Космический эшелон разведки блестяще сработал в Сирии

Российские военно-космические программы вышли на стадию устойчивого развития
Реклама
Космический эшелон разведки блестяще сработал в Сирии
© nasa.gov
Читайте нас на: 

Со времени полета Первого искусственного спутника земли (ИСЗ) прошло чуть больше 60 лет. Космическая программа освоения околоземного пространства всегда поддерживалась не только правительствами технологически развитых государств, но и - в первую очередь - их военными ведомствами. До 1991 года количество космических аппаратов (КА) военного назначения США и СССР находилось в соотношении примерно три к одному.

Количественное превосходство США объяснялось тем, что более 60% их группировки военных спутников составляли аппараты связи и ретрансляции. Это было обусловлено необходимостью обеспечения каналами защищенной устойчивой связи и передачи данных многочисленных военных баз и корабельных группировок ВМС США по всему миру, ретрансляции данных от спутников разведывательного назначения.

Военные спутники США

Первыми спутниками-разведчиками американцев стали КА видовой (оптико-электронной) разведки. Они были оснащены специальными аналоговыми (пленочными) фотоаппаратами с мощной оптикой, позволявшими получать снимки поверхности Земли с высоким разрешением.

25 июня 1959 года в рамках программы CORONA США впервые попытались вывести на орбиту спутник-разведчик КН-1 (Key Hole - "замочная скважина"). Хотя запуск оказался неудачным, работа по созданию и выведению военных КА была продолжена. Пройдя по пути проб и ошибок, США все-таки сумели создать на орбите группировку спутников КН-2 (вторая версия КА), которые сбрасывали добытую информацию в специальных капсулах. Эти капсулы должны были подхватывать в воздухе самолеты С-130 или извлекать из воды корабли ВМС США.

Самолет подбирает капсулу с пленкой из спутника КН-2
© wikimedia.com
Самолет подбирает капсулу с пленкой из спутника КН-2

С течением времени совершенствовались и фотоаппараты, и оптика - разрешение снимков повысилось с 7,5 метров (КН-2) до 0,2 метра (КН-11), а с появлением оптико-электронных цифровых камер, работающих во всем спектре оптического диапазона, качество и оперативность добываемой информации существенно выросли. При этом информацию можно было передавать кодированным цифровым сигналом через спутники-ретрансляторы в центры обработки информации AFSPC (космическое командование ВВС США).

Первым опытом широкомасштабного использования КА в интересах разведывательного обеспечения боевых действий стала операция армии США "Буря в пустыне" 1991 года против Ирака, где были задействованы спутники КН-11 и КН-12. Для повышения оперативности космического эшелона разведки командование AFSPC заранее увеличило группировку спутников до 29 КА, из которых четыре были видовой разведки (КН-11 и КН-12), а остальные были оснащены средствами радиолокационной (РЛР) и радиотехнической разведки (РТР).

Космические аппараты РЛР и РТР типа "Лакросс" и "Шалле" были переведены на круглосуточный режим работы (штатное время работы этих КА - 8 часов в сутки). Такой "чрезвычайный режим" работы позволил не только выявить РЛС ПВО в южной части Ирака, но и следить за радиообменом между командными пунктами, танковыми и артиллерийскими частями иракской армии в режиме времени, близком к реальному.

В 2003 году во время операции "Иракская свобода" разведывательные КА США через спутники связи INMARSAT и ретрансляторы TDRSS были интегрированы в систему боевого планирования и управления авиацией на ТВД - ТВМСS (Theater Battle Management Core Systems) и автоматизированную систему управления войсками тактического звена сухопутных войск FBCB2 (Force XXΙ Battle Command Brigade or Below). Обмен данными осуществлялся по сети тактического военного интернета LandWarNet. Таким образом, командование армии США отработало в Ираке техническую основу концепции "сетецентрических войн", создав прототип будущей глобальной автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Командиры передовых подразделений американских дивизий на поле боя получили возможность напрямую взаимодействовать с артиллерией, тактической и стратегической авиацией.

Однако в период кампании в Ираке 2003 года интеграция КА и системы ТВМСS показала недостаточную эффективность. Это было вызвано низкой пропускной способностью информационных каналов самих КА. Поэтому подразделения армии США и корпуса морской пехоты были вынуждены в основном использовать традиционные средства связи.

Опыт использования КА для обеспечения боевых действий в Ираке подтолкнул командование армии США к более широкому привлечению гражданских спутников в качестве дополнительных источников информации о наземной обстановке. В частности, использовались спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) Landsat.

Современный авиационно-космический эшелон разведывательно-информационного поля, который обеспечивает потребности командования армии США по всему миру, состоит из беспилотных средств разведки, таких как Global Hawk, Reaper, Predator-2; самолетов-разведчиков P-8 Poseidon, Lockheed EP-3, Boeing RC-135, Boeing 737 AEW&C; КА оптико-электронной разведки КН-11/12, радиолокационной разведки Lacrosse и Topaz, радиотехнической разведки Magnum, Mentor, Intruder, а также спутников связи и ретрансляции QUASAR, TDRSS, DSCS, UFO, Milstar.

Американский беспилотник
© af.mil
Американский беспилотник "Reaper" 

С учетом 31 спутника глобальной системы навигации NAVSTAR ("военный" GPS), 66 спутников IRIDIUM и привлекаемых для решения отдельных задач 20 КА гражданского сектора, общее количество КА военного назначения, которыми сегодня распоряжается космическое командование ВВС США, достигает 310 ИСЗ. Они занимают весь спектр орбит - от низкой опорной (НОО) до геостационарной (ГСО). Космическое командование США планирует увеличить эту группировку на 100 единиц. Не исключено, что в рамках принятой концепции "мгновенного глобального удара" среди вновь выводимых КА будут спутники, создаваемые по проектам Falcon HTV-2 и AHW.

Заявление заместителя главы Объединенного комитета начальников штабов США генерала Пола Селвы о сценариях войны против России и Китая, а также слова командующего AFSPC генерала Джона Рэймонда о "готовности вести войну в космосе, если это понадобится", подтверждают тот факт, что США рассматривают милитаризацию космоса как важный аспект противостояния России и Китаю.

Военные спутники России

22 мая 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 569-264 о создании первого советского спутника-разведчика 2К ("Зенит"), а в 1964 году комплекс обзорной фоторазведки "Зенит-2" был принят на вооружение. В отличие от американского КН-1, советский спутник-разведчик, выполнив назначенную программу, сам возвращался на землю. Его капсула с фотоаппаратурой и пленками конструктивно была похожа на спускаемые капсулы ракет "Восток" и приземлялась с использованием аналогичной парашютной системы. Всего в космос было запущено свыше 500 КА типа "Зенит" различных модификаций.

В СССР радиотехническую разведку из космоса вели КА типа "Целина", которые выполняли задачи обзорной и детальной разведки РЛС вероятного противника. Всего с 1967 по 2007 год на орбиту было выведено 130 спутников "Целина", из них 15 после 1991 года.

После развала СССР программа развития КА военного назначения резко сократилась. С 1991 года спутники военного назначения (количеством около 60 единиц) в основном только сходили с орбиты, а военная космическая группировка восполнялась, зачастую, спонтанным образом.

Ярким примером бедственного положения "военного космоса" в эти времена является группировка КА, входящих в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В СССР космическая группировка СПРН насчитывала 9 КА: четыре геостационарных УС-КС и пять высокоэллиптических УС-КМО. В 2017 году таких спутников осталось всего два...

Лучше других обстоят дела в сфере глобальной космической навигации. Система глобального позиционирования ГЛОНАСС в интересах Минобороны России предоставляет 24 КА типа "ГЛОНАСС-М", обеспечивая точными координатами все рода войск наших Вооруженных сил.

Спутники "Тундра", входящие в "Единую космическую систему обнаружения и боевого управления" (сегмент российской СПРН), способны определять параметры траекторий полета любых МБР и вероятный район поражения. На "Тундре" установлены элементы автоматизированной системы боевого управления, то есть через КА можно передавать сигналы для стратегических ядерных сил России.

Остальные группировки и типы спутников военного назначения находятся только в начале периода возрождения. Например, спутники оптико-электронной разведки имеют группировку из двух КА "Персона" и двух КА "Барс-М". Эта группировка может быть увеличена за счет малых спутников типа "Янтарь" и "Орлец", выводимых на низкую орбиту, со сроком функционирования от 60 до 120 дней.

Частично задачи космической видовой разведки могут решать спутники ДЗЗ "Ресурс-П" (создан на основе КА "Персона") и "Электро-Л", находящиеся на геостационарной орбите. Действительно, "Ресурс-П" может просматривать полосу в 950 км с детализацией объектов в зоне шириной 38 км, при этом выдавая цифровые снимки с разрешением 12 метров. "Электро-Л" выдает качественные обзорные изображения видимого диска Земли с разрешением 1000 х 1000 метров. Для красивых фотообоев на рабочий стол компьютера это неплохо, а вот для задач разведки недостаточно. Для видовой разведки нужен спутник типа "Барс-М". Он обозревает полосу в 1340 км, с детализацией сектора шириной 60 км и может выдавать снимки с разрешением в 1,1 метра, то есть в 12 раз лучше, чем "Ресурс-П"!

© wikimedia.com
"Лотос-С1"

Задачи РТР выполняют два КА "Лотос-С/С1" и два КА "Пион-НКС" входящие в систему морской космической разведки и целеуказания "Лиана". Несмотря на свое "морское" предназначение, спутники МКРЦ "Лиана" могут работать и по сухопутным объектам, выдавая высокоточную информацию российским ударным комплексам воздушного, наземного и морского базирования.

Большие надежды возлагаются на новые КА "Репей" (РТР и РЛР). Группировка из 12 спутников (шесть КА "Репей-В" и шесть КА "Репей-С") сможет фиксировать работу радиотехнических средств противника, проводить их идентификацию, определять координаты и через КА "Гарпун" передавать информацию в командные пункты Вооруженных сил РФ.

Спутники-ретрансляторы (СР) "Гарпун" были созданы для передачи больших объемов цифровой информации получаемых от спутников видовой и радиотехнической разведки. С космодрома Байконур на геостационарную орбиту было отправлено два таких КА.

Министерство обороны России, как и космическое командование США, может в своих интересах использовать и гражданские спутники "двойного назначения". К ним относятся СР типа "Луч-5", которые обеспечивают связь с движущимися в космосе объектами (космические станции, разгонные блоки, ракеты-носители) вне зон видимости с российской территории. В данный момент спутниковая группировка из семи КА "Луч-5" обслуживает российский сегмент МКС, ретранслирует корректирующие сигналы от КА системы ГЛОНАСС.

Проверка реальным делом

Во время проведения операции Вооруженных сил России в Сирии была практически отработана концепция авиационно-космического разведывательно-ударного контура.

В его состав входили разведчики подразделений Сил специальных операций (ССО) с комплексами разведки управления и связи (КРУС) "Стрелец", беспилотники-разведчики ("Орлан" и "Форпост"), самолеты-разведчики (Ту-204Р, А-50), КА видовой и радиотехнической разведки ("Персона", "Барс-М", "Лотос-С/С1", "Пион-НКС"). Вся информация в режиме реального времени централизовано собиралась и обрабатывалась в Национальном центре управления обороной (НЦУО) Минобороны РФ.

Сегмент АСУВ российских вооруженных сил, развернутый на конкретном ТВД (Сирия), продемонстрировал свою высокую эффективность. Точность и своевременность данных о целях позволили нашим ВКС применять высокоточное оружие и крылатые ракеты, а ВМФ России обеспечить поражение наземных объектов с помощью крылатых ракет "Калибр".

Запуск ракет
© youtube.com
Запуск ракет "Калибр" по боевикам в Сирии

В настоящее время российская группировка КА военного назначения насчитывает свыше 20 спутников. Безусловно, она нуждается в усилении. Разработка, изготовление и запуск современных спутников в интересах обеспечения связи и различных видов разведки предусмотрены действующей Госпрограммой вооружения на период до 2027 года.

Можно уверенно констатировать, что российские военно-космические программы вышли на стадию устойчивого развития.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама