Адмирал Николай Евменов: «Я абсолютно удовлетворен действиями моряков-североморцев на учениях «Восток-2018»
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Адмирал Николай Евменов.

Адмирал Николай Евменов: «Я абсолютно удовлетворен действиями моряков-североморцев на учениях «Восток-2018»

Маневры «Восток-2018», прошедшие в середине сентября, стали самым крупным, начиная с 1981 года, мероприятием подготовки войск в современной истории нашей страны. В морской фазе учений активное участие приняли корабли и суда обеспечения Северного флота. Мы обратились к командующему флотом адмиралу Николаю Евменову с просьбой оценить действия моряков-североморцев
11 октября 2018, 06:38
Реклама
Адмирал Николай Евменов: «Я абсолютно удовлетворен действиями моряков-североморцев на учениях «Восток-2018»
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Адмирал Николай Евменов.
Читайте нас на: 

«Такой поход столь многочисленная группировка надводных кораблей СФ прошла впервые»

- Николай Анатольевич, какими силами и средствами был представлен флот на этих учениях и как часто отряды кораблей и судов проходят Северным морским путем в акваторию Тихого океана?

- Поход арктической группировки Северного флота из основного пункта базирования на Кольском полуострове начался примерно за месяц до начала маневров «Восток-2018». И это было связано не только с необходимостью преодоления почти четырех тысяч морских миль, но и со спецификой плавания в северных широтах. Помимо большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков», который был флагманом, в состав отряда входили большие десантные корабли «Александр Отраковский» и «Кондопога», ледокол «Илья Муромец», танкер «Сергей Осипов», спасательный буксир «Памир» и килекторное судно КИЛ-143.

Проход отряда кораблей Северным морским путем.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Проход отряда кораблей Северным морским путем.

В столь многочисленном составе группировка надводных кораблей СФ Северным морским путем не проходила ни разу. А если учесть, что в Восточно-Сибирском море отряд кораблей, следовавший через ледовоопасные районы за атомным ледоколом «50 лет Победы», встретился с учебным кораблем «Перекоп» Балтийского флота и судном МТО «Академик Ковалев» (их проход в западном направлении обеспечивал ледокол «Вайгач»), подобной интенсивности плавания в этом бассейне точно не было никогда.

На всем пути следования моряки-североморцы провели несколько тактических учений и целый ряд общекорабельных мероприятий по боевой подготовке. В частности, арктические мотострелки совместно с морскими пехотинцами отработали тактику оборонительных действий с высадкой на необорудованное побережье в районе Тикси (Якутия). Они поразили мишенные позиции из стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов, отработав элементы реального боя с десантом условного противника.

Цитата

«Проявленные при этом высокая мобильность и слаженность войск уже стали нормой для наших Вооруженных сил»

Министр обороны Генерал армии Сергей Шойгу 

Экипаж БПК «Вице-адмирал Кулаков» отработал весь комплекс мероприятий по противовоздушной и противолодочной обороне арктической группировки кораблей. Достаточно активно на всем пути следования были задействованы вертолеты Ка-27, находящиеся на вооружении БПК. Вертолетчики передавали информацию о ледовой обстановке с рекомендациями по безопасному направлению для движения.

Корабли следуют в кильватер.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Корабли следуют в кильватер.

Учения на переходе проходили в несколько этапов. На первом - при огневой поддержке с БПК «Вице-адмирал Кулаков» морские пехотинцы провели учебный бой за высадку десанта и обеспечили подход «Кондопоги» и «Александра Отраковского» с основными силами. Десантирование бронетехники на побережье отрабатывалось на втором этапе. Оно было проведено способом «на упор», при котором десантные корабли вплотную подходят к береговой черте и техника выходит непосредственно на берег. Огневую поддержку высадки морского десанта осуществляли корабельные вертолеты, поднимавшиеся с борта «Вице-адмирала Кулакова». Они же использовались для доставки десантно-штурмовых групп в заданные районы. Также на маршруте движения Северным морским путем была отработана подготовка боевых пловцов подразделений по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами противника.

Основная фаза маневров.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Основная фаза маневров.

- А приходилось ли во время перехода выполнять какие-то нестандартные задачи, помимо запланированных?

- Специфика службы на Северном флоте требует от личного состава постоянной готовности к выполнению задач, в том числе и нестандартных. Поэтому встреча с дрейфующими льдинами и айсбергами в проливе Санникова, плавание в условиях плотного тумана и арктических штормов почти на всем маршруте следования к числу нестандартных не относится. Даже культурно-массовые мероприятия для гражданского населения чукотского порта-поселка Эгвекинот, которые североморцы организовали практически без подготовки, лишь подтвердили их способность действовать в любой ситуации.

Прямо на борту «Кондопоги» моряки развернули выставку современного сухопутного и военно-морского вооружения, снаряжения и экипировки. На центральной площади поселка была проведена выставка авиационно-спасательного оборудования на базе вертолета Ка-27 ПС, а перед местными жителями выступил вокально-инструментальный ансамбль бригады десантных кораблей.

Морпехи десантируются на побережье.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Морпехи десантируются на побережье.

«Действия экипажей всех кораблей и десанта продемонстрировали хорошую слаженность»

- Как североморцы справились с мероприятиями в ходе маневров «Восток-2018», и чьи действия вам хотелось бы отметить особо?

- Для начала хотелось бы отметить, что личный состав Северного флота, принимавший участие в маневрах, не выглядел на них статистами. И я абсолютно удовлетворен действиями каждого военнослужащего. Чего стоит только тот факт, что морская десантная операция, проведенная в акватории Чукотского моря и на Чукотском полуострове, стала первой не только в истории флота, но и Вооруженных сил России в целом. Особое внимание при этом было уделено готовности действий североморцев к  выполнению задач на незнакомой местности в арктических широтах и изучению побережья Северного Ледовитого океана на предмет освоения новых десантно-доступных мест.

Не люблю оценок в превосходной степени, но объективности ради скажу: действия экипажей всех кораблей и десанта продемонстрировали хорошую слаженность в ходе двустороннего тактического учения в районе порта Эгвекинот на побережье Берингова моря.

По замыслу учения подразделения арктической мотострелковой бригады заняли оборонительные позиции на берегу. Для этого в условиях бездорожья, используя исключительно штатную технику - двухзвенные снегоболотоходы, они за двое суток совершили 270-километровый марш по континентальной части Чукотского полуострова от мыса Ванкарем.

Условные диверсанты были обнаружены с помощью современных средств разведки и - что тоже впервые - беспилотных летательных аппаратов. После получения разведывательной информации мотострелки были направлены в район обнаружения. Там они отработали тактику преследования, окружения и уничтожения разведывательно-диверсионных групп условного противника.

Мотострелки на марше.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Мотострелки на марше.

Вполне достойно показали себя североморцы и в акватории Берингова пролива, где было проведено учение по поисково-спасательному обеспечению. Перед нашими силами стояла задача оказать помощь судну, условно терпящему бедствие в районе трассы Северного морского пути. Для уточнения координат судна с борта «Кулакова» вылетел Ка-27, который передал точные координаты на флагманский корабль и отработал задачу по подъему с поверхности моря людей, «терпящих бедствие». Аналогичные задачи, выполнил и экипаж БПК, прибывший в указанный район. На воду были спущены быстроходные моторные лодки БЛ-80, которые в кратчайшие сроки доставили на борт корабля «пострадавших». Экипажи спасательно-буксирного судна «Памир» и ледокола «Илья Муромец» отработали действия по тушению пожара на «аварийном» судне и последующей его буксировки.

Тут обязательно следует добавить, что для экипажей кораблей и судов Северного флота в таких учениях и тренировках нет ничего необычного. Их можно отнести к разряду повседневных. Именно на выполнении задач спасательной направленности в Арктическом регионе и делается основной акцент в ходе отработки элементов плановой боевой учебы. В понятие «обеспечение безопасности на трассе Северного морского пути» мы в первую очередь закладываем готовность придти на помощь любому судну или кораблю, если такая необходимость возникает.

«У меня нет сомнений, что интересы России с арктического направления надежно защищены»

- В одном из своих недавних интервью вы сказали, что ни у кого не должно быть сомнений, что Северный флот готов защищать интересы России от экватора до Арктики. Укрепились ли вы в этом мнении после «Востока-2018»?

- Вопрос - из категории риторических, ответ на который, фактически, я уже дал. Особо хочу подчеркнуть, что я укрепился в своем мнении не только благодаря успешному участию в маневрах на северо-восточном направлении. Ровно за три месяца до их начала, силы и войска Северного флота приняли участие в учениях по плану сбор-похода кораблей в Баренцевом море.

© Фото из архива пресс-службы Северного флота
"Бастион" готов к залпу.

По количеству задействованных сил и средств (36 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения; 20 летательных аппаратов; более 150 единиц вооружения, военной и специальной техники береговых ракетно-артиллерийских и сухопутных войск, морской пехоты и войск ПВО), а также объему выполненных задач, этот сбор-поход на нашем флоте был самым масштабным за последнее 10-летие.

Все запланированные стрельбы (включая пуски крылатых корабельных ракет) и другие боевые упражнения были выполнены успешно. Оружие и технические средства уверенно прошли все испытания. Расход боеприпасов не превысил запланированных норм. За почти двухнедельные учения всеми кораблями и судами было пройдено свыше 10 тысяч морских миль. Следует также добавить, что в настоящее время в ведении объединения ВВС и ПВО находятся порядка десяти аэродромов, расположенных в районах Крайнего Севера и Арктики. Сюда же входят три взлетно-посадочных комплекса на островах Северного Ледовитого океана, которые после завершения строительных работ будут эксплуатироваться круглогодично и обеспечивать полеты самолетов и вертолетов всех классов в любое время года. Это лучше любых слов подтверждает мобильность и готовность североморцев действовать в любой точке Мирового океана.

Так стреляет Бастион.
© Фото из архива пресс-службы Северного флота
Так стреляет Бастион.

- Удалось ли проверить в действии сверхзвуковой береговой ракетный комплекс «Бастион», на которые возлагаются большие надежды по защите Арктики? Как вы оцениваете ход работ на этом направлении?

- Если двумя словами, то - вполне удовлетворительно. Комплекс «Бастион», оснащенный сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракетой «Оникс», находится в Баренцевом море и стоит на вооружении тактической группы Северного флота, несущей боевое дежурство на острове Котельный. В конце сентября в рамках учения по удаленной мишенной позиции, имитирующей отряд надводных кораблей условного противника, были успешно выполнены ракетные стрельбы. Эффектные кадры этих стрельб показали практически все центральные федеральные телеканалы.

И лично у меня нет сомнений, что интересы России с арктического направления надежно защищены.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама