Олимпийское движение подсело на политический допинг
© РИА Новости

Олимпийское движение подсело на политический допинг

Сможет ли МОК убрать из большого спорта идеологию и коммерцию
15 февраля 2018, 15:45
Реклама
Олимпийское движение подсело на политический допинг
© РИА Новости
Читайте нас на: 

Первой жертвой WADA на Олимпиаде в Пхёнчхане стал шорт-трекист из Японии Кэй Сайто, в биоматериале которого обнаружили запрещенный препарат. Причину такой неосмотрительности можно объяснить разве что огромным желанием 21-летнего спортсмена показать высокий результат и, вероятно, уверенностью, что допинг-офицеры, поглощенные тотальной слежкой за "олимпийскими атлетами из России", не заметят его прегрешение. Впрочем, большого урока команда Страны восходящего солнца не понесла, поскольку Кэй Сайто был всего лишь запасным. Да и большого шума по этому поводу, в общем-то, не было. Все внимание и МОК, и WADA по-прежнему приковано именно к России, которую, по сути так ничего и не доказав, назначили чуть ли не "империей допингового зла" во всем спортивном мире.

None
© wikimedia.com
None

При этом Международный олимпийский комитет страшно гордится проделанной работой, в результате которой Россия представлена в Пхёнчхане самой малочисленной командой за последние 12 лет, и, несмотря на поразительный спортивный героизм наших спортсменов, по "техническим причинам", она, конечно же, не сможет показать лучший результат. Сначала WADA и МОК, а потом и дрогнувший под давлением Спортивный арбитражный суд (CAS) - теперь в этом не осталось сомнений - приложили максимальные усилия, чтобы на Олимпиаду-2018 не попали лучшие из российских атлетов. Зато у американцев, которые регулярно ездят на международные соревнования с медицинскими справками, разрешающими стимуляторы, и у норвежцев, едва ли не поголовно страдающих астмой, проблем как не было, так и нет. Можно быть уверенным, что и не будет.

Конечно, двойные стандарты, конечно - политика… Но не только. Как утверждает кандидат медицинских наук Александр Мясников, у которого не только советский, но и американский диплом, еще в начале прошлого века физиологические возможности человека уже были исчерпаны, поэтому уже тогда так называемый спорт высоких достижений сел на допинг. Сначала по личным мотивам - ради собственного престижа, потом, когда спорт коммерциализировался и политизировался, допинг стал индустрией.

Так что избирательный подход главы МОК Томаса Баха и функционеров WADA, где преобладают англосаксы и представители других "правильных" народов, никого не должен удивлять.  

None
© ioa.org.gr
None

Но когда они сравнивают себя с хранителями античных антидопинговых ценностей, возникает некий фактологический казус.

Дело в том, что и в Древней Элладе, помимо политических и коррупционных скандалов вокруг Олимпийских игр, если верить профессору истории Университета Пенсильвании Дэвиду Гилман Романо, возникали проблемы и с "чистыми" олимпийцами. Правда, допинг в античные времена был весьма специфическим: для скорости атлеты употребляли чеснок и сушеные фиги, а, например, для силы, выносливости и нечувствительности к боли питались мухоморами.

Существовала в Древней Греции и своя WADA - в лице специальных нюхачей, которые улавливали чесночный дух.  В конце позапрошлого века, когда барон Пьер де Кубертен возродил Олимпийское движение, вполне нормальным считалось употребление "вина для спорта" - смеси бордо с кокаином. И никого это не смущало вплоть до 30-х годов XX века. Как, впрочем, и стрихнин - биологический стимулятор и одновременно отрава для грызунов,  от которого чуть не погиб в 1904 году марафонец Том Хикс.

None
© wikimedia.com
None

Но когда это было?.. Напомним, что в Олимпийское движение СССР вернулся только в 1951 году (тогда на Олимпиаде в Хельсинки наши спортсмены завоевали 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей), поэтому все обвинения в том, что будто бы Россия стоит у истоков моды на допинг в спорте, это даже не глупость, это - в чистом виде клевета. Да и нынешние обвинения, построенные исключительно на фантазиях и частных дневниковых записях психически неуравновешенного Григория Родченкова, из той же серии.

Кстати, тема допинга в политической борьбе используется не впервые. Технология была обкатана еще на ГДР, на которую в определенный момент в буквальном смысле просыпался олимпийский золотой дождь. Сегодня все уже позабыли, что спорт в Восточной Германии был культом, зато до сих пор из одного издания в другое гуляет утверждение, будто бы в ГДР ради побед на олимпиадах под руководством Штази на спортсменах ставились биологические эксперименты.  

ГДР ушла в политическую вечность, поэтому ответить некому. Но отработанные технологии сохранились, и сегодня, как под копирку, WADA утверждает, будто ФСБ России через какую-то дырку в стене подменяло в Сочи "грязные" пробы российских олимпийцев на "чистые"… Ну ничего не изменилось! Даже скучно: все также наши заклятые оппоненты абсолютно не утруждают себя по части доказательств. И совершенно прав наш прославленный хоккеист Вячеслав Фетисов, который считает большой ошибкой, что мы не стали бороться за представительство в международных спортивных структурах. Иначе говоря, сами же лишили себя права голоса.

Для справки: первый случай дисквалификации за употребление допинга был зафиксирован на Олимпиаде в 1968 году. Тогда сборная Швеции лишилась бронзовых медалей, когда в крови пятиборца Ханса-Гуннара Лильенвалля обнаружили алкоголь. А годом раньше прямо на трассе "Тур де Франс" умер британский велогонщик Том Симпсон, накаченный амфетаминами.  И тогда стало понятно, что химия заняла слишком большое место в олимпийском спорте, что спортивное соперничество превращается состязание фармацевтических корпораций, которые не только предоставляют спортсменам стимуляторы, но и препараты, позволяющие закамуфлировать допинг.

Считается, что до прихода в 1980 году к руководству МОК Хуана Антонио Самаранча борьба с допингом в олимпийском спорте велась, но не систематически и не очень принципиально. Самаранч антидопинговую деятельность возвел чуть ли не в абсолют и… В общем, хотелось, как лучше, а получилось не так, чтобы очень, потому что борьба с допингом заменила сам спорт.

В 1999 году, именно тогда, когда появилась злосчастная WADA, Хуан Антонио Самаранч, которого по сей день считают кристально честным человеком, нашел в себе силы признать, что политика МОК в борьбе с допингом (которую он и сформировал) несовершенна, и призвал кардинально сократить список запрещенных препаратов, не вредящих здоровью спортсменов. Не исключено, что тогда бы пресловутый мельдоний, с которого началась травля нашей теннисистки Марии Шараповой и всего российского спорта, не считался бы допингом,  а обычным средством, которое никак не влияет на результат того или иного спортсмена, а защищает сердце от развития ишемии. Тем более что в черный список WADA внесли только мельдоний, а не его аналоги под другими названиями, которые по сей день официально используют спортсмены других стран. В общем, санкционированная игра слов,  и не более того.

Мария Шарапова
© wikimedia.com
Мария Шарапова

Надо думать, что и Китай, который, по политическим соображениям, очень кому не мил на Западе, тоже хотели бы поймать на каком-нибудь мельдонии. Но тут возникла проблема с особенностями китайской народной медицины, в которой эксперты WADA, похоже, мало смыслят. Автор скандального фильма о допинге в российском спорте (кстати, смонтированном исключительно на голословных утверждениях) Хайо Зеппельт попытался было сунуться в китайский спортивный альков, но тут же осекся. И не потому что не хватило энтузиазма. Свои же дали понять, что политически неосмотрительно, а экономически - невыгодно раздражать Поднебесную. В общем, команда на травлю не поступила... И это еще одно доказательство, что допинговый скандал - инструмент политики.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама