В других СМИ
Загрузка...
Не гоните, хлопцы, волну
© Фото автора
Учения грозной укрофлотилии.

Не гоните, хлопцы, волну

К чему могут привести неуклюжие провокации Киева в акватории Азовского моря
30 октября 2018, 11:00
Реклама
Не гоните, хлопцы, волну
© Фото автора
Учения грозной укрофлотилии.

В октябре Украина закрыла для гражданских судов участок Азовского моря между Ялтой (есть такой поселок на украинском берегу) и Бердянском. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александра Турчинова, сделано это было с целью проведения серьезных учений, которые включены в план наращивания украинской военной компоненты на Азовском море и призваны стать ответом на «российские провокации».

Три дня у северного побережья Азова дробно шумели автоматные и пулеметные очереди, иногда разбавленные более гулкими выстрелами 30-мм автоматических пушек речных бронекатеров «Лубны» и «Кременчуг», переброшенных накануне колесным ходом из Одессы в Бердянск.

Конечно, назвать «серьезными учениями» подобные стрельбы по фанерным мишеням на берегу и по плавающему неподалеку деревянному плотику может только полный дилетант в военном деле. Впрочем, компетентность в военно-морском аспекте вообще не имеет никакого отношения к политической шумихе и планам Киева сформировать Азовский военно-морской район со штабом в Бердянске.

Напомним, что украинская морская группировка в Азовском море состоит на сегодняшний день из порядка 20 малокалиберных плавсредств. Военно-морские силы в ней представлены лишь пятью единицами. Это  два малых бронированных артиллерийских катера - «Лубны» и «Кременчуг» проекта «Гюрза-М», прошедшие с «переможной» шумихой из Черного моря в Азовское корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец». В составе погранслужбы Украины находится Мариупольский (бывший 23-й) отряд морской охраны, который включает в себя 18 кораблей и катеров. Самый крупный из них - пограничный сторожевой катер «Донбасс» проекта 205П «Тарантул», построенный в 1982 году на ленинградских верфях и вышедший недавно из очередного ремонта. Из прочих выделяется имеющий пулеметное вооружение пограничный корабль «Оникс», который до 2010 года был турецкой рыболовецкой шхуной под названием «Баба Хасан». За незаконный промысел она была задержана и конфискована в пользу Украины. Именно экипаж «Оникса» проявил высокие пиратские навыки, напав в нейтральных водах на российский рыболовецкий сейнер «Норд», положив начало нагнетанию напряженности в азовских водах.

Что касается создания базы всей этой «москитной» флотилии, то серьезные военно-морские эксперты, причем не только российские, по большей части убеждены, что Бердянск не подходит для создания военно-морской базы. Этот порт даже своей географией расположения и гидрологией акватории не соответствует такому предназначению. Чтобы выйти в открытое море из Бердянска, военные суда Украины должны иметь согласие компетентных органов России. Нет у него и необходимой инфраструктуры, а дальнейшее строительство причалов военного назначения представляется весьма сомнительным - по причине скудного финансирования украинских  ВМС. Перспективы военно-морской базы в Бердянске, нацеленной на «отпор агрессивным действиям РФ», вызывают сомнения даже в США. Как считает военный обозреватель американского журнала The American Conservative, в случае конфликта Россия быстро потопит небольшое количество кораблей Украины на Азове и уничтожит базу в считанные минуты. Пока же российская сторона неукоснительно придерживается подписанного с Украиной в 2003 году соглашения о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Документ определяет Азовское море как море внутреннего пользования двух государств. Но именно политические амбиции Киева и склонность его властных функционеров к провокационным выпадам может привести к разрушению статуса разумного баланса интересов.         

Впрочем, все эти украинские попытки «гнать волну» на Азове обусловлены и далеко идущими провокационными целями. Оморячивание устремлений Киева имеет, скорее всего, уже традиционную направленность - добычу финансовых и политических дивидендов у западных партнеров. Несомненно, все это имеет прямое отношение к предвыборной кампании, в которой Порошенко представляется непримиримым борцом с «российской агрессией» и созидателем военно-морских сил Украины. Именно в этой канве нынешней осенью на закрытом заседании СНБО по указу украинского президента был утвержден план усиления военного присутствия «незалежной» в Азовском море. Кроме развертывания военно-морской базы с дивизионом бронекатеров, ВСУ планируют укрепить ракетными установками береговую оборону. По привычке надеются на США, которые уже подарили младшему партнеру два списанных катера береговой охраны, почти 30 лет прослуживших  в водах Атлантики, и обещают поставить  противокорабельные ракеты прошлого поколения. Но основной упор в Киеве делают на раздувании «российской опасности».

Возобладавшее во властных умах «незалежной» мнение выразил считающий себя военным экспертом киевский блогер Александр Сурков: «Нам нужно таким образом спровоцировать Россию на какие-то действия, чтобы, с одной стороны, не получить эскалации военного конфликта, а с другой - получить отличный повод для того, чтобы туда ввели стабилизирующие силы НАТО - Британия и Соединенные Штаты».

Выдержка российской стороны в этой ситуации только выводит из себя киевских манипуляторов и их спонсоров. Генсек НАТО Йенс Столтенберг давеча заявил, что «Украина должна иметь свободные морские каналы сообщения, что, разумеется, важно и для кораблей стран НАТО, которые имеют торговые отношения с Украиной». Интересно, каким местом корабли НАТО имеют подобные отношения с Украиной? Если речь идет о судах под торговыми флагами стран НАТО, то они спокойно могут выходить на азовские просторы. А чуть ранее глава дипломатии ЕС Федерика Могерини проговорилась о далеко идущих планах Запада, назвав Черное море «европейским».

В подобной тональности прозвучал и голос евродепутата от Германии Ребекки Хармс, которая потребовала, чтобы Евросоюз и НАТО направили боевые корабли в Азовское море.

Истинные причины подобного натовского интереса просматриваются в недавней резолюции Европарламента о ситуации в Азовском море, в которой высказана особая озабоченность судьбой украинских нефтяных и газовых месторождений. И впрямь, больная тема для Европы - чужие энергоносители.

Киев же так и не отказывается от своих провокационных намерений. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал дипломатичную оценку ситуации: «Сейчас Украина хочет зазвать натовские учения в Азовское море, но туда уже нельзя будет пройти, потому что наш договор с Украиной требует обоюдного согласия для прохода военных кораблей в Азовское море. Но они этого хотят, и им в этом активно потакают».

В последнее время из Киева все чаще звучат угрозы разорвать соглашение о совместном пользовании Азовским морем. Но если украинская сторона разорвет этот договор, то Керченский пролив, по-видимому, будет закрыт для украинских судов - и тем более для боевых вымпелов НАТО. И вся «москитная» флотилия осядет в отстое у бердянских причалов. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву Украине отойдет всего 22,5 км так называемого внутреннего моря, то есть 12 миль акватории Азовского моря от линии наибольшего отлива. Так что имеет ли смысл, хлопцы, «гнать волну» азовскую?    

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.    

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама