В других СМИ
Загрузка...
«Queen Elizabeth» vs «Charles de Gaulle»: Ты слишком много в доках, все тебя успели позабыть
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

«Queen Elizabeth» vs «Charles de Gaulle»: Ты слишком много в доках, все тебя успели позабыть

Британца подводит дальность работы авиагруппы, а француз - склонен к внезапным поломкам
16 ноября 2018, 06:35
Реклама
«Queen Elizabeth» vs «Charles de Gaulle»: Ты слишком много в доках, все тебя успели позабыть
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

Последний раз на море французы и англичане сталкивались лбами XIX веке. Тогда одноглазый Нельсон разметал корабли французов в щепки. До этого Великобритания перемолола Испанию. Так Британия завоевала статус «Владычицы морей».

Но все изменилось после 1945-го. Именно тогда «Владычица соленых пучин» постепенно начала больше списывать корабли, чем спускать новые на воду. Первая скрипка перешла к США, которые установили жесткую монополию на самый действенный демократизатор планеты - авианосцы. Западная Европа напрочь лишилась авианосцев как класса.

Вызов смогли кинуть лишь французы. В 1994 году они спустили на воду свою гордость - авианосец «Charles de Gaulle». Вплоть до 2017-го он оставался монополистом на континенте. Пока в соленые просторы не окунулся новейший британский авианосец HMS «Queen Elizabeth» R08.

И теперь в Старом свете появился конкурент до того времени единственному авианосцу в Европе. «Карманные» итальянские «Giuseppe Garibaldi» и «Cavour» - не в счет.

И тогда вопрос: если мир увидит новый Трафальгар, кто одержит верх - корабль имени полковника-танкиста или плавучая английская императрица?

На первый взгляд

«Charles de Gaulle» - настоящая гордость французского флота. Многолетний флагман Военно-морских сил пятой республики, самый мощный корабль Старого света. «Непобедимый Посейдон» - называют его во дворце Тюильри и Елисейских полях.

За первый атомный надводный гигант взялись лучшие - брестские корабелы. Им предстояло за пять лет построить авианосец имени танкиста и президента - Шарля де Голля. В 1994-м с легкой руки тогдашнего французского президента Франсуа Миттерана «Charles de Gaulle» действительно «встал на волну».   

Но дальше корпуса длиною в 138 метров и шириной в 29 метров дело шло со скрипом. Уже в 1995 году чиновники французского парламента внезапно ополчились на старину «Шарля» -  упрекали ВМФ Франции в расточительности и стали ужимать военный бюджет. Выйти из состояния долгостроя «Charles de Gaulle» смог лишь к 1999 году.

Британский авианосец «Queen Elizabeth» тоже еще до «зачатия» нахватался амбиций. Он взял имя британской королевы Елизаветы I Тюдор (1558 - 1603), правление которой и вывело Великобританию в ранг «Владычицы морей и океанов».

Авианесущая «Королева» должна была заменить легкие британские авианосцы класса Invincible, которые откровенно доживали свои дни в рядах Королевского Военно-морского ведомства.

Стройку крупнейшего английского авика начали на некогда знаменитой военно-морской верфи Rosyth Dockyard в шотландском Росайте в 2009 году. Спущен корабль на воду в 2017-ом.

Классика равная новаторству

HMS «Queen Elizabeth» носитель сразу 10 палуб. Самая верхняя - «взлетка» -  существенно увеличена. Главная особенность плавучей «Королевы» - трамплин с углом в 13 градусов, который можно использовать для самолетов с укороченным взлетом и посадкой.

Еще одно отступление от «классики» - две малые надстройки вместо одной большой. Такой ход диктует неоспоримое удобство - в передней трудится персонал, отвечающий за движение корабля, в задней - службы управления полетами.

Старина «Шарль» в противовес «Елизавете» скроен по традиционной схеме - с большой надстройкой, которая смещена к правому борту и угловой палубой.

Корпус корабля сварной, цельностальной. Он разделен на ряд водонепроницаемых отсеков, которые дают шанс остаться на плаву даже при затоплении трех смежных отсеков. Предусмотрено и двойное дно. Реактор, погреба боезапаса и цистерны авиатоплива бронированы.

Сердце любого авика - ангар. У «де Голля» он одноярусный и вмещает разом до 25 самолетов и вертолетов. Здесь же ремонтное оборудование, заправочные «рукава» и штабеля боекомплекта массой в 550 тонн. Англичанин «впихнуть» в свое чрево может до 40 самолетов - сказывается размер корабля, который длинней французского на 23 метра. 

Дальше - взлет. Француз с помощью двух паровых катапульт С-13F способен бросить в бой свое авиакрыло с ускорением в 200 км в час темпом в две машины в минуту. Правда, есть существенное ограничение - одновременно взлет и посадку старина «Шарль» обеспечить не может. А вот британская «Queen Elizabeth» на такое вполне способна. Пусть и отсутствие паровых катапульт - откровенный минус английскому авианосцу.

Вывод:

Однозначного лидера тут нет. Оба авианосца на хорошем уровне.

Атомное сердце против газовой турбины

«Charles de Gaulle» - единственный в Старом свете авианосец-атомоход. Два ядерных реактора К15 суммарной мощностью в 21,4 МВт с помощью восьми турбогенераторов способны разогнать «Шарля» до 50 км/ч. 

Одной зарядной «обоймы» для реакторов хватает для шестилетней непрерывной работы. За это время француз может 12 раз обогнуть экватор со скоростью в 25 узлов. 

А вот британцы от атома отказались. Вместо этого они предпочли особую интегрированную электрическую двигательную систему Integrated Electric Propulsion - или IEP. По факту это две газовые турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая. Скорость у британского плавучего монстра идентична франку - около 48 км/ч.

Впрочем, у старины «де Голля» есть «фишка», которая в случае боестолкновения может мгновенно «задвинуть» своего противника. Это система автоматической стабилизации корабля SATRAP. Ее суть - электронный «мозг» с помощью специальных противовесов компенсирует все, что мешает устойчивости: ветер, бортовую качку, крен при поворотах. Так корабль удерживается в правильном положении. И даже при волнении в 6 баллов запрета на вылет не будет.

Более того, у француза установлены уникальные гребные винты - они сами и амортизатор, и вибропоглотитель. Правда, с этими винтами в свое время вышел коррупционный казус, который привел «де Голля» в ремонтные доки. Оказалось, что из-за плохого качества материалов прямо во время тренировочных маневров в Карибском море отвалилась лопасть правого винта.

У «Королевы» движитель пока выглядит понадежней. И в этом для франков скрыта горькая ирония, граничащая с трагикомедией - надежный 5-лопастный винт изготовлен во французском Нанте!

Вывод: «Шарль де Голль» на голову выше британской «Королевы» по прочности. Зато английский авик надежней и поэтому безопасней.

Удар и самолетом, и десантом

Теперь самое «вкусное», что есть у «Queen Elizabeth» - этот авик изначально планировался под использование самолетов исключительно 5-поколения.

И это заявка на победу в нашем «бумажном» противостоянии.

Основу авиагруппы «Королевы» будут составлять многоцелевые американцы Lockheed Martin F-35B с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Однако кроме 24 истребителей F-35B «Елизавета» сможет нести на своем «горбу» 14 английских вертолетов «Merlin».

Кроме этого HMS «Queen Elizabeth» по силам принять винтокрылы и обычной армейской авиации: вертолеты армейской авиации AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook. А все потому, что «Королева» может использоваться еще и как помощник возможной прибрежной операции. Для этого и спецкубрики у англичанина имеются: до 900 мест исключительно для морпехов.

А вот с дальностью авиакрыла британского авианосца внезапно вылезла большая проблема. Дело в том, что выбранный в качестве основного американский F-35В сможет отлететь от «Королевы» максимум на 833 километра. Даже французский палубник 4-го поколения без всяких «плюсов»  «Рафаль» может удалиться от своего плавучего аэродрома на 1.400 километров. Потому многие военные Великобритании считают этот факт серьезным упущением. Ключевой параметр любого авианосца - дальность удара, а с американскими F35B мы имеет серьезный провал.

В отличие от HMS «Queen Elizabeth», старина «Шарль» оснащен чистокровными крылатыми французами. «Де Голль» способен поднять в воздух до 40 машин: истребители-бомбардировщики «Rafale M», ударные Super Étendard, разведчики Grumman E-2 Hawkeye, а также винтокрылые SA-365 и «Кугуар».

В чреве французского гиганта найдется место и 800 пехотинцам. Так же как и на «Королеве» они верхом на бронетранспортерах могут штурмовать берег.

Вывод: Несмотря на то, что «англичанин» «заточен» исключительно на суперновые и эффективные самолеты 5-поколения, авиакрыло «Шарля де Голля» выглядит сильнее, а от того и предпочтительнее.

Скорострельный пулемет против мощной ЗРК

Откровенно слабое место «Королевы» - оборонительное вооружение. Оно представлено лишь тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Его прерогатива - борьба с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета.

Помимо него на борту англичанина есть всего четыре 30-мм автомата DS30M Mk2 и пара пулеметов. Призвание этих «стволов» - террористы и пираты на небольших лодках. 

За такое слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец «Queen Elizabeth» уже прозвали удобной мишенью.

Впрочем, англы оправдываются - британская «Королева» рассчитана на использование в составе авиационной ударной группировки, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки. 

Старина «Шарль» в этом плане выглядит бодрее - его вооружение соответствует небольшом эсминцу. Например, зенитно-ракетный комплекс «Aster 15» имеет две 8-контейнерные установки вертикального пуска по правому борту перед надстройкой. Еще две - по левому борту в задней части корабля. Дальность такого ЗРК - 30 км.

В паре с «Астером» по бортам располагается собрат поменьше - ЗРК «Сандал». Плюс восемь 20-миллиметровых артиллерийских установок Giat 20F2 скорострельностью в 720 выстрелов в минуту.

Здесь вывод однозначен: «Шарль» серьезно превосходит «Королеву».

Неожиданный итог

Осень 2018-го для Военно-морского флота Британии взорвалась долгожданной сенсацией - новейший авианосец HMS «Queen Elizabeth» R08 принял на палубу пару истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35B Lightning II. Вели крылатых монстров с эмблемами корпуса морской пехоты США два высокопоставленных офицера Британского флота: коммандер Натан Грэй и сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эдгелл.  Когда двигатели перестали реветь, многие коммодоры буквально плакали от счастья.

А в это время его возможный антагонист «Charles de Gaulle» прозябал в очередном ремонтном доке где-то под Тулоном. Французское военное руководство было так разочаровано, что, кажется, приговорило старика «Шарля».

«Франция планирует списать свой новейший авианосец «Charles de Gaulle». Вместо «де Голля» для ВМС Франции будет приобретен новый авианосец типа «Куин Элизабет» британской постройки. Причина шокирующего и неожиданного решения - бесчисленные проблемы и неисправности, выявленные за первые годы эксплуатации французского авианосного корабля».

И французских лидеров можно понять - несмотря на все «козыри», которыми обладает аваианосец «Charles de Gaulle», в последние годы он слишком долго находился в ремонтных доках. А HMS «Queen Elizabeth» R08 понемногу набирает обороты.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама