«Ясень-М» против SSN-774 «Вирджиния»: все решает русская скорость и огневая мощь
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
«Ясень-М» против SSN-774 «Вирджиния»:

«Ясень-М» против SSN-774 «Вирджиния»: все решает русская скорость и огневая мощь

Однако соотношение 1 к 16 в пользу американских субмарин может сделать русские «калибры» и «ониксы» бесполезными
27 декабря 2018, 06:31
Реклама
«Ясень-М» против SSN-774 «Вирджиния»: все решает русская скорость и огневая мощь
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
«Ясень-М» против SSN-774 «Вирджиния»:
Читайте нас на: 

В начале декабря CNN взорвалось новостью: «Пентагон готовит корабли против России». Американские «ястребы» прямо заявляли - армада США возьмет курс прямиком в Черное море. Их цель - приструнить зарвавшихся россиян, которые посмели законно приструнить украинских нарушителей в Керченском проливе. Некоторые военные эксперты предположили, что «под паруса» может встать знаменитый 6-й флот США.

Однако все эти милитаристские заявления пока - сотрясание воздуха. Не исключено, что «горячие головы» остудила российская субмарина, которая по некоторым данным, взяла курс в Атлантику. Речь идет о подводном ракетном крейсере проекта «Ясень-М», который одним залпом способен пустить ко дну любой авианосец.

Впрочем, наметившееся «шапкозакидательство» может не пройти. Если флот США все-таки решится взять курс к черноморским берегам, их с вероятностью 99% будет сопровождать новейшая американская субмарина SSN-774 Virginia («Вирджиния»). И не одна. И тогда большой вопрос - не превратится ли наш «Ясень-М» из охотника в добычу?

Тихоходный хищник против убийцы-экспресса

SSN-774 «Вирджиния» как проект увидела свет в 1999 году. Ее задача - заменить постепенно стареющий SSN-688 «Лос-Анджелес». Первая «Вирджиния» вошла в строй американских ВМС в 2004 году.

SSN-774 «Вирджиния».
© navy.mil
SSN-774 «Вирджиния».

В это же время в России приступили к «разморозке» проекта субмарины четвертого поколения под шифром «Ясень». Он должен был заменить россыпь подлодок, построенных в 70-80 годы: проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Долгожданного первенца нового 885-го проекта под именем К-560 «Северодвинск» флот получил в 2014 году.

На первый взгляд подводные лодки-атомоходы «Ясень-М» и «Вирджиния» - сестры-близнецы. Обе - многоцелевые субмарины, главная задача которых  - вражеские корабли и подлодки.

Однако при ближайшем рассмотрении они очень разные. «Ясень-М» типичный перехватчик - на большой скорости он способен настигнуть даже самые скоростные авианосцы, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Американская «Вирджиния» более тихоходна - она предпочитает подкрасться за счет повышенной шумозащищенности и ударить из черной глубины. Также она способна проводить и диверсионные операции на мелководье - корабль имеет шлюзовую камеру для «морских котиков». Кроме этого, ее чрево может нести необитаемые подводные аппараты и даже сверхмалую подводную лодку.

«Ясень-М»
© malachite-spb.ru
«Ясень-М»

Разница задач сказывается и на экипажах: у российского подводного крейсера 64 человека против 135 американских.

Победная ставка на новацию

«Звездно-полосатая» SSN-774 «Вирджиния» выполнена по привычной, но уже устаревшей схеме одного цельного корпуса. Такая архаика надиктована экономией. Таким образом «Вирджиния» получилась компактной - водоизмещение всего 7.900 тонн. Для подводной охотницы это, скорее, плюс - при хорошей энергетической установке она легче, а значит - быстрее и маневреннее. Вдобавок, уменьшенный размер усиливает скрытность.

Впрочем, нетипичное желание для оборонки «дяди Сэма» сохранить доллар обернулось потерей - «Вирджиния» из-за корпуса-«недоросля» лишилась целого ряда встраиваемых агрегатов и технологий. Так, новейшая звукоизоляция, которая должна была «глушить» работу механизмов, просто не влезла в отсеки.

SSN-774 «Вирджиния».
© navy.mil
SSN-774 «Вирджиния».

«Ясень-М» - подводный зверь совсем в другой шкуре. Корпус российского атомохода из маломагнитной стали будто вложен в носовой части в футляр из специального легкого сплава. Так увеличена обтекаемость и уменьшен подводный шум.

Кроме этого, двойной корпус увеличил внутренний объем российской субмарины. Это позволило разместить «заглушки» на все потенциально шумное на борту, чего из-за тесноты не удалось на североамериканском конкуренте. Теперь турбины, механизмы рулей, различные тяги и валы, шумят гораздо меньше. Плюс корпус «Ясеня» облепили шумогасящей резиной - гидролокаторам «нащупать» огромную российскую лодку водоизмещением в 14 тысяч тонн стало вдвое труднее.

«Ясень-М».
© mil.ru
«Ясень-М».

Но главная отличительная черта всего проекта 885 - это «нос» «Ясеня». Мощные гидроакустические комплексы «Иртыш-Амфора» лишили лодку подводной классики - торпедные аппараты ушли на борта.

В итоге, если суммировать все факторы, то российский «Ясень-М» безоговорочно опережает «Вирджинию».

Неравная борьба «ядерных» сердец

Обе подлодки - атомоходы с реакторами нового поколения. Повышенная продолжительность «жизни» активной зоны и паротурбинные установки в виде модулей-блоков серьезно удешевили «сердце» лодок и сделали их обслуживание проще.

Атомный реактор США GE S9G  выглядит технологичнее своего российского коллеги. Он не требует перезарядки после «износа» активной зоны, а утилизируется вместе субмариной - срок его службы по документам равен 33 годам жизни самой «Вирджинии». Собственно, это и есть преимущество - не нужно прерывать боевое патрулирование для перезарядки ядерного топлива в спецбазах.

SSN-774 «Вирджиния».
© navy.mil
SSN-774 «Вирджиния».

«Ясень-М» такой роскоши лишен. Российская силовая установка ОК-650В - классический водо-водяной реактор. Правда, он тоже «не лыком шит» - русское атомное сердце помощнее «звездно-полосатого» коллеги. Реактор на россиянине способен «раскочегариться» до 200 мегаватт. Номинал американца - всего 150 мегаватт. С такими показателями «Вирджиния» под водой может позволить себе всего 25-27 узлов. «Ясень-М» в режиме «педаль в пол» способен ускориться до рекордных 35 узлов. В пересчете на «земную» скорость - до 65 км в час.

Но американские инженеры от этих разительных отличий отмахиваются и утешаются объяснением: «Специализация наших лодок - охота за субмаринами врага и диверсионные спецоперации, а для этого скорость не главное». Перед «Ясень-М» цель несколько другая - помимо вражеских субмарин, ему нужно «отработать» по тем же авианосцам, которые как раз и могут скользить по волнам со скоростью в 30 узлов.

Такую солидную разницу в скоростях дает разница в движителях. «Ясень-М» вновь делает упор на классику: один вал вращает один мощный винт. Американцы на «Вирджинии» применили смелую новинку - две турбины работают на специальный водометный движитель, собранный по принципу «архимедова винта». Вращаясь, он выталкивает воду, за счет чего движется вперед или назад, в зависимости от режима. Такая установка идеальна для бесшумности. Но цена за это - низкая скорость хода.

«Ясень-М».
© malachite-spb.ru
«Ясень-М».

Впрочем, российские инженеры ради тишины на «Ясене-М» пошли на хитрость - на малых скоростях используется гребной электродвигатель. Основная тяговая сила через спецмуфту подключается только на высокоскоростных режимах. Так был нивелирован шумящий винт на малом и среднем ходу.

Следующий важный параметр - глубина погружения - как и скорость, тоже остается за российским «Ясенем». Наша субмарина способна занырнуть на полкилометра! Если поднапряжется, то и до всех 600 метров. Правда, частью характеристик придется поплатиться. «Вирджиния» даже на пределе ниже 300 метров погрузиться не сможет.

Итак, если суммировать все вводные по силовой установке и глубине погружения, то «Ясень-М» безоговорочно на целый корпус вырывается вперед. Впрочем, параметр безшумности пока все так же лучше у SSN-774 «Вирджинии».

Глаза и уши подводников

С самого начала «Вирджинию» планировали сделать самой «глазастой» и «слухастой» подводной лодкой в мире. Для этого в первые субмарины устанавливали гидроакустический комплекс AN/BQQ-10, который способен распознать такого же малошумного конкурента вроде «Борея» или того же «Ясеня» в радиусе до 230 километров. Но из-за тесноты носового отсека пришлось установить компактную AN/BQG-5A. Теперь американская субмарина может распознать подлодку, если та находится не дальше 160 километров.

SSN-774 «Вирджиния».
© navy.mil
SSN-774 «Вирджиния».

Про гидроакустику «Ясеня-М» из-за секретности известно немного. Некоторые военные эксперты и электронные СМИ утверждают, что новейшая российская субмарина несет гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он способен засечь североамериканский «Seawolf» или нашего конкурента «Вирджинию» в радиусе 320 километров!

Правда, в ряде источников эту информацию опровергают и, напротив, принижают возможности обнаружения «Иртыш-Амфора-Б-055» до скромных 100 километров.

А вот вопрос связи на российской подлодке ни одним экспертом не оспаривается. Встроенные и буксируемые антенны способны дать устойчивый сигнал на расстоянии в 10 км. До «Ясеня» советские и российские субмарины по параметру связи всегда уступали западным конкурентам.

«Ясень-М».
© mil.ru
«Ясень-М».

Теперь, казалось бы, в номинации «гидроакустика и связь» самое время объявить ничью. Однако североамериканский хищник внезапно выставляет свой «джокер» - вместо традиционного телескопа на «Вирджинии» работает телемачта, которая передает картинку в реальном 3D прямо на экраны - и всплывать больше не надо! Наращивает преимущество датчик инфракрасного наблюдения и  лазер-дальномер. Все это дает SSN-774 «Вирджинии» внезапный дополнительный бал в споре с российским «Ясенем».

Крушащий русский кулак из глубин

На «сладкое» будет вооружение наших подводных убийц. Для большинства ракеты «Томагавк» - поистине неприятный «десерт». На «Вирджинии» в зависимости от модификации стоит «пачка», напоминающая револьверный барабан, из 12 или 14 этих крылатых ракет нового поколения. Их «козырь» - способность прямо в полете менять цель и барражировать в ожидании новых целеуказаний.

Если для намеченной цели мощь «Томагавка» избыточна, то в дело можно пустить крылатого собрата поменьше. Малые ракеты «Гарпун» с фугасом в 225 кг «накроют» любой надводный объект на расстоянии до 220 километров.

Торпеда Gould Mark 48.
© navy.mil
Торпеда Gould Mark 48.

Но главный ударный упор у SSN-774 «Вирджинии» - 26 полуторатонных торпед Gould Mark 48. Они готовы устремиться к надводным или подводным кораблям на скорости в 100 км в час. Дальность - до 50 км. Уклониться от Mark 48 крайне трудно - если она потеряла цель из виду, то переключается на самостоятельный поиск, захват и атаку цели.

У «Ясеня-М» все наоборот. Главная огневая мощь российской подлодки - восемь вертикальных пусковых установок. Там до поры покоятся 32 крылатые ракеты П-800 «Оникс», противокорабельные тактические Х-35 или «Калибры».

Противокорабельная тактическая ракета Х-35.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Противокорабельная тактическая ракета Х-35.

Впрочем, даже обычные торпеды «Ясеня» способны «наделать шума». Так, 30 еще советских 533-мм торпед УСЭТ-80 гарантированно дырявят, точно фольгу, многослойную броню любого западного эсминца, крейсера или авианосца. С ними российская подлодка может вести подводную дуэль сразу с двумя-тремя субмаринами противника.

Характеристики лодок.
© svpressa.ru
Характеристики лодок.

Когда качество может уступить численности

В нашем «бумажном» противостоянии подлодок проекта «Ясень-М» и SSN-774 Virginia сложилась интересная ситуация. С одной стороны мощь оружия и скорость российской субмарины неоспорима - наш подводный ракетный крейсер при схватке «лоб в лоб» имеет больше шансов против «Вирджинии» вместе с авианосной группой американцев. Однако в схватку подлодок внезапно вмешивается численный фактор. Это значит, что «Ясень-М» на равных с армадой из 16 «Вирджиний» тягаться пока не может. Как будет дальше, посмотрим.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама