Ослепленные лазером: Пентагон планирует потратить 200 млн долларов на создание специальных очков для защиты летчиков от «лазерных атак»
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Как защитить глаза пилота от лазера?

Ослепленные лазером: Пентагон планирует потратить 200 млн долларов на создание специальных очков для защиты летчиков от «лазерных атак»

Военное ведомство страны уже объявило о заключении контракта на разработку и производство спецоборудования
06 ноября 2018, 11:01
Реклама
Ослепленные лазером: Пентагон планирует потратить 200 млн долларов на создание специальных очков для защиты летчиков от «лазерных атак»
© Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Как защитить глаза пилота от лазера?
Читайте нас на: 

Новые устройства «должны обеспечивать защиту, достаточную для предотвращения постоянного повреждения глаз и защиты от временных воздействий лазерного оружия/устройств», отмечается в техническом задании. Очки и козырьки будут корреспондировать действующим шлемам летчиков. 

Тендер на создание таких очков, стоимостью в 200 млн долларов, Пентагон объявил пять месяцев назад после инцидента в Восточно-Китайском море. Как сообщает издание Defense One, в мае этого года двое американских пилотов самолета С-130, возвращавшихся на военную базу в Джибути, были ослеплены лазером. При этом летчики получили травмы глаз. Всего за последние месяцы, отмечает издание, США зафиксировали более 20 случаев, когда пилотов американских военных самолетов в районе Восточно-Китайского моря пытались ослепить лазерами. «По словам официальных лиц, по всей видимости, лазеры применялись против американской авиации с рыболовецких судов, находившихся в этом районе, а также с берега», - писала газета Wall street journal.  Пентагон обвиняет Китай в использовании против американских летчиков ослепляющих боевых лазеров. Пекин эти обвинения отрицает.

Кстати

Джибути - единственное место в мире, где соседствуют военные  базы Китая и США. Американский военный лагерь «Кэмп Лемонье» в Джибути - крупнейший инфраструктурный объект США в Африке. Здесь расквартировано около четырех тысяч американцев. По данным Wall street journal, в «Кэмп Лемонье» располагается центр специальных операций, контртерроризма и сбора разведданных на Африканском Роге и Ближнем Востоке. Пентагон запускает с территории базы свои разведывательно-ударные БЛА (с 2013 г. БЛА передислоцированы на специально оборудованный аэродром Чабели, в 12 км на юго-запад от базы).  Центр обеспечивал боевую поддержку «операций США в Сомали, Йемене, Аденском заливе и во всем регионе», под предлогом борьбы с ИГ (террористическая организация, запрещенная в РФ) стал опорным пунктом для войны с Сирией и Ираком. В порту Джибути базируется 152-е оперативное соединение государств - участников антитеррористической операции: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Испании и ряда других стран.

Китай, пишет WSJ, недавно построил свою базу вблизи Лемонье. 1 января 2016 г. МИД КНР объявил о подписании соглашения с Джибути о строительстве военной базы. В том же году начались работы. Официально Китай называет военный объект «базой логистики и быстрой эвакуации», однако уже сейчас на ней размещены 800 военных, а в перспективе предполагается расширить до 2 тыс.

Лазеры - «гуманные и жестокие»

По мнению Пентагона, китайские военные использовали лазерную установку ZM-87. WSJ пишет, что эта установка разрабатывалась до 2000 года, было произведено 22 экземпляра, затем производство из-за протестов международного сообщества и введения запретов на подобное вооружение свернули. Все упоминания и фотографии этого оружия были изъяты, но в военном ведомстве США считают, что произведенные образцы так и остались на вооружении силовых структур Китая.  

В США «даззлеры» активно применяются для противодействия преступникам.
© flickr.com
В США «даззлеры» активно применяются для противодействия преступникам.

Запрет на разработку и производство лазерного ослепляющего оружия, которое в США обозначили термином «Dazzler», был введен в 1995 году. «Дополнительный протокол IV Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие» (Вена, октябрь 1995), подписан более 100 государствами, в том числе Россией.  ООН признали такие разработки негуманными. Однако речь идет исключительно о лазерах, чей эффект приводит к полному ослеплению противника. Лазеры временного ослепления противника абсолютно легальны и производятся до сих пор. Также запрет не распространялся на другие типы лазеров, например инфракрасные камеры или устройства для вывода из строя боеголовок. Поэтому существует теоретическая возможность замаскировать «даззлер» под эти устройства и обойти тем самым запрет ООН.

Справка

Впервые ослепляющие лазеры были использованы армией Великобритании в Фолклендской войне в 1982 году. На сегодняшний момент «даззлеры» активно применяются для противодействия преступникам  в США - на основе британских разработок была разработана лазерная винтовка PHAZR.

В России, для нужд сил МВД, НПО «Специальные материалы» разработало компактный лазерный фонарь «Поток», предназначенный для ослепления и устрашения злоумышленников.

Китай, писала летом этого года газета South China Morning Post (Гонконг), разработал новое переносное лазерное оружие ZKZM-500, способное поразить цель на расстоянии около километра. Лазерный автомат китайские ученые  отнесли к классу «нелетального» оружия, однако он создает такой пучок энергии, который видно невооруженным глазом, проходит сквозь окна и «мгновенно обугливает» человеческую кожу и ткани.

В связи с ведущимися в мире разработками лазерного оружия увеличивается и риск попадания его в руки преступников и террористов, которые смогут воспользоваться его разрушительной мощью, скажем, при осуществлении поджогов. При этом выследить таких преступников, считают специалисты, практически невозможно.

Угроза для пилотов

Последнее время проблема ослепления пилотов лазерами приобрела катастрофический характер. Не только военные, но и гражданские летчики по всему миру многократно становятся объектом ослепления злоумышленниками, которые используют лазерные указки и фонари повышенной мощности с целью помешать посадке самолета. Делается это и с целью позабавиться, но и из террористического намерения нанести серьезный ущерб, подвергнуть угрозе человеческие жизни.

Случаи ослепления пилотов лазером фиксировались с 1990 года практически во всех развитых странах мира. И отмечалось, что подобные поступки несут серьезную угрозу для безопасности авиаперевозок. В России подобные инциденты участились с 2010 года - тогда было зафиксировано 5 случаев, и с каждым годом их число только увеличивалось.

«Это страшно тем, что при ослеплении человек в течение нескольких секунд теряет пространственное положение... Это влияет на безопасность полета», - заявил «РИА Новости» начальник межрегионального управления Росавиации по организации воздушного движения и авиационно-космического поиска и спасения в ЮФО и СКФО Владимир Исаев.

Несмотря на ужесточение наказания за подобный поступок, достаточно проблематично определить местонахождение злоумышленника. К счастью, пока ни один такой инцидент не привел к катастрофе и человеческим жертвам, но перспектива ослепнуть во время проведения сложного маневра, например при  посадке самолета, беспокоит пилотов.

Европейская ассоциация пилотов в памятке рекомендует  при посадке на всякий случай «закрывать глаза рукой от источника света».
© РИА Новости
Европейская ассоциация пилотов в памятке рекомендует  при посадке на всякий случай «закрывать глаза рукой от источника света».

Как остановить эту волну? Ведь купить достаточно мощный лазерный излучатель можно всего за несколько сотен долларов. А как оценить жизнь летчиков и безопасность пассажиров авиалайнеров?  Именно поэтому пилоты всего мира требуют от своих правительств принять необходимые меры. Предлагается создать зоны безопасности вокруг аэропортов и ужесточить контроль, и ввести уголовную ответственность и крупные штрафы.

А пока европейская ассоциация пилотов подготовила памятку «Что делать при ослеплении лазером». В нее входят достаточно простые правила: «закройте глаза рукой от источника света»; «избегайте прямого попадания лазерного луча в глаз»; «никогда не трите глаза»; «если пилот на другом кресле не был освещен (лучом), он должен немедленно взять на себя управление самолетом»; «выполните маневр по уклонению от лазера, если это возможно»; «срочно включите автопилот»; «включите освещение кабины на максимальную яркость для уменьшения эффекта повторного воздействия» и так далее.

Однако все эти меры не могут гарантировать стопроцентную защиту от ослепления. Именно поэтому разработка специальных защитных очков будет полезна не только в военной, но и в гражданской сфере. И такие средства защиты необходимо разработать как можно быстрее - пока очередная хулиганская выходка не привела к катастрофе.

Планируется, что американским пилотам очки станут доступны к 2024 году.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама