В других СМИ
Загрузка...
«Лесоруб» по «Требованию»: как работают боевые информационно-управляющие системы России
© РИА Новости
Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в Средиземном море у берегов Сирии

«Лесоруб» по «Требованию»: как работают боевые информационно-управляющие системы России

Если двигатель называют «сердцем» корабля, то его «мозгами» можно считать БИУС
15 марта 2018, 12:12
Реклама
«Лесоруб» по «Требованию»: как работают боевые информационно-управляющие системы России
© РИА Новости
Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в Средиземном море у берегов Сирии

Когда Верховный главнокомандующий Владимир Путин презентовал во время недавнего послания Федеральному собранию новое оружие России, он ограничился лишь шестью позициями. Все ведь не перечислишь: за последние годы появилось множество видов современных вооружений и технических средств, которые многократно усилили наши вооруженные силы. В этом списке можно смело упомянуть и боевые информационно-управляющие системы (БИУС), без которых сегодня не обходятся ВМФ, ВКС, РВСН и Сухопутные войска. БИУС внедряется даже в перспективный российский танк Т-14 "Армата".

Автоматический помощник капитана

В парусном еще флоте капитан корабля имел под рукой подзорную трубу да секстант для определения своих координат, весьма приблизительно знал о наличии ядер к пушкам и лишь визуально мог оценить повреждение парусов и корпуса своей посудины. Практически таким же набором информации обладал впоследствии и командир подводной лодки, для которого команда "Осмотреться в отсеках!" -  являлась наиважнейшей, состояние субмарины он оценивал по докладам, визуально оценивал ситуацию на перископной глубине и радиосигналы из штаба получал при всплытии. Вероятно, не случайно первые отечественные автоматические системы управления (АСУ) появились в 50-х годах прошлого века именно в подводном флоте. Стремительно совершенствуясь, дав возможность автоматического обмена информацией между кораблями, выдавая командиру рекомендации по применению оружия, БИУС в современном ее виде стала незаменимым помощником в действиях не только отдельных экипажей, но и целых соединений.

В достаточно длинной линейке информационно-управляющих систем для надводного и подводного флотов России можно отметить БИУС "Лесоруб-Э", "Сигма-Э" и "Требование-М". Все они воплотили в себе традиции и мощь современных технологий. К слову, "Лесоруб" помогает управлять единственным пока в составе ВМФ РФ тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов", а "Требование" устанавливают на фрегатах проекта 11356Р/М - серии многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны (головной корабль серии "Адмирал Григорович").

Справка

БИУС - это комплекс электронно-вычислительной аппаратуры, предназначенный для автоматизированной выработки рекомендаций по управлению оружием и маневрированию в целях наиболее эффективного использования боевых и технических возможностей корабля. В его функции входит сбор, обработка и отражение информации; расчет эффективности применения вооружения; целераспределение огневых и технических средств; осуществление боевых и навигационных расчетов.

По сути, командиру корабля БИУС выдает уже готовые решения по действиям в той или иной ситуации, в том числе, в боевой обстановке. Аппаратура работает в автоматическом режиме, высвобождая значительное количество специалистов от рутинной работы по сбору информации - их заменяет электроника.

Когда в прошлом году "Адмирал Кузнецов" совершал боевой поход в Средиземное море к берегам Сирии, БИУС "Лесоруб" в значительной степени помогала не только в маневрировании корабля, но и обеспечивала полеты истребителей, да и безопасность авианосца. Под контролем системы находилось все радиоэлектронное оборудование корабля. В том числе, многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трехкоординатная РЛС "Фрегат-М2" для обнаружения воздушных и надводных целей, РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полетами "Резистор", средства радиоэлектронной борьбы "Созвездие-БР", гидроакустическая станция "Звезда-М1" и средства связи. Командиру "Адмирала Кузнецова" капитану 1 ранга Сергею Артамонову оставалось оценивать рекомендации БИУС для принятия решения и закладывать в нее задачи, согласно меняющейся обстановке.

"Рубит" все планы противника

Порой "Лесорубу" дают обозначение названия аббревиатурой АСБУ - автоматическая система боевого управления. Это тоже не искажает сути, ведь основное применение системы состоит из многих составляющих, в том числе по автоматическому управлению как самим кораблем, так всеми его средствами. Автоматика решает многие задачи - пройдемся по списку. Здесь и процесс обработки и формирования информации о тактической обстановке, и задачи управления кораблем и тактическим соединением, истребительной и штурмовой авиацией, противолодочными вертолетами (типа Ка-28) и вертолетами радиолокационного дозора (типа Ка-31), средствами ПВО корабля и тактического соединения, а также борьбой с надводными и подводными целями. Еще, что тоже немаловажно, командир всегда в курсе, в каком состоянии находится корабельное вооружение и контролирует при необходимости расход боеприпасов.

Участвует "Лесоруб-Э" и в решении авиационных задач, выполняя при этом автоматизированную выработку полетных заданий для каждого самолета или вертолета - с учетом расхода горючего, обходом опасных и запретных для полетов зон, контролем опасных сближений с другими летательными аппаратами, расчетом траекторий и параметров полетов. Способна эта БИУС производить и автоматизированное наведение истребителей на воздушные цели противника, определять варианты боевой загрузки штурмовиков для поражения объекта противника с заданной вероятностью, оценивать возможные потери своих летательных аппаратов в результате противодействия противника.

Среди прочих возможностей "Лесоруба" - планирование непрерывного прикрытия опасных секторов авиацией, боевая работа радиолокационного дозора с выработкой расписания дежурств, выработка рекомендаций по использованию вертолетов ПЛО (противолодочной обороны) при поиске, слежении и уничтожении субмарин противника. Система заранее предупредит пилота об остатке горючего, а при необходимости обеспечит вывод самолета или вертолета в зону аэродрома посадки. Как без всего этого обходились раньше - теперь трудно представить.

Остановки по "Требованию" не будет

Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" предназначена для автоматизации управления системами оружия и радиоэлектронными средствами кораблей малого и среднего водоизмещения. Реализованные технические решения и используемая элементная база обеспечили этой БИУС высокие эксплуатационные характеристики. Она имеет высокую надежность, обеспечиваемую современными технологиями, а также резервированием аппаратуры, возможностью конфигурации с учетом технического состояния отдельных элементов и автономного технического обслуживания отдельных приборов при сохранении работоспособности всей системы.

Система "Требование-М" по сравнению с существующими отечественными системами аналогичного назначения обладает характерными особенностями. Например, значительно повысилось качество обработки информации, использованы новые эффективные способы и средства ее отображения, обеспечивающие высокую наглядность и быстрое восприятие операторами. Теперь отображение информации о тактической обстановке осуществляется на фоне электронной навигационной карты, предусмотрено и гибкое управление составом и режимами отображения данных.

Существенно расширились возможности новой БИУС при решении задач ПВО корабля. В том числе, за счет автономного и централизованного использования ЗОС (зенитно-огневых средств) корабля в полностью автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Это работает как при решении задач самообороны корабля, так и при коллективной обороне кораблей соединения. Рост показателей качества решения задач управления привел к значительному повышению эффективности системы ПВО - счет при выдаче решения идет на доли секунды!

БИУС "Требование-М" имеет широкие возможности и по решению навигационных задач, в тактическом маневрировании, она обеспечивает постоянный контроль безопасности плавания и движения по маршруту. С учетом водоизмещения кораблей применения, масса системы в полной комплектации составляет не более 1.600 килограмм, а энергопотребление не превышает 1,2 кВт.

Made in USA

Американский аналог российских БИУС - система "Иджис". Она представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, зенитных управляемых ракет и средств управления, формирующуюся на базе автоматизированных средств управления. Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и самолетов и выдавать целеуказания на их пусковые установки. В этом и плюс, и минус "Иджис": даже самый оснащенный средствами ПРО корабль в одиночку не в состоянии выполнить весь объем задач по обнаружению и уничтожению целей.

Основным элементом системы "Иджис" является РЛС кругового обзора AN/SPY-1 с четырьмя пассивными фазированными антенными решетками общей средней излучаемой мощностью 32 - 58 киловатт и пиковой мощностью четыре-шесть мегаватт. Она способна осуществлять автоматический поиск, обнаружение и сопровождение 250 - 300 целей и наведение по наиболее опасным из них до 18 зенитных управляемых ракет. Решение на поражение угрожающих кораблю целей может приниматься автоматически.

Системой "Иджис" оснащены 54 эсминца и 22 крейсера US Navy. Долгосрочная кораблестроительная программа ВМС США предусматривает в ближайшие годы модернизацию под эту систему 84 кораблей.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама