Российские войска в Сирии получили огромный боевой опыт.

«Сирийский вал» и «свободная охота»: какой боевой опыт мы получили в Сирии

Прошло три года с того дня, когда наши Вооруженные силы нанесли первые удары по боевикам в Сирии. Сегодня силы международных террористов практически разгромлены
02 октября 2018, 04:13
Реклама
«Сирийский вал» и «свободная охота»: какой боевой опыт мы получили в Сирии
© mil.ru
Российские войска в Сирии получили огромный боевой опыт.
Читайте нас на: 

Полученный за время военной операции опыт сегодня активно внедряется в практику всех российских видов и родов войск и регулярно используется на учениях, в том числе и международных - «Запад-2017», «Восток-2018», маневрах в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

По единому замыслу

Одной из важнейших проблем, стоявших перед российскими войсками в Сирии на первом этапе операции, была координация действий всех вооруженных формирований, воевавших на стороне правительства Сирийской Арабской Республики. Осенью 2015 года наши штабные офицеры создали систему управления, в которую были интегрированы все союзные Дамаску силы.

«Создание интегрированной группировки стало возможным благодаря использованию автоматизированных систем управления (АСУ) и средств связи. Это позволило российским войскам практически мгновенно реагировать на возникающие угрозы, избегать "дружественного огня" и точечно использовать авиацию», - пояснил еженедельнику «Звезда» военный эксперт Юрий Кнутов.

В статье «Штабы для новых войн» (была опубликована в «Военно-промышленном курьере») это подтвердил экс-командующий группировкой ВС РФ в Сирии генерал-полковник Александр Дворников. Он рассказал о том, что на командном пункте на авиабазе Хмеймим были размещены оперативные группы от всех группировок, действующих против банд радикалов.

Генерал-полковник Александр Дворников.
© mil.ru
Генерал-полковник Александр Дворников.

По его словам, несмотря на ряд трудностей, российские специалисты организовали взаимодействие между отрядами бригадного генерала Сухела, добровольческого формирования «Соколы пустыни», ополчения Корпуса стражей исламской революции (КСИР), 5-м штурмовым корпусом сирийской армии, подразделениями «Хезболлы» и «Фатимиды».

«По сути, речь идет о разрозненных иррегулярных вооруженных формированиях. Но, будучи объединенными под управление командующего группировкой войск от ВС РФ и действуя по единому замыслу, они обрели иной статус. И теперь в полной мере могут называться интегрированной группировкой», - пояснил Александр Дворников.

Российские военнослужащие разделили Сирию на зоны ответственности вооруженных формирований. За координацию на тактических направлениях отвечали оперативные группы численностью до пяти офицеров. В зависимости от выполняемых задач группа могла быть увеличена до 15-20 человек.

Также была оптимизирована работа командного пункта. В состав дежурной смены вошли представители от сил ПВО, специалисты по управлению разведывательно-ударными действиями и планированию огневого поражения. Отдельная группа занималась координацией с вооруженными силами западных государств, Израиля и Турции.

Генерал-полковник Дворников убежден, что Россия усвоила крайне полезный опыт, который имеет большое значение в условиях локальных конфликтов, где часто воюют нерегулярные автономные боевые группы. Эффективность подобных формирований с появлением единого центра управления возрастает в разы.

Справка

Боевой опыт в ходе операции в Сирии получен многими российскими военнослужащими. По данным Минобороны России, в действиях на территории САР принимали участие 63.000 наших военных, в том числе 434 генерала. Через службу в группировке войск в Сирийской Арабской Республике с коллективами своих штабов прошли все командующие войсками военных округов, общевойсковых армий и армий Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, командиры дивизий, а также 95% командиров общевойсковых бригад и полков.

Днем и ночью, без перерывов

Началу боевой миссии предшествовала переброска на Ближний Восток инженерных подразделений и смешанного авиакрыла. Именно авиация стала главной ударной силой ВС РФ в Сирии. Были задействованы штурмовики Су-25СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М, истребители Су-27, Су-30СМ, Су-35 и новейшие Су-57, стратегические ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, вертолеты Ми-8, Ми-28Н, Ми-24П и Ка-52.

Авиация стала главной ударной силой ВС РФ в Сирии.
© mil.ru
Авиация стала главной ударной силой ВС РФ в Сирии.

Смешанное авиакрыло активно использовалось как днем, так и ночью. Из 39.000 вылетов 20.000 были совершены в темное время суток. В отдельные периоды операции интенсивность применения ВКС достигала более 100 самолето-вылетов в сутки.

Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, по состоянию на август 2018 года ВКС России ликвидировали более 121.000 объектов террористов, включая 649 танков и 731 БМП, 8.927 автомобилей с зенитными установками. Были уничтожены свыше 86.000 боевиков и 830 главарей незаконных вооруженных формирований (НВФ).

Ротация летчиков и техперсонала была устроена таким образом, чтобы все подразделения ВВС и армейской авиации получили боевой опыт. В сирийской операции приняли участие 87% экипажей оперативно-тактической авиации, 60% - дальней и стратегической авиации, 91% - армейской авиации.

Российские ВКС внесли ведущий вклад в разгром террористов в САР. Юрий Кнутов считает, что практически все применяемые боеприпасы превратились в высокоточное оружие - благодаря современному бортовому оборудованию, установленному на российских самолетах, и прежде всего - прицельно-навигационному комплексу СВП-24 «Гефест».

«К штурмовику Су-25, повоевавшему в Афганистане и на Северном Кавказе, изначально не было вопросов. Подобная война - это его стихия. А вот переброска Су-24, который нередко записывали в "реликты «холодной войны»", вызывала немало вопросов. Тем не менее эта машина с СВП-24 показала себя достойной боевой платформой», - сообщил Юрий Кнутов.

Как полагает эксперт, сирийская кампания подтвердила серьезные возможности фронтовых бомбардировщиков в локальных конфликтах. Су-24М, наряду с Су-25, регулярно участвуют в учениях войск ОДКБ на пространстве СНГ, на которых отрабатывается ликвидация террористической угрозы.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М .
© mil.ru
Фронтовой бомбардировщик Су-24М .

«Очень важно, что в Сирии наши ВКС отработали удары по объектам боевиков, получая информацию из различных источников. Также летчиками достаточно широко применялась так называемая "свободная охота". С большой вероятностью скоро мы узнаем, что полученные в Сирийской Арабской Республике навыки закрепляются этой осенью в ходе учений ОДКБ с привлечением Су-25 и Су-24», - пояснил Кнутов.

Новая тактика наземных боев

Сирийская миссия также позволила российским войскам получить опыт наступательных действий в локальных конфликтах. В пример можно привести операцию по освобождению Алеппо в конце 2016 года. Тогда была применена тактика наступления в три смены - днем и ночью, без перерыва. Авиация наносила удары по объектам и группировкам террористов только по внешнему кольцу их обороны, а ракетные войска и артиллерия, тактические огневые средства в составе - по целям в черте города.

Освобождение Алеппо.
© mil.ru
Освобождение Алеппо.

Большой опыт получен и в ведении боев в горной и пустынной местностях. Сирийские войска, в составе которых находились российские военные советники, занимались захватом и удержанием господствующих высот, перевалов и горных проходов, широко применяли тактику «обходящих отрядов».

В пустынях наступающие использовали результаты применения авиации и артиллерии на всю глубину обороны противника. На отдельных направлениях для фортификационного оборудования рубежей были задействованы бульдозеры и другая дорожная техника, усиленная бронелистами.

Такая тактика была изобретена генералом Сухелом и получила в России название «сирийский вал». Ее суть заключается в создании заслона из песка или земли, за которым укрывается штурмовое подразделение. «Вал» затрудняет нанесение ударов по наступающим силам, которые в иных случаях на открытой местности, как правило, несут большие потери. Под прикрытием быстро возводимого фортификационного сооружения танковая группа ведет огонь через промежутки в заграждениях. Основная цель - артиллерийские позиции противника.

В сентябре-октябре 2018 года применение «сирийского вала» отработали соединения российского Южного военного округа (ЮВО), включая дислоцированный в Крыму армейский корпус. В наших условиях эта тактика действий может использоваться на степных просторах юга страны и на открытых участках местности.

«Cирийский вал» нашел применение в российской армии..
© mil.ru
«Cирийский вал» нашел применение в российской армии..

Кроме того, в последние годы на учениях на юге России и на полигонах в странах ОДКБ российские Вооруженные силы стали активнее применять диковинную прежде технику - багги (легкий автомобиль высокой проходимости) и вездеходы с пулеметными установками. В Сирии использование этих мобильных боевых платформ продемонстрировало высокую эффективность в проведении спецопераций против небольших бандформирований и в разведывательных целях.

Значительный опыт Российская армия получила также в тоннельной и контртоннельной борьбе. Подземные ходы террористы использовали для перемещения в городах Хомс, Алеппо, Дамаск, для скрытного сближения с сирийскими войсками, закладки фугасов, уничтожения подконтрольных правительству государственных объектов.

Опыт может пригодиться

Военный эксперт Юрий Кнутов уверен, что Российская армия осваивает новые тактические приемы не только для защиты собственных рубежей. «Сирийский вал», спецоперации с применением новой автомобильной техники, другие методы и способы ведения вооруженной борьбы могут пригодиться, например, при обострении обстановки в Центральной Азии.

По данным ФСБ России, с 2017 года террористы из Сирии и Ирака начали перемещаться в северную часть Афганистана, а оттуда - в страны постсоветского пространства для формирования новых ячеек. Таким образом, в «южном подбрюшье» России может возникнуть взрывоопасная ситуация, которая будет непосредственно угрожать национальной безопасности нашей страны.

«Мы смогли разбить террористическое гнездо на Ближнем Востоке, но сейчас остатки джихадистов собираются в единую силу в Афганистане. Этому потворствуют США. Обстоятельства подталкивают нашу армию к усвоению новой тактики ведения боевых действий, в том числе наземных боев против радикальных исламистов. К сожалению, нельзя полностью исключать развития самого негативного сценария, но полученный в Сирии опыт позволит нашим Вооруженным силам качественно подготовиться к выполнению новой контртеррористической операции», - заключил Юрий Кнутов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама