В других СМИ
Загрузка...
Северокорейские страшилки нужны только Вашингтону
© Фото из архива
Северокорейский плакат

Северокорейские страшилки нужны только Вашингтону

Процесс снижения напряженности на Корейском полуострове, начавшийся накануне Олимпиады в Пхенчхане, продолжился серией переговоров и обнадеживающих заявлений
Реклама
Северокорейские страшилки нужны только Вашингтону
© Фото из архива
Северокорейский плакат

Посольство США хотело поселиться в самом центре Пхеньяна

По заявлению советника по национальной безопасности президента Южной Кореи Чон Ый Ёна, который возглавляет южнокорейскую делегацию, курсирующую между Пхеньяном, Сеулом и Вашингтоном, Дональд Трамп выразил согласие встретиться до мая с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Советник Чон также сообщил, что лидер КНДР якобы выразил свое согласие на "постоянную денуклеаризацию" Северной Кореи. Сам Трамп готовность к встрече и "сделке с КНДР" подтвердил через Твиттер и своих представителей.

Впрочем, пока нет четких ответов на вопросы "Когда?", "Где?" и "На каких условиях?". Как и нет уверенности, что такая встреча действительно будет иметь место в ближайшее время. Слишком много может возникнуть препятствий и условий. Трамп из корыстных побуждений пытается представить дело так, что это он с помощью военных угроз и экономического давления заставил Пхеньян пойти на прямые переговоры и даже якобы проявить готовность к "ядерной сделке". Но на самом деле это далеко не так. Наиболее точно ситуацию охарактеризовал Президент России Владимир Путин, когда сказал, что лидер КНДР Ким Чен Ын выиграл эту партию, обзаведясь атомными зарядами и добившись нового уровня противостояния с США. Теперь северокорейскому руководителю необходимо воспользоваться плодами победы, загладить ситуацию, уравновесить позицию. 

Но уже саму готовность Трампа к прямым переговорам, безусловно, следует приветствовать. Ну а если встреча все же состоится, она будет первой за всю историю и уже потому станет исторической.

Что касается Пхеньяна, то оттуда пока не прозвучало однозначных заявлений на этот счет. Однако экспертам хорошо известно, что прямых переговоров с США КНДР как раз и добивается на протяжении почти семи десятков лет. А как иначе?

Ведь по итогам Корейской войны в 1953 году было подписано лишь соглашение о перемирии, которое из-за непрекращающихся военных угроз со стороны США и их союзников в 2015 году было объявлено Пхеньяном не действующим. Так что формально война на полуострове лишь приостановлена и все держится "на честном слове".

Десятилетиями именно КНДР настаивает на подписании мирного договора, на гарантиях безопасности, а этого можно добиться лишь в ходе прямых переговоров с США, причем на высоком уровне. Вашингтон же от них отказывается, вообще не признавая право КНДР на существование.

Американским стратегам не нравится северокорейский режим, то как там соблюдаются права человека и многое другое. С подачи США мировой мейнстрим маргинализует руководство КНДР, обвиняет его во всех реальных и мнимых грехах, угрожает уничтожить. Но это не мешает время от времени в интересах той или иной американской администрации без огласки вести с Пхеньяном переговоры. В КНДР побывали некоторые бывшие президенты США, демонстрируя свои особые отношения с северокорейским руководством и свою крутизну. "Нерукопожатные" северокорейские вожди в одночасье становились хорошими собеседниками...

В начале 1990-х годов американская делегация даже обсуждала в Пхеньяне детали установления дипломатических отношений. Деловитые американцы, которые в то время не признавали само существование КНДР, по прибытии в корейскую столицу сразу принялись искать подходящее здание для посольства. Посланцам Вашингтона хотелось поселиться в самом центре Пхеньяна, а не на окраине, где расположено большинство дипмиссий.

Имелось в виду, чтобы американский флаг красовался на фоне величественных памятников вождям среди правительственных зданий и госучреждений, как, например, в Москве. Но корейцы дали понять, что для получения такой льготы по прописке надо было воевать на стороне Ким Ир Сена, а не против него во время Корейской войны. Им также напомнили, что ВВС США сбросили в ходе этой войны на КНДР 635 тысяч тонн авиабомб.

Если бы не советские МиГи, вступившие в бой, Северная Корея была стерта с лица земли. В итоге вопрос об обмене диппредставительствами с США остается открытым. А почему бы американцам, если они действительно хотят мира, не начать дипломатический диалог с КНДР, гуманитарное и иное сотрудничество, постепенно подталкивая Пхеньян "в объятия цивилизованного мира"? Но в том-то и дело, что Вашингтону это не выгодно.

Северокорейская "страшилка" оправдывает содержание в Азиатско-Тихоокеанском регионе половины сил американского экспедиционного корпуса, позволяет контролировать Японию и Южную Корею, имея там военные базы, развивать глобальную систему противоракетной обороны, нацеленную против России и Китая.

Одна, но пламенная страсть - уничтожить КНДР

При этом американское стремление уничтожить КНДР военным путем неизменно с 1953 года, когда Совет национальной безопасности США подготовил план нового вторжения в КНДР, а позже преобразовал его в "Стратегию красного брода", согласно которой блицкриг должен предотвратить укрепление национальных сил самообороны КНДР и других стран региона. В соответствии с этой военной доктриной США превратили Южную Корею в плацдарм для войны и завезли туда около 1 тыс. ядерных боеголовок.

Менялись названия многочисленных военных планов и маневров США (FocusLens, FocusRetina, FreedomBolt TeamSpirit, UljiFocusLens и т.д и т.п.), но в ходе них неизменно отрабатывались различные варианты нападения на КНДР, оккупация. В конце 1990-х годов (и это подтверждено документально) США по "Сценарию 5027" готовились нанести ядерный удар по КНДР. Планировалось сбросить около 30 атомных бомб. Американцы даже проводили тренировки с применением бомбардировщиков и авианосцев. 

В последние годы в ходе таких маневров - RSOI (Reception, Staging, Onwardmovement and Integration), KeyResolve, FoalEagle, Ulchi Freedom Guardian - отрабатывается еще и одновременная молниеносная ликвидация высшего руководства КНДР, уничтожение столицы и важных объектов, включая ядерные, с применением специальных групп вторжения в составе спецназа.

В маневрах типа Ulchi Freedom Guardian, которые проходят обычно осенью, принимают участие от 300 тыс. до полумиллиона человек из десятка стран, включая авианосные группы США с ядерным оружием на борту и стратегические бомбардировщики. Особое внимание (и американцы этого не скрывают) уделяется первоочередному убийству лидера КНДР. В Вашингтоне, видимо, полагают, что, обезглавив авторитарную страну, можно лишить ее способности к сопротивлению. Не случайно, по данным ЦРУ, в период нападения США на Ирак тогдашний лидер КНДР Ким Чен Ир, по выражению американцев, буквально исчез из поля зрения.

Дело в том, что уже в то время США вполне конкретно рассматривали возможность одновременного нападения на КНДР. В Пхеньяне об этом знали и приняли упреждающие меры. А нападение США не состоялось лишь потому, что миллионная северокорейская армия, оснащенная и боеготовая на порядок лучше иракской, уже к тому времени представляла серьезную опасность для Южной Кореи и войск США в этой стране. В ее распоряжении помимо ракетного оружия есть и такие нехитрые средства, как нанесение артиллерийских ударов по южнокорейским атомным электростанциям, затопление Сеула из специальных водохранилищ на севере полуострова и многое другое.

Численность танков НОАК КНДР, например, вдвое больше, чем на сопредельной стороне.  А что еще остается Пхеньяну при такой военной угрозе, исходящей от США? Сидеть и ждать уничтожения?

Ныне ежегодные американские военные маневры, которые в любой момент могут перерасти в прямое нападение на КНДР, продолжаются и идут с перерывами вблизи границ Северной Кореи почти шесть месяцев в году. Угроза вполне реальная и ее вполне адекватно осознают в Пхеньяне. 

Стратегическая конфигурация меняется

Именно поэтому, когда в Вашингтоне и Сеуле заявляют о готовности Пхеньяна к "денуклеаризации", там, скорее всего, хотят в своих политических интересах выдать желаемое за действительное. "Постоянная денуклеаризация" может продолжаться "десять тысяч лет". Судя по всему, время для отказа КНДР от ядерных сил упущено Вашингтоном и Сеулом безвозвратно.

И ранее, и в последние дни северокорейские дипломаты в беседах неизменно обращали внимание на то, что стратегия "параллельного создания ядерного щита и чучхейской мощной производственной базы" записана в решениях партии и правительства. Так просто вычеркнуть ее невозможно, не говоря уже об огромном труде и ресурсах, которые были затрачены. При этом КНДР действует в рамках международного права и устава ООН, как это делают союзники США, например, Израиль и Пакистан. Прежде чем создавать ядерное оружие, Пхеньян вышел из Договора о нераспространении, убедившись в ненадежности партнеров по переговорам и сделав вывод, что единственное спасение - обладание оружием возмездия.

Заставить Пхеньян отказаться от ядерного оружия можно было в 1985 году, когда КНДР добровольно присоединилась к Договору о нераспространении. К тому времени все ядерные объекты КНДР уже 8 лет находились под контролем МАГАТЭ. Достаточно было заменить перемирие в Корее мирным договором и дать гарантии ненападения. Это было возможно и в 1994 году, когда КНДР добилась от США подписания соглашения, по которому в обмен на отказ Пхеньяна от развития его собственной ядерной программы консорциум западных стран обязался построить на Севере атомные электростанции (без наработки боевых расщепляющихся элементов) и снабжать КНДР мазутом. Цена вопроса - всего 4 миллиарда долларов - несопоставима с последующими ассигнованиями на ПРО.  Но американцы фактически "надули" корейцев, не дали денег. Соглашение провалилось. И теперь у КНДР есть ядерные боеголовки и МБР, способные достичь уже территории США. 

Стратегическая конфигурация меняется. Это первыми поняли в Сеуле. Там проявляют недюжинные посреднические усилия и активность в межкорейском диалоге. Напомним, что две недели тому назад высокая делегация из Южной Кореи посетила Пхеньян. Первые за долгое время официальные переговоры увенчались успехом: лично принявший делегацию глава КНДР Ким Чен Ын предложил провести в апреле первый с 2007 года межкорейский саммит глав государств (третий по счету с 2000 года).

При этом следует заметить, что КНДР никогда не отказывалась от прямых переговоров с Южной Кореей, в том числе и по вопросам объединения. В те периоды, когда этому не мешал Вашингтон, процесс сближения шел своим чередом: различные делегации курсировали между Пхеньяном и Сеулом, на границе действовала специальная промышленная объединенная зона, встречались родственники, разделенные войной и так далее. Речь заходила даже об устройстве единой Кореи. Но всегда на каком-то этапе в дело вмешивался "дядя Сэм", и следовало очередное обострение. Единая Корея не вписывается в планы США. Вот почему такой волнообразный характер присущ развитию ситуации на Корейском полуострове. И вряд ли что-то радикально изменится в ближайшее время. Корейская "проблема" решается не с кондачка и не в одночасье. Постами в Твиттере ее не урегулировать. Здесь требуется серьезная политическая воля. И прежде всего со стороны США. В Вашингтоне должны осознать, что приемлемого военного решения здесь не существует. Санкциями, которые действуют уже 50 лет, Северную Корею не задушить.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама