтону»
Холодная война открыла военно-технический «ящик Пандоры». В результате у США и СССР появились такие разработки, которые ещё вчера считались фантастикой. К их числу относится и ВВА-14.
Дело было так. В ноябре 1960 года США приняли на вооружение твердотопливную баллистическую ракету «Поларис» А-1, для наземных комплексов и для субмарин типа «Джордж Вашингтон» - старт с глубины 20 метров, дальность пуска 1850 километров. Что позволяло лодке незаметно подойти к нашим границам и нанести удар, парировать который или ответить на который не хватит времени. Своё решение этой проблемы предложил Роберт Бартини.
Он выдвинул несколько идей: создать противолодочный самолёт-амфибию, которому не нужна взлётно-посадочная полоса, и экранолёт, способный лететь максимально близко к поверхности воды, обнаруживать подводные лодки противника и применять по ним торпеды и глубинные бомбы. И ВВА-14 практически полностью отвечал этим требованиям.
Оппоненты тут же обнаружили в проекте «узкое место»: море может часто штормить, а в такой ситуации амфибия вряд взлетит... Но Бартини нашёл выход: необходим самолёт вертикального взлёта и посадки. Так появился проект МВА-62, который в 1963 году представили на суд комиссии ВМФ.
Это был тот самолёт-амфибия с возможностью вертикального взлёта и посадки. По сути, гибрид самолёта и судна на воздушной подушке. МВА-62 мог лететь как обычный самолёт, мог подобно экраноплану над самой водой, скрываясь от радаров, при этом имел возможность садиться почти на любую поверхность. Единственный построенный экземпляр МВА-62 хорошо показал себя на испытаниях, и Бартини дали добро на разработку более крупной модели.
В цветах «Аэрофлота»
В проекте предполагалось сразу несколько уникальных конструкторских решений. Например, возможность надувания и убирания поплавка, заправки топлива в море и многое другое. Но самое главное, всё подтверждалось расчётами, и, по оценке специалистов комиссии, реализация проекта была возможна. И в 1964 году в Таганроге на базе ОКБ им. Г.М. Бериева был разработан гидролёт Бе-1. Всего было выполнено 16 полётов, подтвердивших идеи Бартини. В следующем году в режиме строжайшей секретности началась разработка более продвинутой модификации МВА-62 - ВВА-14, который для маскировки покрасили в цвета «Аэрофлота».
В ноябре 1965 года вышло Постановление Совмина СССР и ЦК КПСС «О создании новых авиационных средств борьбы с ракетоносными подводными лодками», в котором шла речь о тактико-технических требованиях к амфибии ВВА-14. По задумке руководства, самолёт должен был стать частью противолодочной системы (ПЛО) «Буревестник», как и предлагал ранее Бартини. В противолодочном варианте (был и спасательный) ВВА-14 должен был использовать поисково-прицельную систему, обеспечивавшую поиск подводных лодок и определение координат для применения оружия.
Постановление Совмина предписывало создать летательный аппарат с двумя маршевыми двигателями ТРДД Д-30М, снабжёнными устройствами отклонения вектора тяги, и подъёмными двигателями РД-36-35ПР. Конструкторы выбрали аэродинамическую компоновку с центропланом кессонного типа, по бокам которого располагались гондолы и трапециевидные консоли большого удлинения. В гондолах, по замыслу Бартини, должны были размещаться надувные баллоны объёмом по 50 кубических метров, обеспечивая требуемую плавучесть. В носовой части фюзеляжа размещалась кабина экипажа, а в средней части - отсек вооружения.
Два основных двигателя ТРДД Д-30М крепились на пилоне к центроплану, а для вертикального взлёта предполагалось установить 12 подъёмных двигателей РД-36-35ПР. Газовые струи подъёмных двигателей, попадая в пространство, ограниченное центропланом, поверхностью раздела двух сред и боковыми гондолами, создавали, кроме тяги, и воздушную подушку.
Строились сразу две машины «1М» и «2М». Одна предназначалась для исследования аэродинамической компоновки и ряда самолётных систем, вторая - для отработки вертикального взлёта и посадки, а также переходных режимов полёта. Но двигателисты не построили в срок подъёмные двигатели. Также не были вовремя поставлены надувные поплавки. Потому решено было начать испытания на колёсном шасси - стойки взяли от бомбардировщиков 3М и Ту-22. А от поплавкового взлётно-посадочного устройства (ПВПУ) временно отказались.
Сам самолёт имел очень необычный вид, напоминающий космический корабль из фантастических фильмов: кабина пилота располагалась в носу и была направлена немного вниз. От кабины шёл длинный переход в крыло-центроплан, от которого по сторонам располагались два огромных отсека с поплавками.
Весной 1972 года ВВА-14 («1М») был собран, а в июле того же года начались испытания. Лётчиком-испытателем был назначен Юрий Куприянов, прошедший обучение на специально созданном стенде. 4 сентября ВВА-14 поднялся в воздух. Лётные испытания были завершены к лету 1973 года. Конструкция с крылом-центропланом показала хорошую прочность, маршевые двигатели Д-30М справлялись с тягой без проблем.
В 1974 году машину укомплектовали поплавками и приступили к испытаниям на воде, которые тоже прошли успешно. Детище Бартини продемонстрировало отличную плавучесть и остойчивость как в статичном положении при волнующемся море, так и при движении со скоростью до 40 км/ч. Дополнительно проверили работу ПВПУ: выпускали и убирали поплавки в полёте. Никаких проблем не возникало. К середине 1975 года аппарат совершил уже 107 полётов, а подъёмных двигателей всё не было.
Тактико-технические данные ВВА-14
- Размеры: длина - 25,97 м; высота - 6,79 м; площадь крыла - 2177 м²;
- масса самолёта: пустого - 35 356 кг, максимальная - 52 000 кг;
- силовая установка: маршевые - 2 ТРДД Д-30М с тягой по 6800 кгс, подъёмные - 12 ТРДД РД36-35ПР с тягой по 4400 кгс;
- скорость: максимальная - 760 км/ч; крейсерская - 640 км/ч; барражирования - 360 км/ч;
- практическая дальность полёта - 2450 км; практический потолок - 8000 - 10 000 м;
- вооружение: до 2000 кг - 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГДМ-500 (при увеличении боевой нагрузки до 4000 кг), или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, для обороны на маршруте и в зоне патрулирования предусматривался оборонительный комплекс, обеспечивающий постановку активных и пассивных помех;
- экипаж - 3 человека.
Дедушка экранопланов
Реализация проекта затормозилась. Переделывали и не раз утверждали проектную документацию, меняли концепцию. Бартини отказывается от двигателей Рыбинского КБ моторостроения и решает установить на машину ещё два двигателя Д-30М в носовой части фюзеляжа. Мягкие поплавки заменили на жёсткие. Шасси демонтировали, заделав их ниши, а на поплавках появились по две неубирающиеся опоры. Все эти доработки выполнялись в 1976 году, когда Бартини не стало. Модифицированный самолёт «14М1П» уже не был вертикально взлетающим. Испытания, проходившие на земле и на воде, не принесли успехов. Интерес к машине угас, и программа была закрыта.
Некоторые авиационные историки утверждают, что на судьбу ВВА-14 повлияла смерть Роберта Людвиговича Бартини, который постоянно генерировал идеи и состыковывал специалистов из разных ОКБ и институтов, демонстрируя невероятные организаторские способности. Но это справедливо лишь отчасти. Дело, думается, и в том, что к 1974 году СССР достиг равновесия в подводном противостоянии с США. Мощь советского ракетно-атомного подводного флота уже не уступала США, а для борьбы с подводными лодками противника были созданы эффективные противолодочные самолёты Ил-38 и Ту-142.
Кстати, Роберт Людвигович почувствовал потерю интереса со стороны руководства ВМФ и предложил создать из самолёта-амфибии ВВА-14 полноценный экранолёт. Тем более что такие мысли высказывались ещё на этапе проектирования МВА-62.
Идея Бартини была столь привлекательна, что в 1975 году ВВА-14 был передан в экраноплан и на следующий год испытан. Но вполне успешный полёт почему-то никого не впечатлил, и в 1978 году ВВА-14 перевезли в авиационный музей в Монино, где машина разрушалась, долгие годы оставаясь под открытым небом. Правда, в 2019 году нашлись энтузиасты, которые полны решимости отреставрировать невероятную ВВА-14.
Но повторим: отношение к чудо-самолёту у специалистов разное. Одни считают, что самолёт Бартини не мог быть реализован в то время - не позволяли возможности науки и отечественного оборонпрома, а сам конструктор, мол, занимался техническим авантюризмом.
Другие доказывают, что ВВА-14 - яркая страница отечественного авиастроения и продукт гениальной конструкторской мысли. Идеи Роберта Бартини нашли отражение во многих советских проектах: экранопланы «Лунь» проекта 903 и А-90 «Орлёнок» проекта 904, самолёты с вертикальным взлётом Як-38, модификации противолодочных самолётов-амфибий Бе-12 «Чайка» и А-40 «Альбатрос».