«В нынешних условиях Договор СНВ-3 или его аналог России невыгоден»
«Верить в то, что американцы поведут себя честно в любых договорах, нельзя»
- Левон Сумбатович, 27 января перевели Часы Судного дня - теперь они показывают 85 секунд до полуночи планетарной катастрофы. По мнению экспертов, это означает новые огромные риски, глобальные угрозы применения оружия массового поражения. Прекрасно зная это, Вашингтон проигнорировал прошлогоднее сентябрьское предложение Москвы продлить ещё на год действие Договора СНВ-3. Почему, на ваш взгляд?
- Давайте вспомним. Первым проводило практическую работу по созданию и подготовке к применению атомной бомбы Министерство вооружений нацистской Германии. Соединённые Штаты фактически продолжили их дело, создали и первыми испытали атомную бомбу на Японии. Тогда мир увидел всю мощь этого смертоносного оружия, которое может привести к необратимым последствиям для планеты в целом. Советскому Союзу пришлось срочно создавать свою атомную бомбу. И это остановило Америку от повторения Хиросимы и Нагасаки в СССР или другой стране мира. Поэтому с самого момента создания ядерного оружия прогрессивное человечество стремится ограничить его использование.
В 1960-е годы во время Карибского кризиса, когда мир опять стоял на пороге ядерной войны, были приняты первые договоры ядерного сдерживания между основными ядерными державами - СССР и США. Задача этих договоров заключалась в том, чтобы контролировать друг друга, выработать механизмы, которые сокращали бы риск продвижения к опасной грани. С общечеловеческой точки зрения такой договор необходим. Любая ядерная война в любом её проявлении может привести к фатальным последствиям для человечества.
Можно говорить о нашей готовности к продлению договоров. Россия проявляет инициативу в сохранении договорённостей. Но если американцы не видят в этом практического смысла, зачем навязывать им свою точку зрения?
Мы будем развиваться и демонстрировать суверенное право голоса, опираясь на имеющийся арсенал. Гонка вооружений в мире не прекращается: страны, обладающие ядерным оружием, ежегодно пополняют арсеналы. Мы знаем, что ядерное оружие есть у Израиля, Индии, Кореи, Японии, Великобритании, Франции и, вероятно, у Германии. Однако носителями высокой дальности обладают лишь США и Россия. По совокупному объёму арсеналов мы лидируем.
- Если говорить теперь уже о последнем Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений. Насколько искренне и добросовестно выполняли его Российская Федерация и Соединённые Штаты?
- Вспоминаю такой пример. Тогда мы сокращали свои тяжёлые бомбардировщики дальнего действия на авиабазе Энгельс в Саратовской области. Там был развёрнут завод по утилизации наших стратегических ракетоносцев. И мы приехали на этот завод снимать репортаж об утилизации самолётов. Как раз вовремя американцы привезли оборудование для демонтажа - громадные гильотины, которые рубили хвосты нашим самолётам, превращая их в металлолом. Наши боевые лётчики не смогли сдержать слёз, видя это.
При этом американцы у себя поступили иначе со своими ракетоносцами: они отогнали их в пустыню, сняли двигатели (которые законсервировали в ангарах), а корпуса под присмотром оставили на стоянке. Это видно на аэрофотосъёмке из космоса - громадные самолёты до сих пор там. Когда мы указали на это несоответствие - уничтоженные российские самолёты и лишь законсервированные американские, - нам ответили, что по условиям Договора уничтожение самолёта означает снятие с него двигателя.
Или ещё пример. В шахтах в Гренландии, возможно, до сих пор хранится американское ядерное оружие.
Поэтому верить в то, что американцы поведут себя честно в любых договорах, нельзя.
То же можно сказать и о ракетных шахтах: мы взрывали и уничтожали их полностью, засыпали. Помню, в Нижегородской области в эти шахты даже бросали советские купюры, уже выведенные из обращения. Американцы же законсервировали свои шахты, а некоторые из них превратили в теплицы для выращивания шампиньонов. А значит, завтра эти теплицы можно выкинуть и снова разместить в шахтах ядерные боеголовки.
Лично я считаю, что нам не следует идти на поводу у США, на уступки. Возможно, формально мы подпишем ещё какие‑то документы, но стратегически для нас этот договор или аналог СНВ-3 в нынешних условиях невыгоден. Сегодня существует реальная угроза ядерного конфликта с США, и раскрывать все карты перед лицом такой угрозы просто нелепо.
«В нынешних реалиях этот договор не принесёт нам ничего, кроме вреда»
- 5 февраля истёк срок действия последнего оставшегося двустороннего соглашения между Россией и Соединёнными Штатами, известного как Новый Договор СНВ. Благодаря ему мир на какое-то время стал более безопасным с точки зрения возможного применения стратегических вооружений. Теперь две страны, которые контролируют почти 90% мирового ядерного оружия, больше не ограничены в своих арсеналах и в своих действиях. Куда это заведёт?
- Эти договоры касаются стратегических ядерных вооружений, то есть нашей триады: баллистических ракет на подводных лодках, тяжёлых бомбардировщиков и ракетных комплексов стационарного базирования. СНВ-3 как раз и был направлен на контроль и сокращение этих вооружений. Его приняли в 2010 году, заканчивался в 2020 году и был продлён ещё на пять лет - до 5 февраля 2026 года. Однако фактическое действие договора прекратилось в 2022 году после начала специальной военной операции: доступ американским наблюдателям на все наши ядерные объекты был закрыт.
А что будет дальше? Вероятно, начнётся наращивание ядерных потенциалов. Если договор не будет продлён, с обеих сторон может начаться бесконтрольное увеличение арсеналов. Впрочем, скорее всего, этот процесс уже идёт: и США, и мы постепенно обновляем свои ядерные силы.
Старое уходит, новое приходит. Можно с уверенностью сказать, что сейчас основной упор делается на подвижные ракетные комплексы, а не на шахтное базирование. Вводятся в строй новые подводные лодки - появилась их обновлённая классификация с ядерными боеголовками. Идёт модернизация реактивных ракетоносцев семейства Ту.
Таким образом, мы последовательно обновляем все компоненты нашего ядерного потенциала. На мой взгляд, в нынешних реалиях этот договор не принесёт нам ничего, кроме вреда, поскольку предполагает проведение инспекций как на наши, так и на американские ядерные объекты.
Единственное, что сдерживает Запад от прямого вторжения и конфронтации с нами, - это ядерное оружие. Оно является нашим гарантом, щитом и защитой. Но в то же время эта защита может стать карающим мечом. Именно осознание этого сдерживает коллективный Запад от вторжения на нашу территорию.
«Сначала необходимо добиться твёрдого и крепкого мира на паритетных условиях»
- Тем не менее в сентябре прошлого года Владимир Путин предложил продлить условия договора ещё на год. Трамп не ответил на это предложение, возможно, с целью неограниченного выхода США на новый виток гонки вооружений. Вы считаете, что в этих условиях нам не следует идти на уступки американцам?
- Нужно ли продлевать этот договор сейчас? Лично я считаю, что нет. Сегодня мы как никогда близки к ядерному конфликту и общему противостоянию с США. Допускать наших вероятных противников к нашим ядерным объектам бессмысленно, несмотря на разговоры о возможном сближении. Моё личное мнение: продлевать договор нецелесообразно, тем более что американцы, вероятно, заинтересованы в нём лишь для ведения разведки наших ядерных сил.
Поэтому я убеждён: продлевать этот договор сегодня не нужно. Сначала необходимо добиться твёрдого и крепкого мира на паритетных условиях, добиться признания Вашингтоном нас равными партнёрами, а не вассалами. Только тогда можно говорить о новых договорах и думать о будущем человечества.
- Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Россия готова к новой реальности отсутствия ограничений в области вооружений после истечения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. По вашему мнению, с чем связана такая уверенность?
- Уверенность связана с постоянной модернизацией нашего ядерного арсенала - всего спектра, включая наземные, морские и воздушные комплексы. Идёт непрерывное оснащение и обновление: сейчас уже достигнуты показатели в 90% (подводные лодки) и 70% (реактивные ракетоносцы, авиация). Полностью обновлены подвижные комплексы.
Всё это постоянно находится на боевом дежурстве. Наш президент не зря сказал: «А зачем нам такой мир, если там не будет России?».