Зачем Туску Балтика, на берегах которой не будет Польши?
Ещё Польша nie zginęła?
Ещё недавно невозможно было представить руководителя крупного европейского государства, который в официальном обращении к народу пообещал бы через считанные месяцы затеять большую войну. Тем не менее, ровно так в самые последние часы 2025 года случилось в Варшаве.
Там премьер Польши Дональд Туск в праздничной речи заявил, что для его государства наступает время «быстрого завоевания Балтийского моря». «Нашей, польской Балтики», - на редкость самоуверенно подчеркнул Туск.
Вероятно, чтобы ни у кого не осталось ни малейших сомнений в том, какими именно средствами руководство Польши намеревается добиваться воплощения дерзкого замысла в жизнь, премьер тут же заявил, что ради победы планирует превратить Войско Польское в самую сильную армию Европы. По его словам, все ключевые решения в Варшаве будут приняты уже в 2026 году.
Хотя, надо признать, поляки и без того энергично продвигаются в заданном направлении. Как утверждает агентство Reuters, с января по инициативе военных в Польше стартует новая программа подготовки мобилизационного резерва, которая получила пафосное название «Образование с армией». По заявлению заместителя главы Минобороны республики Цезария Томчика, в 2026 году планируется обучить около 400 тысяч никогда не имевших отношения к армии поляков в рамках предложенной его ведомством инициативы. Которая, к слову, будет доступна и для взрослых, и для школьников старших классов.
Вариантов боевой подготовки два. Первый - курсы обороны без предоставления статуса резервиста. Второй - с предоставлением такого статуса.
Мало того. Ещё с 2024 года в Польше в рамках программы «Каникулы с армией» развёрнута обширная сеть летних военизированных учебных лагерей для гражданских лиц в возрасте от 18 до 35 лет. Там добровольцы за денежное вознаграждение в размере по 6 тысяч злотых (примерно 130 тысяч российских рублей) под руководством штатных офицеров Войска Польского проходят очень насыщенный и напряжённый 28-дневный «курс молодого бойца». А затем тут же принимают воинскую присягу и могут выбрать: уйти в запас или продолжить службу в частях территориальной обороны.
Словом, Польша действительно прямо на наших глазах крайне оголтело и стремительно превращается в крупнейший на континенте военный лагерь. А её население быстро милитаризируется. Естественен вопрос: с какой целью?
Вероятно, как раз об этом Туск и проговорился в своей предновогодней речи. Варшаве, оказывается, кровь из носу потребовалась «наша, польская Балтика».
А по-польски Królewiec
Но каким образом этого добиться? Вероятно, ключ к решению глобальной проблемы - ликвидация силой оружия Калининградского анклава России на северо-восточных границах Польши. Если злодейский замысел удастся, остатки Балтийского флота РФ, окажутся отброшенными из своей нынешней главной базы в Кронштадт. А там наглухо блокированы силами НАТО в узком Финском заливе.
Характерная деталь: с 2023 года Калининграда вообще не существует на изданных в Польше картах. Зато на его месте красуется некий Кролевец (Królewiec). Заодно Варшава самочинно переименовала Калининградскую область в Кролевецкую.
Ясно, что в память о Кролевецком воеводстве, очень недолго существовавшем в составе Речи Посполитой после временного ослабления Тевтонского ордена (с апреля 1454 по 1466 год). Потом эта территория снова вернулась к тевтонским рыцарям.
Тем не менее память о тех событиях в нынешней Польше старательно подогревают. Одновременно подчёркивая, что русский теперь Калининград - настоящая «ракетоопасная заноза» в теле Европы, и чем быстрее государствам НАТО удастся устранить эту угрозу, тем якобы лучше для дела мира во всём мире.
Особенно педалируют эту тему польские военные. Одним из самых громких заявлений в конце 2025 года отметился 54-летний генерал-лейтенант Ярослав Громадзинский, в недавнем прошлом командир так называемого Европейского корпуса, штаб которого находится во французском Страсбурге. Корпус объединяет 350 офицеров из десяти стран НАТО и единственную франко-германскую бригаду численностью в пять тысяч военных.
Так вот, оставивший Еврокорпус своему сменщику по причине ухода в отставку генерал Громадзинский уже из пенсионного кресла пригрозил нашей стране такими вот бедами: «За многие годы мы в армии привыкли, что Калининград - это некий бункер. <…> Сегодня нужно чётко сказать русским: мы можем туда зайти. И вы должны это учитывать… Если будем вынуждены это сделать, то сделаем это с полной решимостью. На расстоянии 300 километров всё сожжём, а на дистанции 900 километров подожжём. Это чёткий сигнал».
К этому можно было отнестись снисходительно: чего только не привидится отставному военачальнику на пенсии от скуки? Особенно не повидавшему за свою долгую службу ничего более смертоносного, чем обычные полигонные выстрелы с соблюдением максимальных мер предосторожности?
Под перекрёстным артогнём
Но настоящая беда в том, что Громадзинский не просто так болтает языком. В силу своей последней должности на армейской службе он, безусловно, хорошо знаком с планами оперативного планирования блока НАТО в отношении нашей Калининградской области. И если грозится всё дотла сжечь на нашей земле на удалении именно в 300 километров, стало быть, почти наверняка видел именно такие цифры в неких штабных расчётах альянса на начальный период возможной войны в Европе.
Кстати, а почему именно о 300 километрах в совершенно секретных документах альянса может идти речь? Скорее всего, потому что натовцы планируют заблаговременно сосредоточить у границ России такую огневую мощь, которая позволит одним махом превратить в сплошную зону поражения всю территорию Калининградской области от западной границы до пограничных столбов на восточной. Ведь максимальное расстояние между рубежами анклава всего 205 километров.
Если кто-то продолжает считать высказывание генерала Громадзинского сотрясением воздуха, предлагаю присовокупить к нему откровение другого крупного западного военачальника - командующего армией США в Европе и Африке и одновременно Сухопутными войсками НАТО генерала Кристофера Донахью.
Около полугода назад этот американский «лампасоносец» высказался, по сути, в унисон со своим отставным польским коллегой. На конференции Ассоциации армии США LandEuro в Германии Донахью заявил: поскольку Калининградская область со всех сторон окружена странами НАТО, армия США и её союзники могут «стереть её с лица земли в неслыханные сроки. И быстрее, чем когда-либо».
Не станем напоминать, чем подобный шаг НАТО чреват для всего мира и особенно для европейского континента. Об этом сказано-пересказано. Самое «свежее» в этом ряду - предупреждение Владимира Путина западным союзникам, сделанное 2 декабря 2025 года: «Мы не собираемся воевать с Европой, я об этом уже сто раз сказал. Но если Европа вдруг захочет с нами воевать и начнёт, мы готовы прямо сейчас. Здесь не может быть никаких сомнений».
И всё-таки: насколько мы готовы встретить внезапный массированный удар по Калининграду и его окрестностям прямо сейчас в сугубо военном отношении? В частности, насколько готов к этому Балтийский флот, чья главная база до сих пор находится на территории анклава?
Предлагаю подойти к географической карте. От Калининграда, в центре которого дислоцирован штаб Балтфлота, до польской границы всего порядка 35 километров. Это значит, что если противник скрытно установит артбатареи рядом с собственными пограничными постами, он действительно в состоянии прямо с места бить буквально по любым улицам и площадям самого крупного нашего города в регионе. По штабу моряков-балтийцев в том числе.
Кстати, самая массовая в Войске Польском 155-мм самоходная пушка-гаубица AHS Krab имеет предельную дальность стрельбы до 40 километров. А закупаемая Варшавой в массовых количествах южнокорейская 155-мм самоходная пушка-гаубица K9 Thunder активно-реактивными снарядами готова поражать цели вообще на дистанциях до 60 километров. Минувшей осенью K9 Thunder начали поступать на вооружение 1-й Мазурской артиллерийской бригады, входящей в состав 16-й механизированной дивизии и дислоцированной в районе так называемого Сувалкского коридора, сражение за который с Россией и Белоруссией, как полагают на Западе, обещает стать неотъемлемой частью гипотетической битвы за Калининград.
Но пока что речь идёт только о ствольной артиллерии потенциального противника. О боевых возможностях его ракетных войск и тактической авиации в отношении Калининграда и ближайших территорий говорить не будем. Всё и так понятно. Но ещё хуже, что в зоне поражения тех самых польских AHS Krab и K9 Thunder (не говоря уже о двух дивизионах противокорабельных подвижных береговых ракетных комплексов норвежско-американского производства NSM CDS) находится не только штаб Балтфлота, но и причалы его главной базы.
Если всё это очевидно даже человеку, знакомому только с данными из открытой печати, закономерен вопрос: чего мы ждём? Для чего продолжаем держать корабельное ядро флота в Балтийске, в пределах досягаемости ствольной артиллерии НАТО? Этот же вопрос касается самого ценного ударного актива балтийцев - 36-й бригады ракетных кораблей и катеров. В состав которой входят все наши «калиброносцы», сосредоточенные на Балтике.
Эти небольшие, в сущности, боевые кораблики, на каждом из которых по восемь пусковых установок высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК» или «Оникс», в случае начала масштабного конфликта могут атаковать из любой точки и эффективно поражать цели по всему континенту с высокой точностью. От той самой зловредной Польши, что прямо под боком, и, если потребуется, до Португалии и Испании.
Если конкретней, речь главным образом идёт о малых ракетных кораблях проекта 22800 «Каракурт» - «Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Буря». А также о только что построенном точно таком же «Козельске», который заканчивает на Балтике программу испытаний. Каждый из этих МРК - своего рода плавучая и быстроходная ракетная батарея.
Кроме перечисленных «Каракуртов», красой и гордостью 36-й бригады БФ считается ещё тройка малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Это «Зелёный Дол», «Серпухов» и «Град». На каждом возможно разместить ровно столько же «Калибров-НК». То есть - по восемь.
Седая Ладога?
Скорее всего, даже в Главном штабе ВМФ не все понимают, для чего мы эти ударные корабли продолжаем держать всего в нескольких десятках километров от границ с блоком НАТО? Во всяком случае, ещё летом 2023 года балтийцам было приказано на деле опробовать возможности передислокации «Каракуртов» и «Буянов-М» в самый дальний «угол» тамошнего театра военных действий - в Ладожское озеро. Откуда, как уже сказано, они тоже с лёгкостью могут обстреливать практически всё на территории Европы.
Для этого на «опытно-боевое дежурство» на Ладогу по реке Нева на несколько месяцев были переброшены МРК «Советск» и «Одинцово». Чем там столь длительное время могли заниматься их экипажи? Вероятно, изучалось влияние пресной воды на корпуса предназначенных исключительно для морских походов боевых кораблей. Ещё - возможности самостоятельного перехода «Каракуртов» в озеро по почти 40-километровому речному фарватеру. Также не исключено, что флоту были нужны дополнительные данные о качестве спутниковой связи в новом районе плавания.
Однако чем в смысле обеспечения безопасности кораблей флота Ладога отличается от того же Балтийска? Ведь от одного из берегов этого озера порядка 40 километров до границы с Финляндией. А финны с недавних пор тоже входят в Североатлантический альянс…
Ну, во-первых, с точки зрения обычной географии спрятать «Каракурты» с «Буянами-М» ещё дальше нам просто некуда. Во-вторых, Ладожское озеро не зря иногда называют морем - это крупнейший пресноводный водоём в Европе и в России после Байкала. А если учесть, что акватория Ладоги изобилует множеством островов, выходит, что небольшим боевым кораблям там на самом деле есть где укрываться от разведки противника. В-третьих, на Ладоге по определению не грозит опасность от ударных БЭК противника, которые доставили нам массу неприятностей на Чёрном море.
Наконец, у возможного перебазирования «Каракуртов» и «Буянов-М» из Балтийска на Ладогу есть и ещё одно несомненное преимущество. Встанут они там, если придётся, вовсе не на пустое место. Многие причалы и береговые сооружения для нового пункта базирования на Ладожском озере в принципе готовы. К ним подведена даже железная дорога из Питера, хотя и поросшая бурьяном.
Дело в том, что в советские времена в конце длинного и узкого Якимварского залива Ладожского озера на берегу небольшого здешнего городка Лахденпохья (Карелия) уже базировались корабли и суда Ленинградской военно-морской базы. В разное время стояли здесь даже от трёх до пяти дизельных подводных лодок 613-го и 615-го проектов. Всё вместе называлось 177-й бригадой опытовых кораблей и судов. Впоследствии переименованной в 824-й научно-испытательный центр ВМФ СССР.
Это может показаться удивительным, но многие исследовательские работы, проводимые советскими военными моряками и учёными в Лахденпохья, были напрямую связаны с испытаниями ядерного оружия, которые наша страна в ту пору проводила на арктическом архипелаге Новая Земля. Поскольку в условиях достаточно глубоководного (до 300 метров!) озера определялись возможности повышения живучести подводных лодок в условиях применения противником оружия массового поражения.
Кроме того, за пределами возможностей технических разведок наших недругов на Ладоге мы спокойно испытывали новое торпедное оружие и гидроакустические станции.
Но в начале 2000-х годов незадачливые «реформаторы» Вооружённых сил РФ решили, что Лахденпохья нам больше ни к чему, и базу «прихлопнули». А набитые исследовательской аппаратурой суда торопливо сдали на металлолом. С той поры Андреевского флага на этих седых берегах и не видывали. До самого прихода «Советска» и «Одинцово» летом 2023 года.
Почему же застопорилось перебазирование? Возможно, на Ладоге ещё не всё готово к приёму бригады? Это не исключено. Но тогда нужно быстрее шевелиться в этом направлении. И в Москве, и в Санкт-Петербурге, где с 2012 года квартирует Главный штаб ВМФ РФ. Тем более что нет разницы, откуда бить противника - с Балтики или с Ладоги. А что касается Польши, то она в формате большой войны - погрешность.