В других СМИ
Загрузка...
Беспилотникам мороз не страшен.

И в зной, и в холод: новые российские беспилотники адаптированы к работе в Арктике

В декабре на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» впервые были продемонстрированы новейшие российские беспилотные летательные аппараты (БЛА), способные вести разведку в условиях запредельно низких температур. Таких сегодня нет ни у одной страны мира
09 января 2019, 06:34
Реклама
И в зной, и в холод: новые российские беспилотники адаптированы к работе в Арктике
© zala.aero
Беспилотникам мороз не страшен.

«Золотые» льды северных широт

Крайний Север все чаще называют «кладовой» XXI века. Действительно, по расчетам ученых Российской академии наук, в Арктической зоне - на земле и на океанском шельфе - сконцентрирована подавляющая доля еще неосвоенных общемировых запасов полезных ископаемых: золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100%. Общая стоимость минерального сырья в приполярном регионе оценивается в 30 триллионов долларов!

Поэтому на богатства Арктики сейчас нацелились многие государства. Все чаще и все ожесточеннее идут дипломатические дебаты, в Арктической зоне увеличиваются группировки войск различных государств, желающих не упустить свой кусок «арктического пирога».

Но увы им.

В Арктике уже закрепились русские.

Больше всего по этому поводу сегодня бьют тревогу США: Россия серьезно «застолбила» свои позиции в Арктическом регионе, обойдя всех геополитических конкурентов.

В своем выступлении в сенате весной 2018 года глава Объединенного командования вооруженных сил США в тихоокеанской зоне адмирал Гарри Гаррис (ныне - в отставке, недавно назначен послом в Южной Корее) сказал: «Особого внимания заслуживают попытки России нарастить ее присутствие и влияние на Крайнем Севере выше Полярного круга».

«Угроза вернулась. Арктика является тем регионом, на котором мы должны сконцентрировать внимание», - вторит ему министр американских ВМС Ричард Спенсер. Выступая в декабре 2018 года на семинаре в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, он заявил, что Соединенные Штаты должны создать порт стратегического значения на Аляске и рассмотреть возможность проведения военно-морских операций по демонстрации своего флага в Арктике.

Прочитано в Business Insider (США)

«Военно-морские силы США рассматривают ряд способов укрепить свое присутствие в Арктике близ Аляски. В частности, речь идет об отправке патрульных самолетов P-8A "Посейдон", которые также используют для борьбы с субмаринами. Об этом заявил глава американских ВМС Ричард Спенсер. Выступая перед комитетом сената, он отметил, что ВМС США присутствуют в Арктическом регионе под водой и в небе. К тому же сейчас военные "изучают, что еще можно сделать для повышения возможностей в этом регионе"».

Северный флот не подведет

Россия создает на Крайнем Севере мощный военный «кулак». Сегодня восстанавливаются объекты советской военной инфраструктуры и строятся новые. Например, военная база России на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа «Арктический трилистник» - единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты. Но и на других арктических базах дела у нас обстоят хорошо.

Цитата

«Продолжаем поэтапное завершение нашей работы на островах Арктики. Это восстановление аэродромов и создание самой современной инфраструктуры. Могу с уверенностью сказать, что сегодня ни одна страна мира не имеет там такой современной инфраструктуры, какую имеет Россия».

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации, 18.12.2018.

В течение нескольких последних лет учения в Арктике активно проводит российский Северный флот (СФ). Как сообщает пресс-служба СФ, в 2018 году одними из крупнейших мероприятий боевой учебы стали двухсторонние тактические учения по высадке морского десанта и обороне побережья в районе порта Эгвекинот на Чукотке. В 2019 году командование Северного флота запланировало еще целый ряд учений в Арктике - как на материке, так и на островах Северного Ледовитого океана.

На этих учениях испытывается современное оружие и другие технические средства, специально сконструированные для эксплуатации в условиях крайне низких температур, в том числе и БЛА. Такие сейчас создают предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

С привычной безотказностью «Калашникова»

Безусловно, нашим военным пригодится на Крайнем Севере и новый беспилотный комплекс ZALA Arctic, специально адаптированный к работе в условиях арктических широт. О создании уникального беспилотного летательного аппарата на прошедшем в декабре 2018-го в Санкт-Петербурге VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» сообщил генеральный директор концерна «Калашников» Владимир Дмитриев.

«БЛА серии ZALA Arctic способны успешно решать задачи гражданского и военного назначения по проведению исследований в арктической зоне, обеспечению безопасности морского судоходства, круглосуточной охране периметров, организации полноценной системы слежения за арктическим побережьем и территориальными водами, - рассказал Владимир Дмитриев. - Благодаря приспособленности комплексов ZALA 421-08М и ZALA 421-16Е к работе при значительных минусовых температурах, можно безопасно проводить многочисленные разведывательные операции и регулярный мониторинг ледовой обстановки».

Беспилотные воздушные суда от дочерней структуры концерна «Калашников» компании ZALA AERO способны решать задачи в любое время суток, при продолжительности полета до 250 минут. Высококачественная обработка данных обеспечивается дешифровкой первичного материала собственным программным обеспечением. Комплекс имеет высокую экономическую эффективность относительно таких традиционных средств мониторинга, как пилотируемая авиация и наземная группа.

Новые беспилотники ZALA оснащены системой AIS. Она способна обнаруживать и идентифицировать суда на удалении до 100 километров, что в несколько раз превышает радиус действия наземных средств. Пользователь комплекса ZALA Arctic получает информацию о каждом судне: название, габариты, курс и скорость. Комплекс имеет собственную систему альтернативной навигации GIRSAM. Такая система разработана специально для навигации как беспилотных воздушных судов, так и наземных и надводных пользователей в условиях подавления или отсутствия сигналов GPS или ГЛОНАСС.

Подумали разработчики и об удобстве для личного состава армейского подразделения или гражданского персонала (возможности техники ZALA Arctic могут пригодиться и в сфере добычи нефти и газа, где необходимы точные прогнозы погоды и ледовой обстановки). Операторы беспилотной авиационной системы могут автономно проживать в Арктике в специально разработанном всесезонном жилом модуле на базе морского 20-футового контейнера.

Он также предназначен для технического обслуживания беспилотных авиационных систем непосредственно на месте их эксплуатации. Главным преимуществом контейнера является полная независимость системы жизнеобеспечения от внешних источников питания: комплекс оснащен всей необходимой техникой и оборудованием. Стальная внешняя оболочка и внутреннее утепление контейнера специальным термоустойчивым пластиком обеспечивают его бесперебойное функционирование даже при самых низких температурах.

Беспилотному вертолету ветра - не помеха

Возможно, к 2020 году в северных широтах приступит к выполнению задач и новый беспилотный БЛА вертолетного типа. Специалисты холдинга «Вертолеты России» сейчас проводят испытания предназначенного для ведения ледовой разведки, да и просто разведки - все зависит от полезной нагрузки, аппарата VRT300 Arctic Supervision. Этот беспилотник двойного назначения может пригодиться как нашим военным, так и морякам гражданского флота, готовящимся сейчас к активному использованию возможностей Северного морского пути. Как сообщалось в открытых источниках информации, государственную сертификацию новый БЛА должен пройти уже в 2019 году.

У VRT300 два винта вращаются в противоположных направлениях. Эта камовская соосная схема повышает устойчивость беспилотного вертолета при работе в условиях сильных ветров Крайнего Севера. Как сообщается разработчиком, максимальная взлетная масса арктического БЛА составляет 300 кг, масса полезной нагрузки - 70 кг. Помимо выполнения задач разведки, беспилотный вертолет сможет транспортировать небольшие грузы.

Охота во льдах

В 2019 году ожидается первый полет «Охотника». Научно-исследовательские работы по созданию тяжелого ударного беспилотника ведутся в ОКБ «Сухого» несколько лет. Летом 2018 года на Новосибирском авиационном заводе состоялась первая выкатка этого БЛА. Информагентства, со ссылкой на источники в ОПК, сообщали в 2020 году, что он будет принят на вооружение. Согласно данным из открытой печати, взлетная масса «Охотника» составит 20 тонн, что сделает его самым тяжелым из разрабатываемых устройств такого типа. Вероятно, новый универсальный ударный беспилотник получит и арктическую модификацию: эксплуатация пилотируемой военной авиации в Заполярье крайне трудна и экономически затратна.

В недавнем интервью еженедельнику «Звезда» Герой Российской Федерации главнокомандующий Военно-воздушными силами России (январь 2002 г. - май 2007 г.), а ныне - советник главы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) генерал армии Владимир Михайлов подтвердил, что работы по созданию «Охотника» идут по плану.

- Президент нашей страны и министр обороны поставили задачу - создать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные функции, - рассказал Владимир Михайлов. - Она выполняется. Этот ударный беспилотный комплекс скоро будет принят на вооружение.

Зависнет в небе, как приклеенный

На прошедшем VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» состоялась презентация и еще одного оригинального беспилотника - конвертоплана Triada. Разработали его конструкторы инновационной частной компании ADA Aerospace. Дальность полета этого гибрида самолета и вертолета (взлет вертикальный, посадка горизонтальная) - от 80 до 1.600 километров.

Как сообщают разработчики, такие беспилотные летательные аппараты могут работать при температурах до -50°C. В существующей комплектации навески (камера с 30-кратным оптическим зумом) беспилотник способен снимать объекты на дальности до 5 километров.

Благодаря широкому использованию энергоэффективных технологий, такой БЛА может непрерывно находиться в воздухе до 8 часов. Чем не «сторож» для чужой подлодки у полыньи в арктических льдах?

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама