Русские «сушки»  американцы  индонезийцам не отдадут
© tvzvezda.ru
Су-35.

Русские «сушки» американцы индонезийцам не отдадут

Вашингтон готов «задушить» Индонезию только за то, что она собралась закупить 11 истребителей Су-35 четвертого поколения
10 января 2019, 06:26
Реклама
Русские «сушки»  американцы  индонезийцам не отдадут
© tvzvezda.ru
Су-35.
Читайте нас на: 

Миллиардный контракт на поставку российского оружия в Индонезию оказался под угрозой срыва. Джакарта может пойти на отмену всех достигнутых ранее договоренностей по покупке 11 истребителей Су-35 четвертого поколения. Был даже заключен контракт на частичную бартерную сделку - половину суммы партнеры собирались отдать нам пальмовым маслом, кофе и другими продуктами. Индонезийские пилоты, уже «ощутившие» было под собой мощь российских авиатурбин над Тихим океаном, быстро «опустились» с неба на землю - русских «сушек» они могут не получить. В чем же причина? 

Покупатель с торговой историей в полвека

Военное сотрудничество Индонезии и России имеет давнюю историю. Советское, а затем и российское оружие индонезийцы всегда покупали охотно. Завоевав независимость от Запада в колониальной бойне 1945-1947 годов, молодая республика вскоре восстановила дипломатические отношения с Советским Союзом, прерванные с началом Второй мировой войны. В 1958-м Индонезия заключила крупный контракт на поставку советских истребителей МиГ-17, бомбардировщиков Ил-28 и транспортных самолетов Ил-14. Через год для флота азиатской республики были приобретены подводные лодки С-79 и С-91. Впрочем, в годы «холодной войны» военно-техническое сотрудничество между нашими странами свелось к минимуму. Но отказаться от продукции российской «оборонки» оказалось не так просто и уже в 1990-х покупки возобновились. Иднонезийские летчики, помня о высокой эффективности и надежности нашей техники, всегда старались сесть только в русские боевые самолеты и вертолеты.

МиГ-17.
© mil.ru
МиГ-17.

Однако нынешние экономические проблемы Джакарты не позволяли раскошелиться на последние новинки российских заводов. Поэтому в последние годы оборонное ведомство Индонезии предпочитало «донашивать» американские ретромодели - типа самолетов F-5 Tiger, большинство из которых вошло в эксплуатацию еще в 60-е годы прошлого столетия.

Но перед Су-35 индонезийские военные устоять не смогли. Тактико-технические характеристики многоцелевых истребителей их поразили наповал, и нужная сумма магическим образом в небогатом бюджете быстро нашлась.

Вместо «сушек» - самолет-«гадюка»

Базовые договоренности о перспективном военном контракте Индонезии с Россией были достигнуты еще в 2015 году. Стороны обговорили количество самолетов, цену и условия. Джакарта предложила пойти на частичный бартер - полмиллиарда долларов перечисляется в твердой валюте, а на вторую половину суммы обязались поставить в Россию пальмовое масло, чай, кофе и каучук. Россия протестовать не стала - полмиллиарда за стратегического партнера в Азии не жалко. К тому же бартерный товар оказался на редкость ликвидным. Росчерком пера Россия решила начать поставки на 2018 год -  первая эскадрилья Су-35 должна были приземлиться на индонезийских аэродромах уже в октябре.

Но тут последовал раздраженный вопль из Вашингтона. Мировой жандарм занес над головой Джакарты увесистую дубинку под устрашающим все державы третьего мира названием CAATSA. Такой аббревиатурой обозначается федеральный закон, который накидывает экономическую «удавку» практически на любую страну, посмевшую вести дела с Российской Федерацией без одобрения США. Независимому государству практически ставился ультиматум: хотите выделывать «петли» на русских истребителях? Тогда готовьтесь сунуть голову в американскую санкционную петлю!

Индонезия поначалу пыталась сохранить лицо. Еще летом этого года глава внешнеторгового ведомства страны Оке Нурвана заявил: «Несмотря на беспрецедентное давление со стороны США, Индонезия от контракта с Россией на поставку Су-35 не отказывается».

Но Штаты планомерно «выкручивали руки»  Индонезии, и та не вынесла «пытки». Сегодня руководство страны буквально в шаге от разрыва контракта мечты. В интервью британскому военному обозрению Jane's Defence Weekly шеф пресс-службы индонезийских ВВС Новян Самога с горечью признает: «Если США и дальше будут угрожать санкциями, то у нас не будет выбора, кроме как отказаться от уже подписанного контракта с Россией».

Lockheed Martin F-16.
© lockheedmartin.com
Lockheed Martin F-16.

Британский журнал мгновенно разразился ответным комментарием - теперь Индонезии придется закупать у американцев истребитель Lockheed Martin F-16 Viper. «Скорее всего, он будет выбран вместо русского Су-35»,  пишет Jane's Defence Weekly. Но индонезийские летчики загрустили: американские самолеты-«гадюки», разработанные еще в начале «нулевых», не совсем равноценная замена русским «сушкам».

Страх санкций оказался сильнее

Вашингтон в строптивую мусульманскую республику вцепился мертвой хваткой. Весной 2018-го Джакарту посетил ныне бывший военный министр США Джеймс Мэттис. Он клятвенно заверил, что в случае отказа от сделки с Россией чуть ли не лично организует Индонезии «максимально выгодные» поставки истребителей F-16, которые американский «пес войны» назвал лучшей заменой российских боевых машин.

Встреча Джэймса Мэттиса и президента Индонезии Джоко Видодо в январе 2018 года
© defense.gov
Встреча Джэймса Мэттиса и президента Индонезии Джоко Видодо в январе 2018 года

Такой выпад Мэттиса российский эксперт в области вооружений Алексей Леонков посчитал, мягко говоря, лукавством.

- Су-35 - универсальный «боец». Маневренный, быстрый, агрессивный. С современным комплексом обороны и вооружения ему не страшны ни F-16, ни F-18, ни «Тайфун», ни «Рафаль».

Но в развернувшихся вокруг контракта политических играх объективное сравнение боевых характеристик машин - уже не аргумент. Рычаги давления, которые собираются пустить в ход в США, страшат Индонезию намного сильнее, чем перспектива лишиться качественных российских истребителей. Понять их можно - до 2005 года эта крупная мусульманская страна уже пребывала под гнетом экономического эмбарго. Тогда Индонезия едва не лишилась авиации и флота: многочисленные запреты не давали возможности купить даже запчасти и расходники.

Су-35.
© mil.ru
Су-35.

- Нам нужно использовать комбинацию истребителей на Восток и Запад, - приводит слова главы пресс-службы индонезийских ВВС Новяна Самоги британский Jane's Defence Weekly. - Политика неопределенная, и нам нужен баланс: потому что если у нас есть проблемы с Западом, мы можем использовать самолеты, произведенные на Востоке. У нас были санкции, наложенные на нас раньше, поэтому мы знаем, что нам нужен этот баланс.

Верить в твердость индонезийского характера можно до бесконечности. Однако весовые категории Джакарты и Вашингтона разные. Поэтому, если все останется как есть, России нужно  «смириться» с потерей миллиардного контракта и потихоньку искать для десятка «индонезийских» Су-35 другие рынки сбыта.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама