В других СМИ
Загрузка...
Генерал армии Владимир Михайлов: «Мы снова подняли на крыло нашу военную авиацию» Генерал армии Владимир Михайлов: «Мы снова подняли на крыло нашу военную авиацию»
© паркгероев.рф
Генерал армии Владимир Михайлов.

Генерал армии Владимир Михайлов: «Мы снова подняли на крыло нашу военную авиацию»

О боевой выучке пилотов ВКС России и ожидаемых новинках отечественного авиапрома еженедельнику «Звезда» рассказал Герой Российской Федерации, главнокомандующий Военно-воздушными силами России (январь 2002 - май 2007), генерал армии, ныне советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Владимир Сергеевич Михайлов
03 декабря 2018, 16:55
Реклама
Генерал армии Владимир Михайлов: «Мы снова подняли на крыло нашу военную авиацию» Генерал армии Владимир Михайлов: «Мы снова подняли на крыло нашу военную авиацию»
© паркгероев.рф
Генерал армии Владимир Михайлов.

Как поднимали самолеты в небо

- Владимир Сергеевич, в военной авиации вас называют «главкомом, при котором летчики снова начали летать». Как вам удалось в начале 2000-х поднять самолеты в небо?

- Действительно, было время, когда наши самолеты не могли взлететь: керосин авиационный ВВС не получали в должных объемах. Безденежье...

C деньгами любой запросто сможет, а бедные, чтобы выжить, должны быть умными. Став главкомом, я принял решение: для совершенствования своего пилотажного мастерства и боевой выучки летчики должны летать. Выход был найден такой: привлекать пилотов из строевых полков к полетам на учебных самолетах Л-39 в авиационных училищах. По штату в ВВС было 338 таких машин, но многие требовали ремонта. К 2007 году удалось решить вопрос о ремонте до 30 самолетов ежегодно. После этого Л-39 может спокойно летать 10 лет. И летчики тогда стали летать столько, сколько им положено по планам боевой подготовки, и эти учебные самолеты до сих пор эксплуатируются.

- В годы вашего командования ВВС началась и активная модернизация парка воздушных машин. К этому тоже привели финансовые проблемы?

- И они тоже, но было и другое соображение. У отечественных самолетов конструкция всегда была великолепной, а вот по авионике мы начали отставать. Строить новые самолеты - нужны большие денежные средства. И время - годы!

Установка новых навигационных средств, вооружения, специального оборудования обходилась намного дешевле и проходил этот процесс быстро. А на выходе Военно-воздушные силы получали практически новый самолет с новыми боевыми возможностями и точностью боевого применения. Мы, считаю, перестали отставать от государств-конкурентов.

- Это ведь при вас начались работы по истребителю 5-го поколения?

- Да, с 2002 года начали над этим совместно с промышленностью плотно работать. К счастью, за счет экспортных заказов удалось сохранить в стране - где полностью, где частично - научный потенциал и производственные мощности авиастроения и вертолетостроения. На вырученные от продаж нашей военной авиатехники в Китай, Индию, Алжир, Индонезию и другие страны мира деньги стали вестись разработки новой техники. Например, ПАК ФА, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, который сегодня стал Су-57. Тогда же создавался легкий транспортный самолет Ил-112, сегодня готовится к полетам его модификация Ил-112В. В те же годы было решено сделать ставку на новый вертолет Ми-28.

Я искренне благодарен всем тем людям, с кем тогда мы работали в тесной связке - генералам, офицерам, руководителям авиационных предприятий. При поддержке нового руководства страны, общими усилиями в начале 2000-х удалось сохранить в России авиастроение и снова поднять «на крыло» нашу военную авиацию.

Досье: Владимир Сергеевич Михайлов

Герой Российской Федерации, генерал армии, главнокомандующий Военно-воздушными силами России (январь 2002 - май 2007). Ныне - советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).

Родился 6 октября 1943 года в селе Кудиново Ногинского района Московской области. В 1966 году с золотой медалью окончил Ейское высшее военно-авиационное училище, в 1975 году Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (заочно), в 1991 году Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

Служил в ВВС на летных и командных должностях, в том числе начальником Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков, заместителем, а затем первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа, командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа, командующим 4-й воздушной армией.

В 1993 году в Ростове-на-Дону лично руководил операцией по спасению детей, захваченных террористами. Участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, выполнил 42 боевых вылета. С апреля 1998 года по январь 2002 года занимал должность зам. главкома ВВС России, затем более пяти лет - главнокомандующий Военно-воздушными силами России.

Заслуженный военный летчик СССР. Освоил около 30 типов самолетов, летал практически на всех типах самолетов, находящихся на вооружении ВВС, имеет общий налет 7.000 часов.

Академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. В 2002 году за выдающийся вклад в развитие и укрепление обороноспособности РФ стал лауреатом премии имени Г.К. Жукова.

Бомбометание «в колышек»

- Как вы оцениваете состояние и возможности сегодняшних Воздушно-космических сил России?

- В Вооруженных силах России ВКС играют роль первого эшелона, раньше всех вступающего в вооруженную борьбу. Сегодня они обладают высокомобильными, универсальными и эффективными оборонительными и ударными системами и средствами, оснащены передовыми техникой и вооружением. А летчики у нас всегда были выше всяких похвал. Это показала операция в Сирии.

- Вы сами видели боевую работу нового поколения российских военных летчиков?

- Трижды я вылетал в командировки в Сирию. Основная работа у меня была связана по профилю дирекции программ военной авиации «Объединенной авиастроительной корпорации», но как военный летчик я не мог не посмотреть на выполнение задач пилотами наших ВКС.

Запомнился эпизод: молодой летчик, старший лейтенант, отработал бомбометание по объектам террористов на самолете Су-35. Первая бомба легла в 10-15 метрах от цели. На втором заходе, произведя необходимую корректировку, пилот положил пять бомб по пяти объектам с точностью, как принято у нас, летчиков, говорить, «в колышек». Молодец! И боевые друзья его работали на моих глазах не хуже - отличная выучка у ребят.

Боевая работа

«Воздушно-космические силы (ВКС) России в ходе сирийской военной кампании выполнили более 40.000 боевых вылетов, в том числе свыше 21.000 - в ночное время. Летчики уничтожили 122.000 объектов террористов.

За три года участия российской группировки в боевых действиях в Сирии при ее поддержке полностью разгромлены бандформирования «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация), освобождены ключевые населенные пункты и деблокированы основные коммуникации.

Всего за время операции уничтожено свыше 87.500 боевиков, освобождено 1.411 населенных пунктов и более 95 процентов территории Сирии. Сейчас в этой стране активно восстанавливается мирная жизнь. В настоящее время сирийские вооруженные силы контролируют территорию, на которой проживает более 90 процентов населения страны. В результате целенаправленной работы российского Центра по примирению враждующих сторон уже более 2.500 населенных пунктов по всей стране присоединилось к процессу примирения».

Из речи министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу на Пятом совещании министров обороны АСЕАН и партнеров по диалогу («СМОА плюс»). Сингапур, 20 октября 2018 года.

Беспилотники не заменят летчиков

- Летом этого года на Новосибирском авиационном заводе (НАЗ) состоялась первая выкатка ударного беспилотника «Охотник». Говорилось, что его наземные испытания вступили в завершающий этап. А когда он взлетит?

- Скоро. Сроки не назову, но работы идут по плану. Президент нашей страны и министр обороны поставили задачу создать комплексы с многофункциональными беспилотными летательными аппаратами, способными решать не только разведывательные, но и ударные функции. Она выполняется. Этот ударный беспилотный комплекс скоро будет принят на вооружение.

- Ваше мнение как опытного боевого летчика: смогут ли БЛА заменить в небе войны человека за штурвалом?

- Нет. Никогда механизмы, даже самые совершенные не смогут полностью заменить летчика. В любом случае, как воевавший летчик, я считаю, что решение на применение оружия должен принимать человек. Думаю, что задачи по предназначению будут выполнять и беспилотники, и пилотируемая боевая авиация. Какой будет пропорция, покажет время.

Перенос экспозиции музея ВВС из Монино в парк «Патриот» целесообразен

- Владимир Сергеевич, вопрос на злобу дня: о переносе экспозиции музея ВВС из Монино в парк «Патриот». Авиационная общественность, ветераны, просто любители авиации разделились на два яростно спорящих лагеря. Одни - приветствуют это решение, другие говорят о «ликвидации уникальной коллекции». Ваше мнение?

- Оно простое: перенос целесообразен. Даже необходим. В бытность главкомом ВВС я немало сделал для сохранения экспонатов этого музея и обустройства его территории. Надеюсь, этого никто из тех, кто в теме проблемы, отрицать не будет. Как и все, кто меня знает, не упрекнут меня в лизоблюдстве и подхалимстве. Не было такого никогда и не будет.

Я сегодня полностью на стороне министра обороны Сергея Шойгу. Его решение о создании Центрального музея ВКС в парке «Патриот» - правильное.

Шойгу - державник. Я говорю не только о перевооружении и боевых делах. Созданные по его инициативе парк Вооруженных сил в Подмосковье, как и Национальный центр управления обороной на Фрунзенской набережной в Москве показывают мощь и силу нашей державы. И демонстрируют это на современном уровне.

В Монино, считаю, не музей сейчас, а просто стоянка самолетов. Что бы сегодня ни говорили в защиту, это - чистой воды кустарщина, и после меня там никто ничего больше не сделал. Перенос экспозиции в музей технически выполним, никакой «ликвидации» раритетов не произойдет. На новом месте, с применением новых научно-технических и в первую очередь мультимедийных технологий музей ВКС станет гордостью России.

Официально

Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, Центральный музей Воздушно-космических сил станет самым большим музейным комплексом военной авиационной техники в мире. Минобороны России на официальных страницах ведомства в социальных сетях опубликовало презентационный видеоролик, посвященный созданию Центрального музея Воздушно-космических сил в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот».

Уникальной особенностью музея будет возможность наглядной демонстрации истории развития российской авиатехники и научно-технического достояния.

Музей будет оснащен мультимедийными киосками и множеством сенсорных панелей с цифровыми экспонатами и инфографикой. Посетители смогут свободно выбирать фото, видео, интерактивные карты, инфографику, 3D-модели. В зоне интерактивных симуляторов гости музея смогут управлять самолетом или соревноваться в меткости в авиационном тире. Будут также работать обучающие программы, благодаря которым каждый желающий сможет попробовать свои силы в профессии военного летчика.

Для комфорта посетителей и полного обозрения всей масштабной выставочной площади предусмотрено сооружение специальной смотровой зоны. Устроенная на достаточной высоте, она позволит знакомиться визуально с экспозициями, размещенными даже на улице, а также наблюдать за демонстрационными полетами. При музее предполагается сформировать полноценную технико-эксплуатационную часть, персонал которой целенаправленно займется восстановлением образцов авиационной техники, ее приведением в исторически и конструктивно достоверное состояние.

Создание музея ВКС и формирование его экспозиции органично впишется в проводимую Министерством обороны России военно-патриотическую работу. Он станет частью системы общегосударственного образования граждан, центром хранения и популяризации авиатехнических знаний.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама