В других СМИ
Загрузка...

"Небесное око" Китая

Специалисты Поднебесной создали собственный "тяжелый" АВАКС
Реклама
"Небесное око" Китая
© airliners.net

В начале 1990-х годов китайские военные, нуждавшиеся в самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), предприняли попытку заполучить такой авиационный комплекс в России. В качестве образца был выбран советский комплекс А-50. Отечественные специалисты, уже начавшие вкушать все прелести нового экономического уклада, были только "за". Третьим, но не лишним, стал Израиль, предложивший для перспективного китайского самолета, которому присвоили обозначение "АИ" (А-50И), специализированный радиотехнический комплекс EL/M-205 "ФАЛКОН" (PHALCON - от PHased Array, L-band, CONformal). Однако Тель-Авив, оказавшись под мощным политическим давлением США, в конечном итоге отказался от реализации проекта. В результате китайские специалисты решили создавать радиотехнический комплекс своими силами. Так был создан "тяжелый" самолет ДРЛОиУ типа KJ-2000, где KJ - сокращение от Kong Jing ("Кун Цзин"), что дословно можно перевести как "Небесное око".

Продукт из Сианя

В течение 2002-2003 годов специалисты Сианьской авиационно-промышленной корпорации осуществили работы по переоборудованию опытного самолета, переданного Россией по программе "АИ", и установили на него радиотехнический комплекс, созданный китайскими инженерами на базе РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Работы по модернизации планера заключались преимущественно в установке над фюзеляжем грибовидного обтекателя для антенны нового радиотехнического комплекса, причем обтекатель был выполнен стационарным, не вращающимся, и имел диаметр 14 м. Также были усилены стойки шасси самолета-носителя, обеспечив ему возможность посадки на грунтовые ВПП. Кроме того, для повышения энерговооруженности самолета установили генераторы увеличенной мощности, а для улучшения продольной устойчивости машины установили два подфюзеляжных киля.

В основе установленного на самолете радиотехнического комплекса - многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС, разработанная специалистами Няньцзинского научно-исследовательского института электронных технологий. Причем, в китайских источниках указывается, что в процессе работы над радиотехническим комплексом специалисты института активно использовали наработки, полученные ими в ходе создания корабельной РЛС  с  АФАР.

В 2009 году появилось интервью исполнительного вице-президента Китайской академии электроники и информационных технологий Вана Сяомо, одного из ведущих китайских специалистов в области радиолокационной техники и радиоэлектронной техники военного назначения в целом, в котором тот указывал, что в результате сотрудничества с Израилем в рамках программы "АИ" китайские специалисты "получили доступ к технологиям разработки и изготовления приемно-передающих модулей АФАР, а также процессу изготовления обтекателей антенных систем из композиционных материалов". Кроме того, по его словам, Израиль помог "с разработкой архитектуры радиотехнического комплекса на основе цифровых шин передачи данных".

Возможности радиотехнического комплекса

Установленная на KJ-2000 радиолокационная станция обеспечивает круговой обзор и позволяет уверенно обнаруживать и сопровождать несколько десятков воздушных и надводных целей в автоматическом режиме. Станция включает три АФАР с сектором обзора 120° каждая, размещенные в надфюзеляжном неподвижном обтекателе. По оценкам специалистов, максимальная дальность обнаружения воздушных целей у данной РЛС составляет порядка 470 км, а самолет KJ-2000 может вести разведку с высоты 5.000 - 10.000 м при скорости полета 600-700 км/ч в течение 7-8 часов без дозаправки в полете.

В состав установленного на китайском самолете ДРЛОиУ бортового радиоэлектронного оборудования также входят: станция госопознавания, центральная бортовая ЭВМ, автоматизированные рабочие места операторов, комплект средств связи и передачи данных, а также комплекс индивидуальной защиты, включающий систему предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и тепловых ложных целей, и - опционально - комплекс радио- и радиотехнической разведки. В обтекателе над передней частью фюзеляжа размещена антенна системы спутниковой связи.

KJ-2000 имеет следующие летно-технические характеристики: длина - 46,59 м; размах крыла - 50,50 м; площадь крыла - 300 кв. м; высота самолета - 14,80 м; масса максимальная взлетная - 190 т; силовая установка - четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КП2 (взлетная тяга двигателя - 12.000 кгс); крейсерская скорость - 750 км/ч; скорость при патрулировании - не менее 550 км/ч; практический потолок - 10.200 м; дальность полета максимальная (перегоночная) - 5.000 км; максимальная продолжительность полета - 7 ч. 40 мин.; время патрулирования на удалении 2.000 км от аэродрома базирования - 1 ч. 25 мин.; высота патрулирования - 5-10 км; экипаж - 15-20 чел. (летный - 5 чел., операторы - 10-15 чел.).

KJ-2000 идет в войска

Получившийся в итоге самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа KJ-2000, бортовой номер "762", после доводки 11 ноября 2003 года совершил первый полет, после чего был передан для выполнения программы летных испытаний в Летно-испытательный центр Китая. В 2004 году на авиазаводе в Сиане было начато изготовление уже серийных "небесных стражей". В самолеты ДРЛОиУ переоборудовались наиболее новые из приобретенных в России военно-транспортных самолетов Ил-76МД. В первое время после переоборудования самолеты сохраняли гражданскую схему окраски и регистрационные номера, но затем - после принятия на вооружение - приобрели все признаки военных машин. Все машины входят в состав 76-го полка самолетов ДРЛОиУ.

Продолжение следует

Первый публичный показ KJ-2000 состоялся 1 октября 2009 года во время проходившего на площади Тяньаньмэнь военного парада в честь 60-летия со дня образования КНР. Причем, чтобы еще больше подчеркнуть высокую значимость того успеха, который сопутствовал китайским специалистам в реализации программы создания "полностью китайского" самолета данного класса, KJ-2000 не просто участвовал в параде, но открывал его воздушную часть.

В перспективе, как ожидают военные эксперты, китайское военно-политическое руководство примет решение о наращивании численности парка "тяжелых" самолетов ДРЛОиУ типа KJ-2000. Согласно просочившейся в СМИ информации, численность таких машин намечается увеличить минимум вдвое. Впрочем, не исключено, что будет создан новый, более совершенный вариант самолета данного класса на базе военно-транспортного самолета Y-20.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама