Елена Гуськова: «Македонский референдум нельзя считать однозначным и состоявшимся»
В Еврокомиссии поспешили заявить о том, что голосование прошло успешно, и более 90% проголосовавших поддержали инициативу правительства, однако из-за организованного оппозицией бойкота голосования явка составила лишь 36% при необходимых 50%. При этом, как отметил посол РФ в республике Сергей Баздникин, в сентябре Скопье посетило огромное число высокопоставленных госдеятелей из Вашингтона и Брюсселя, которые открыто вмешивались в процесс референдума, убеждали македонцев «позитивно изъяснится» по вопросу вступления страны в НАТО и Евросоюз.
О результатах референдума, его значении для Македонии и всего славянского мира еженедельнику «Звезда» рассказала доктор исторических наук, иностранный член сербской Академии наук и искусств и Академии наук Республики Сербской (Босния и Герцеговина), руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
- Теперь Македония будет называться Республика Северная Македония. Чем обусловлена эта смена названия?
- Македония уже 28 лет является государством с официально неопределенным именем. Связано это в первую очередь с позицией Греции. Греки считают, что в названии этой республики, которая отделилась от Югославии, не должно быть слова Македония. В Греции есть географическая область под названием Македония, что вызывает у греков опасения, что македонцы могут претендовать на их территорию.
Эти опасения основываются на программах македонских националистических партий, которые хотели объединить территории, на которых наблюдается количественное превосходство македонского населения. Именно поэтому Греция выставила ультиматум Македонии и потребовала сменить название. До тех пор греки будут пресекать любые попытки Македонии вступить в ЕС и НАТО.
С другой стороны, многие страны, включая Россию, признали название Республика Македония в начале 90-х годов. Но все же Запад вынудил правительство Македонии решить эту проблему. Новый премьер-министр Зоран Заев, которого Евросоюз всячески поддерживает, провел переговоры с Грецией и принял непростое решение сменить название на Республика Северная Македония.
Стоит отметить, что на протяжении 18 лет предлагалось множество вариантов названия для страны, в том числе, например, Республика Скопье. В ООН из-за протеста Греции Македонию приняли под названием Бывшая Югославская Республика Македония.
Заев признал, что название Республика Северная Македония гарантирует вступление страны в НАТО и исключит любые претензии со стороны Греции.
Однако сам процесс референдума был обставлен достаточно лукаво - населению был задан вопрос: «Вы за вступление в НАТО и ЕС в соответствии с договором между Македонией и Грецией?». О переименовании страны в вопросе не говорилось, но для народа он стал главным, и, оказалось, что более 60% населения против переименования страны.
- Евросоюз торжественно объявил о том, что референдум прошел успешно и македонцы практически единогласно высказались за вступление в НАТО. Насколько можно верить этим заявлениям?
- Я считаю, что референдум нельзя считать состоявшимся. При этом мы должны понимать, что все политические партии, включая оппозиционные, высказываются за вступление в ЕС и НАТО. А вот по вопросу изменения названия страны партии разделились.
Партия ВМРО-ДПМНЕ и президент страны Георге Иванов призывали народ бойкотировать референдум. И если сложить тех, кто не вышел на референдум, и тех, кто пришел, но сказал «нет», то получится, что более половины населения Македонии против нового названия страны.
Сторонники премьер-министра оказались в меньшинстве. Но это не помешало премьеру Заеву провозгласить референдум успешным. Его поддержали члены Евросоюза и США. И вполне возможно, что результаты референдума признают, несмотря на его результаты. Теперь обсуждение этого вопроса начнется в парламенте.
- Не секрет, что славянские страны сейчас стремятся присоединиться к НАТО и отворачиваются от России. Что ими движет?
- Сейчас в славянском мире наблюдаются серьезные проблемы. Часть уже в Евросоюзе и НАТО, другие стремятся туда. Однако надо понимать, что не все славяне отвернулись от России.
Стремление к славянскому единству и взаимодействию происходит не на уровне политических элит. Скорее к нему тяготеет простой народ. Он поддерживает культурное и научное сотрудничество, и Россия здесь играет ключевую роль.
Фактически Россия была и остается центром славянского взаимодействия, и все остальные страны всегда учитывают мнение нашей страны в вопросах сотрудничества и сближения. И тот факт, что желания политиков противоположны желаниям простых граждан, ученых и людей культуры, вызывает опасение за целостность славянского мира.
- Турция также является членом НАТО. Может ли она, после вступления Македонии в Альянс, претендовать на некогда утраченные балканские территории?
- Я не думаю, что Турция думает об этом, у нее много других проблем, да и время изменилось. Она никогда не будет пытаться возвращать то, что было утрачено еще в 19 веке. Вопрос в другом. Сейчас заметна тенденция того, что Турция ведет активную работу с мусульманским населением балканских стран, всячески покровительствуя им. Его с глубокой симпатией принимают у себя албанцы Косова, Албании, юга Сербии, Македонии, мусульмане Боснии и Герцеговины. И это сотрудничество будет продолжаться.