В других СМИ
Загрузка...
Будет ли проложен путь из варяг в персы
© flickr.com
Новый международный транспортный коридор будет способен сократить время доставки грузов.

Будет ли проложен путь из варяг в персы

Россия, Индия и Иран задумались об альтернативе Суэцкому каналу
29 ноября 2018, 14:00
Реклама
Будет ли проложен путь из варяг в персы
© flickr.com
Новый международный транспортный коридор будет способен сократить время доставки грузов.

Идея соединить Европу с Индией через Каспийское море была озвучена еще в 1999 году и получила название Международный транспортный коридор (МТК). Сегодня значимость этого грандиозного геоэкономического проекта стала еще актуальнее по целому ряду причин. Во-первых, это стремительное развитие стран, расположенных в южной оконечности Азии и в прибрежной зоне Индийского океана, а маршрут «Север-Юг» вместе с китайским «Шелковым путем» послужит дальнейшей инфраструктурной интеграции Евразии и созданию единого транспортного и энергетического пространства. Во-вторых,  это те выгоды, которые могут получить от реализации проекта страны-участницы, в число которых входит и Россия. 

По сравнению с существующим маршрутом через Суэцкий канал, который становится все более загруженным, МТК «Север-Юг» сократит время и стоимость доставки товаров примерно на 30-40%.

Считается, что пропускная способность альтернативного пути составит от 20 до 30 млн тонн в год, а ежегодные доходы от реализации проекта оцениваются в 5-6 млрд долларов.

При этом Индия с помощью МТК получит еще один торговый путь в Европу и Центральную Азию, а Россия - возможность диверсифицировать внешнеторговые связи и модернизировать транспортную инфраструктуру на южном направлении. Что касается Ирана, то после ввода в строй МТК «Север-Юг» он становится крупнейшим транзитным центром региона.

Проектом предусмотрено, что крайней южной точкой МТК «Север-Юг» станет  Мумбаи - индийский порт, находящийся на пересечении множества международных маршрутов. Отсюда грузы будут доставлять морем до иранского порта Бендер-Аббас, дальше - автомобильным и железнодорожным транспортом до Каспийского моря. Затем, на выбор, возможны три варианта:  по восточному побережью Каспия через железнодорожную сеть Казахстана, Узбекистана и Туркмении; по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан; третий вариант - паромом через Каспийское море. Все три маршрута сходятся в Астрахани, откуда грузы будут направляться к пунктам назначения в России и Европе.

Запуск МТК «Север-Юг» может состояться уже в следующем году. При этом одни его участки и сейчас активно эксплуатируются, но есть и проблемные. Например, Иран затягивает строительство железной дороги и необходимых терминалов.

Кроме того, пробные перевозки показали, что двойная, а то и тройная перевалка грузов снижает предполагаемую выгоду. В этой связи основные усилия участников проекта направлены сегодня как на быстрейшее завершение прокладки транспортных путей, так и на техническое совершенствование перевалочных узлов.

Следует также отметить, что при подготовке соглашения о создании МТК «Север-Юг», которое было подписано в 2000 году, речь шла и о судоходном канале, который должен был связать Каспийское море с Персидским заливом. Затем приоритет был отдан железнодорожным и автомобильным маршрутам, поскольку они более быстрые, дешевые и безопасные.

Однако идея с судоходным каналом не исчезла. Более того, она регулярно реанимируется. В частности, о намерении прорыть к 2030 году канал заявил президент Ирана Хасан Роухани.

Согласно разработанному проекту, общая протяженность судоходного пути МТК, если его все-таки реализуют, составит около 700 км. Канал пройдет по фарватерам рек северо-западного и юго-западного Ирана, включая пограничную с Ираком реку Шатт-эль-Араб. Требуемые инвестиции для сооружения всей водной артерии в 2012-2013 годах оценивались минимум в 10 млрд долларов, а полная окупаемость проекта ожидалась после пяти лет эксплуатации.

Не будет лишним напомнить, что идею судоходного пути из Каспийского моря в Индийский океан сформулировал еще Петр Великий, а проект такого канала  был подготовлен русскими инженерами в 1889-1892 годах.

И сегодня большинство представителей российского экспертного сообщества дают положительные оценки целесообразности пути «из варяг в персы». Прежде всего отмечается, что такой маршрут  позволит уменьшить зависимость России от Турции, контролирующей черноморские проливы.

Но не все так просто. В отличие от соединенных Суэцким каналом Средиземного и Красного морей, которые находятся на одном уровне, Каспий примерно на 27-29 метров ниже уровня Мирового океана. Поэтому для водной части МТК потребуется создание целой системы гидротехнических сооружений. А проникновение через канал соленых вод Индийского океана в Каспийское море может отразиться на сохранении популяции осетра.

В общем, есть над чем подумать... И все же главные проблемы прокладки судоходного канала, как и строительства в целом МТК «Север-Юг» связаны с внешним противодействием. Прежде всего - со стороны США, влияние которых на экономику региона с появлением нового транспортного коридора, безусловно, снизится.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама