«Морское ополчение» в боевых порядках китайских ВМС
© eng.chinamil.com.cn
Китай отрабатывает масштабную десантную операцию с привлечением различных сил и средств.

«Морское ополчение» в боевых порядках китайских ВМС

Стальная стена из крошечных китайских рыболовецких сейнеров и траулеров вокруг Тайваня может стать неодолимым препятствием для ВМС США
28 января 2026, 06:36
Реклама
«Морское ополчение» в боевых порядках китайских ВМС
© eng.chinamil.com.cn
Китай отрабатывает масштабную десантную операцию с привлечением различных сил и средств.
Читайте нас на: 

С недавних пор стало понятным, каким в обозримой перспективе может оказаться не самое доброе утро для Соединённых Штатов. С большой долей вероятности выглядеть оно будет примерно так.

Оперативно-стратегические фантазии на тему Тайваня

…Вашингтон неожиданно получает срочное донесение от командующего 7-м флотом ВМС США о том, что Китай наконец-то решился начать вторжение на остров Тайвань, который, напомню, Пекин никогда не переставал считать неотъемлемой частью своей территории. И, как и предполагали американские аналитики, вспыхнувшая война со стороны НОАК с первых минут приняла характер комплексной десантной операции стратегического масштаба.

Причём китайский спецназ по недавнему примеру своих американских коллег в Венесуэле в первую очередь предпринял попытку парализовать систему государственного и военного управления противника, высадив крупный вертолётный десант на столицу. В первую очередь - на территорию величественного комплекса дворца президента Тайваня (Китайской республики) в Тайбэе.

Одновременно вышедшие из портов Шанхай и Сямынь многочисленные десантные корабли ВМС НОАК под прикрытием боевой авиации и массированных ракетных ударов стремительным броском преодолели неширокий (около 130 километров в самом узком месте) Тайваньский пролив. И после одновременной высадки нескольких бригад морской пехоты предприняли попытки захватить сразу нескольких плацдармов на северном и северо-западном берегах мятежного острова.

Десантная флотилия Южного командования НОАК во время морских учений, декабрь 2025 года.
© eng.chinamil.com.cn
Десантная флотилия Южного командования НОАК во время морских учений, декабрь 2025 года.

Как и рассчитывали в Пентагоне, поднятые по тревоге вооружённые силы США в Тихом океане с первых часов боевых действий постарались сделать всё, чтобы прийти на выручку одному из своих главных союзников в регионе. Однако сделать это оказалось не так просто.

Эсминцы и ракетные крейсера американского 7-го флота, тут же помчавшиеся в район конфликта, оказались не в состоянии даже приблизиться к побережью Тайваня, потому что наткнулись на несколько заградительных параллельных рубежей, образованных вставшими на якоря мелкими китайскими рыболовными судёнышками. Которые по сигналу одновременно прекратили вылов рыбы и по явно заранее разработанному Пекином единому плану согласованно вытянулись в океане в несколько почти бесконечных шеренг от горизонта до горизонта.

Мало того. Выставленные китайскими гражданскими моряками сплошные линии прочных рыбацких сетей в случае обострения противостояния грозили надолго обездвижить американскую эскадру, намотавшись на винты её кораблей. А высвободиться из этих капроновых пут, как известно, нечего и пытаться без спусков водолазов под киль каждой внезапно потерявшей ход боевой единицы…

Китайская сказка ложь, да в ней намёк

И что особенно важно: написанное выше - не разгулявшиеся фантазии на вольную военно-политическую тему. Именно таковым оказался тактический фон сразу двух крупных флотских учений, проведённых недавно НОАК в Восточно-Китайском море вблизи Тайваня - 25 декабря 2025 года и 11 января года 2026-го.

Как пишет газета The New York Times, всего в ходе декабрьских манёвров в Восточно-Китайском море приняли участие свыше двух тысяч рыболовецких судов под флагами КНР, которые образовали два параллельных заградительных барьера длиною примерно по 470 километров каждый. Причём удивительно быстро и точно - по единому сигналу своих военных коллег, заняв на мелководье строго определённые для каждого капитана координаты временных якорных стоянок. В январе 2026 года, в ходе следующих учений НОАК всё в тех же широтах, ситуация повторилась. Чуть в меньшем масштабе, но всё равно выглядело это впечатляюще.

Рыболовецкие суда регулярно принимают участие в военно-морских манёврах.
© Соцсети
Рыболовецкие суда регулярно принимают участие в военно-морских манёврах.

«В ходе последних манёвров около 1400 судов выстроились в плотную прямоугольную формацию вблизи основных судоходных путей. Что вынудило случайно оказавшиеся поблизости грузовые суда либо менять курс, либо идти зигзагами через этот район», - продолжает газета. С изумлением отмечая, что это была «крупнейшая и наиболее дисциплинированная формация гражданских судов из когда-либо зафиксированных в регионе».

Опрошенные заокеанские эксперты полагают, что нечто подобное Пекин хоть сегодня способен учинить и без начала «горячей» фазы войны за Тайвань. Скажем, для организации простой, но достаточно эффективной экономической блокады острова.

«Такая тактика "серой зоны" позволяет Китаю полностью перекрыть морские пути и взять акваторию под контроль, даже не вступая в прямое военное столкновение с флотами других стран. Остров оказывается в плотном кольце из сетей и стальных корпусов, сквозь которое не проскочит ни один транспорт, пока Пекин не даст на это добро», - так, к примеру, прокомментировал недавние события в Восточно-Китайском море японский новостной интернет-журнал Nikkei Asia.

В целом, полагает американская NYT, в случае начала серьёзного конфликта вокруг Тайваня Китай для подобных действий в одном только Восточно-Китайском море способен одномоментно мобилизовать не один десяток тысяч гражданских судов - естественно, по распоряжению командования НОАК, - заблаговременно сосредоточенных в портах и на их внешних рейдах этого района. 

В таком случае, указывает тот же источник, масштаб китайской операции может превзойти рамки знаменитой на Западе десантной операции «Оверлорд». То есть высадки союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии в 1944 году.

По мнению опрошенного NYT бывшего офицера американской военной разведки Лонни Хенли, по отдельности каждое из китайских рыболовецких судов, участвовавших в упомянутых флотских учениях, слишком мало, чтобы служить препятствием на пути эскадры ВМС США в океане. Но собранные воедино на ограниченном пространстве, они в состоянии остановить самые мощные боевые корабли.

Огромное количество целей - проблема для любого оператора РЛС.
© flickr.com/us-pacific-command
Огромное количество целей - проблема для любого оператора РЛС.

А Томас Шугард, бывший офицер ВМС США, добавил: большие массы небольших сейнеров, моторных джонок или траулеров способны сбивать с толку самые современные ракетные комплексы. Поскольку на экранах операторов радиолокационных станций маломерный флот превращается в уйму ложных целей, среди которых сложно выделить настоящие объекты для ударов. 

Иначе говоря, США даже не сомневаются, что Китай, не особо афишируя, создал своеобразное высокоорганизованное «морское ополчение» в зоне назревающего потенциально крупного геополитического конфликта в Тихом океане. Причём действующее в тесном оперативном контакте с адмиралами НОАК и, не исключено, отдельной строкой финансируемое из оборонного бюджета КНР. Возможно, даже имеющее собственные военизированные управляющие структуры по типу обычных военно-морских штабов.

В этом уверен, например, Грегори Полинг, директор Азиатской инициативы по морской прозрачности в Центре стратегических и международных исследований США. По его мнению, во время развёртывания «ополчения» в декабре и январе в Восточно-Китайском море привлекаемые к учениям крошечные промысловые суда изначально выходили в море не ради добычи рыбы, хотя внешне действия экипажей выглядели именно так. Но сделано это было для отвода глаз иностранных разведок.

Однако, по мнению Полинга, на самом деле в кейсах китайских «ополченческих» капитанов с самого начала лежали планы учений по проверке готовности рыболовного флота к массовой мобилизации в будущем конфликте вокруг Тайваня. Возможно, в целях поддержки организованной Пекином блокады или других мер давления на власти острова и на их ближайших союзников в Тихоокеанском регионе.

Кроме того, военные специалисты США полагают, что секретные планы подобной мобилизации гражданских судов на случай войны за Тайвань с большой степенью вероятности не ограничены только рыболовецкими судами малой мореходности и грузоподъёмности. Планами предусмотрено и «кое-что покрупнее».

На прежнем опыте

В этой связи информагентство Reuters обращает внимание на данные космической разведки Соединённых Штатов, пристально наблюдавшей с орбиты за учебной высадкой китайской морской пехоты на океанское побережье провинции Гуандун в августе 2025 года. Источники агентства сообщили, что в том масштабном десантировании наряду с боевыми кораблями приняли участие и более 100 судов, принадлежащих абсолютно гражданским ведомствам КНР. В их числе - шесть паромов и столько же океанских сухогрузов большого водоизмещения.

Бронемашины-амфибии НОАК идут к месту учебной высадки десанта. 
© eng.chinamil.com.cn
Бронемашины-амфибии НОАК идут к месту учебной высадки десанта. 

Войсковые подразделения, боевую технику и различные грузы они выгружали прямо на берег с помощью специально построенных для этих целей временных самоходных плавпричалов, собрать которые уже на месте высадки технически возможно за 3,5 часа. Что, как указывает уже упомянутый американский эксперт Шугарт, резко усиливает возможности Китая сформировать мощную первую волну десанта при захвате плацдармов на сильно укреплённом вражеском побережье.

Почему это особенно важно для НОАК в схватке именно за Тайвань? Дело в том, что, согласно оценкам тайваньских и американских военных, сегодня ВМС Китая собственными силами в состоянии перебрасывать с материка через Тайваньский пролив в первой волне десанта не более 20 тысяч морских пехотинцев с соответствующим «набором» боевой техники и боеприпасов.

Но давно подсчитано, что для гарантированного и быстрого подавления сопротивления защитников Тайваня, общая численность армии которого превышает 215 тысяч солдат и офицеров, уже в первые часы сражения за остров Пекину потребуется не менее 300 тысяч военнослужащих. Столько специализированным десантным кораблям на борт ни за что разом не поднять. Отсюда и потребность Китая в большой армаде гражданских судов.

Что ещё стоит отметить? Как уже сказано, до сих пор суда «морского ополчения» КНР готовятся к использованию исключительно в безоружных вариантах - самим фактом массового присутствия создавая навигационные препятствия неприятелю. Эти же бесчисленные добровольные помощники китайских военных ведут патрулирование и негласную разведку в интересах ВМС НОАК в Тихом океане.

Однако в Соединённых Штатах обоснованно подозревают, что в случае начала войны всё может круто поменяться. В частности, на тех же рыболовецких судах в больших количествах могут появиться, допустим, переносные зенитные ракетные комплексы, которые сделают невозможным или очень рискованным применение американской и палубной авиации над районами, в которых, на первый взгляд, ведётся обычный мирный промысел морепродуктов.

Десантный катер на воздушной подушке входит в доковый отсек корабля ВМС НОАК. 
© eng.chinamil.com.cn
Десантный катер на воздушной подушке входит в доковый отсек корабля ВМС НОАК. 

И ещё много чего можно вообразить, когда речь заходит о скрытом до поры боевом потенциале китайского «морского ополчения». Не исключено, что его суда внезапно окажутся способными устанавливать морские мины. Или запускать со своих бортов разведывательные (и не только!) беспилотники.

К тому же, используя тактику «роя», самые ничем не примечательные рыболовные суда Китая в угрожаемый период способны создать значительные трудности и боевым кораблям противника. Точно так же, как это, для примера, проделали иранцы с американцами в Персидском заливе в 2020 году. Тогда их быстроходные катера, по сообщению командования ВМС США, на больших скоростях сближались с самыми современными американскими эсминцами (иной раз на предельно малые дистанции, до девяти метров), заставляя их сворачивать с курса, чтобы избежать столкновений.

До применения оружия дело, правда, не доходило, но лишь потому, что никто официально не объявлял войну на берегах Персидского залива. Конечно, всё происходящее сильно нервировало экипажи штатовских боевых кораблей и держало их в крайнем напряжении. А часто и прямо препятствовало выполнению учебно-боевых задач.

Впрочем, китайцы тоже уже не раз использовали своё «морское ополчение» в борьбе за океанские и морские районы, которые в мире принято называть спорными. Правда, далеко не в таких масштабах, к которым материковый Китай готовится возле Тайваня, но всё же…

Так происходило, скажем, в январе 1974 года во время конфликта с Южным Вьетнамом за Парасельские острова. Тогда китайская рыболовная флотилия поначалу высадила невооружённый десант на необитаемые острова Робер, Мани, Дункан и Дрюмон. И подняла над островами флаги КНР в знак суверенитета своей страны над этими землями. 

Потом к месту событий подоспели сначала вьетнамские, а затем и китайские боевые корабли. Однако «присутствие многочисленных китайских рыболовных судов в районе Парасельских островов» привело в замешательство военных моряков Южного Вьетнама, которые так и не решились на применение силы. Что замедлило их реакцию на манёвры ВМС НОАК и позволило Пекину проводить свои операции более эффективно.

Корабли высаживают войска прямо на берег.
© eng.chinamil.com.cn
Корабли высаживают войска прямо на берег.

И когда два рыболовных траулера доставили 500 военнослужащих НОАК на западные Парасельские острова, «это привело к немедленной капитуляции находившихся там южновьетнамских солдат», - комментировал в апреле 2020 года детали конфликта вокруг островов известный американский аналитический центр RAND Corporation.

Позже, аналогичным образом, с помощью сотен «морских ополченцев», Китай устанавливал свой суверенитет сначала над рифом Мисчиф у филиппинского побережья, а затем и над отмелью Скарборо той же государственной принадлежности. Происходило это в 1995 и 2012 годах соответственно.

Полагаю, приведённых примеров вполне достаточно, чтобы осознать: многочисленное «морское ополчение», если его всерьёз готовить, может стать весомым аргументом в руках командования любым флотом. В борьбе за любое море. Или даже за океан.

«Корабли регулярных военно-морских сил, как правило, не замечают обычных рыболовецких судов. Но когда в дело вступают китайцы, такая политика становится опасной», - предупреждает американцев и обитателей острова Тайвань аналитический канадско-индийский портал EurAsian Times.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама