Эффект корвета «Бойкий»
© РИА Новости
Корвет «Бойкий» в походе.

Эффект корвета «Бойкий»

В современных условиях гарантированно обеспечить свободу судоходства способны только боевые корабли
29 января 2026, 06:38
Реклама
Эффект корвета «Бойкий»
© РИА Новости
Корвет «Бойкий» в походе.
Читайте нас на: 

Неделю назад на бескрайних просторах Мирового океана произошло событие, которое почему-то не попало в топ международных новостей: балтийский корвет «Бойкий» абсолютно беспрепятственно провёл танкер с «подсанкционной» российской нефтью через Ла-Манш, и никто что с британской стороны, что с французской, даже не дёрнулся. Только наблюдали.

И это далеко не единственный случай. В прошлом году «Бойкий» неоднократно сопровождал танкеры, относящиеся к так называемому теневому флоту России, в европейских водах. В конце июня с ним «за компанию» через Ла-Манш прошли два танкера, а в июле «Бойкий» провёл по водам Балтики, как утверждается, тоже с «подложной идентификацией», суда «Оборонлогистики» (структура Минобороны РФ), при этом обычно чрезвычайно ретивые финны и прибалты почему-то сделали вид, будто ничего не было.

И понятно, почему. «Бойкий», конечно же, не авианосец и даже не крейсер УРО - по советской классификации всего лишь сторожевой корабль, но только одного его зенитного вооружения за глаза хватит, чтобы погасить энтузиазм любого воздушного средства стран НАТО - и вертолётов с досмотровой группой, и самолётов с бомбами. А для особо настойчивых на борту имеется артустановка А-190 и противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с ракетой Х-35, которую по совокупности боевых возможностей называют «ракетой-убийцей».

Сразу отметим, что ракета эта дозвуковая, но коварная: на конечном этапе (дальность пуска до 260 километров) летит к цели на высоте 2-4 метра, поэтому перехватить её совсем не просто. А у корабельной артустановки, которая бьёт на 20 километров, другое достоинство - скорострельность 80 выстрелов в минуту. По сути дела, это своего рода «артиллерийский пулемёт», способный разрубить цель пополам. Вот и не суются…

Тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ комплекса «Уран».
© РИА Новости
Тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ комплекса «Уран».

Вообще-то, такие корветы (проект 20380) считаются кораблями ближней морской зоны, но «Бойкому» довелось побывать на боевой службе и в Средиземном море. Так что возможность обеспечить и там эскорт теоретически имеется, но не всегда получается. Дело в том, что, по информации Дмитрия Рогозина (сейчас представляет в Совфеде Запорожскую область), которую он выложил в Сеть, под западными санкциями на январь 2026 года оказались уже 924 судна нашего «теневого флота», три четверти из которых танкеры, перевозящие нефть. А у нас в составе ВМФ РФ порядка 220 боевых кораблей и катеров, это с учётом «стратегов», у которых совсем другие задачи. Как ни крути, на каждый транспорт по «Бойкому» не хватает, а для формирования больших конвоев дело пока что не дошло.

Хотя, как знать, может быть, и дойдёт, потому что события развиваются. Буквально на днях Эмманюэль Макрон, которого Дональд Трамп на Давосском форуме буквально размазал по стенке, видимо, в целях политической реабилитации, с помпой объявил, что ВМС Франции «при поддержке союзников» высадились в Средиземном море на борт нефтяного танкера российской принадлежности, который находится под международными санкциями и следовал под «ложным флагом». Судно, надо понимать, арестовано.

При этом, как бы в оправдание демонстративной пиратской выходки, Макрон отметил, что действия французской стороны якобы «осуществлялись в строгом соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву». И преисполненный гордости добавил: «Мы полны решимости соблюдать международное право и обеспечивать соблюдение санкций, поскольку деятельность "теневого флота" помогает финансировать агрессивную войну против Украины».

Французские ВМС задержали в нейтральных водах Средиземного моря нефтяной танкер, следовавший из России.
© Генеральный штаб вооруженных сил Франции
Французские ВМС задержали в нейтральных водах Средиземного моря нефтяной танкер, следовавший из России.

И тут возникают неудобные вопросы. А почему это доблестные французские моряки даже рта не посмели раскрыть, когда буквально у них под носом через Ла-Манш проследовали такие же танкеры под такими же «неправильными флагами», но в сопровождении корвета «Бойкий»? Почему в ситуациях, когда танкеры идут в сопровождении боевых кораблей, ревностные блюстители Конвенции по морскому праву делают вид, будто ничего не происходит, а выбирают моменты, когда за транспорты некому заступиться? Почему дрейфят? Опасаются нарваться и получить по сусалам?

Кстати, о содержательной части упомянутой морской Конвенции ООН. Согласно статьи 110, за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами (а Россия насчёт «теневого флота» ни с кем не договаривалась, и вообще этот термин появился совсем недавно, намного позже самой Конвенции), военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, не вправе подвергать его осмотру, если нет «разумных оснований подозревать», что: это судно занимается пиратством или работорговлей, а также - «несанкционированным вещанием» или не имеет национальности. И так далее по списку. При этом, обратите внимание, ни слова о «теневом флоте».

Действительно, в определённой ситуации иностранный корабль может произвести проверку права судна «на его флаг» - послать с этой целью шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если и после проверки документов подозрения остаются, может произвести дальнейший досмотр на борту, но «со всей возможной осмотрительностью». А если подозрения окажутся необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдывали бы эти подозрения, ему должны быть «возмещены любые причинённые убытки или ущерб».

Но поскольку международное право в современных условиях стараниями коллективного Запада (а благодаря Трампу Запад сегодня не такой уж и коллективный!) приказало долго жить и каждый трактует правовые нормы, как ему вздумается, у России руки, по сути дела, развязаны. Тем более с её военной мощью. Или мы уже не ядерная держава, способная снести с глобуса любого супостата?

Это к тому, что деликатность в большой политике не всегда уместна. И чего, спрашивается, стесняться, тем более если даже киевский диктатор Владимир Зеленский слов не выбирает? На так называемом «Украинском завтраке» в Давосе он прямым текстом заявил, что Украина, дескать, могла бы помочь защитить Европу в случае «российского вторжения в Гренландию»: «Мы знаем, что делать, если российские военные корабли приблизятся к Гренландии, Украина может помочь с этим. Они (российские корабли и суда, - Авт.) могут затонуть вблизи Гренландии точно так же, как затонули вблизи Крыма».

Зеленский предложил Западу помощь в борьбе с российским «теневым флотом».
© flickr.com/worldeconomicforum
Зеленский предложил Западу помощь в борьбе с российским «теневым флотом».

И попутно новоявленный адмирал Нельсон украинского разлива упрекнул Европу в том, что она, видите ли, недостаточно активна в борьбе с российским «теневым флотом», что Россия по-прежнему слишком легко обходит санкции, поэтому располагает средствами для «массового производства ракет и других боеприпасов».

И вот тут появляются нюансы. Из-за санкций цена на нефть марки Urals всё-таки упала - примерно до 35 долларов за баррель - и продолжает колебаться. Но, как отмечает Reuters, чем дешевле становится российская нефть, тем больше финансовый стимул у нефтеперерабатывающих заводов разных стран игнорировать санкции и покупать по сниженной цене именно Urals. В чём нет ничего удивительного: ещё оклеветанный либералами Карл Маркс говорил, что ни одна акула капитализма такую возможность ни за что не упустит. И вообще, какая может быть европейская солидарность, когда доллары сами собой идут в руки?..

Да и либерализмом все наелись досыта: так называемый «зелёный переход» накрылся медным тазом, а политически близкие поставщики, пользуясь ситуацией и злыми холодами, задрали цены на «чёрное золото» для Старого Света, отчего не только прохладно в европейских квартирах, но и европейская промышленность откровенно буксует. Поэтому нарисовалась весьма своеобразная картина маслом: западные судоходные компании, в том числе из стран G7, втихаря, не делая громких заявлений, вернулись к перевозкам российской нефти. В результате в первой половине января почти треть морского экспорта нефти из России - это около 3 миллионов баррелей в сутки - обеспечивали танкеры, зарегистрированные именно в «недружественных» странах. Причём, как уже отмечалось, без лишнего шума. Вот и получается, что Запад сам собой примкнул к «теневому флоту» России, и никакой, заметьте, идеологии.

Означает ли это, что пиратским захватам наших танкеров пришёл конец? Спешить с выводами не стоит, потому что политических отморозков в мире предостаточно, одни прибалты чего стоят. Но вот чего определённо не надо делать, так это пробираться к потребителям наших углеводородов различными обходными путями, теряя при этом лицо. Достаточно хоть раз в «образовательных целях» применить против пиратов (а как их ещё назвать?) оружие, хотя бы в предупредительном формате, и всё моментально встанет на свои места. Причём не обязательно сразу же применять самое радикальное оружие.

Лёгкий артиллерийский крейсер «Октябрьская революция».
© wikipedia.org
Лёгкий артиллерийский крейсер «Октябрьская революция».

Припоминаю один весьма примечательный случай из собственной морской практики. Как-то крейсер «Октябрьская революция» мирно проходил Датскими проливами, и над кораблём тут же завис натовский вертолёт, из открытой двери которого торчал пулемёт и объектив кинокамеры. Такое и прежде случалось неоднократно, но на этот раз вертолёт завис очень уж низко, а его «пассажиры», свесив за борт ноги, откровенно глумились, демонстрируя неприличные жесты.

На их несчастье именно в этот момент матросы из дежурной смены чистили на юте картошку. Сначала, не обращая внимание на вертолёт и мерзкие выходки, но, когда терпение иссякло, самый отчаянный запустил в сторону летального аппарата картофельный клубень и попал прямо в кабину. Вертолёт стремительно взмыл и больше не появлялся. Причём из всего экипажа не оценил этот «недружественный жест» только главный хранитель международного этикета - корабельный замполит. Но ему так было положено...

Конвои в сопровождении кораблей эскорта, кто бы спорил, весьма надёжный способ доставки наших нефтепродуктов потребителям. Но не дешёвый - расходуется моторесурс, топливо, что сказывается на себестоимости нефти. Есть варианты менее затратные, но, как показала борьба с пиратством у берегов Африки, тоже весьма эффективные - подразделения морской пехоты или частной военной компании на борту танкера или транспорта, за которыми, если что, не заржавеет. Причём, если восстановить эту практику, дело картошкой, конечно же, не обойдётся.

Но это, как говорится, на крайний случай. У боевого корабля под российским флагом больше возможностей обеспечить свободу судоходства, что и было доказано. Не исключено, что эта практика войдёт в историю мореплавания под названием «эффект корвета "Бойкий"».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама