В других СМИ
Загрузка...

Т-80 выходит из тени: министерство обороны России решило сформировать танковые батальоны в каждой бригаде морской пехоты ВМФ

Штатными танками этих подразделений станут Т-80БВМ
Реклама
Т-80 выходит из тени: министерство обороны России решило сформировать танковые батальоны в каждой бригаде морской пехоты ВМФ
© mil.ru

В войска начал возвращаться легендарный танк. Именно его, первым в истории бронетанковых войск нашей страны, назвали «летающим». Потом это определение, видимо, в связи с экспортными планами (удачный рекламный слоган!), перешло к другому танку - Т-90С. Теперь же Т-80 приходит не просто в общевойсковые части, а в морскую пехоту, где танков, вроде бы, отродясь не было. Что произошло?

Легкий и маневренный «коротышка»

Как оказалось, «ларчик просто открывается». В военном ведомстве решили усилить боевую мощь «черных беретов». Им при высадке на необорудованное побережье (особенно в Арктике), если придется атаковать ожесточенно сопротивляющегося и хорошо вооруженного противника, не помешает поддержка огнем мощных танковых пушек. Осколочно-фугасные снаряды и противотанковые управляемые ракеты особенно пригодятся для подавления бронированных целей или долговременных бетонных сооружений. Важно, чтобы танкисты при этом были свои - штатные, а не из подразделений поддержки. Это крепче сплачивает воинский коллектив, повышает ответственность в бою за товарища, с которым ты стоишь в одном строю.

А для оснащения морской пехоты танками, как решили военные, как нельзя лучше, подходит именно Т-80БВМ с газотурбинным двигателем. Во-первых, у него очень небольшое удельное давление на грунт - 0,86 килограмма на квадратный сантиметр. При общем весе в 42,5 тонны «восьмидесятка» проходит по снежному насту, как таежный охотник на разлапистых лыжах, мягко и легко, не зарываясь брюхом в сугроб. А для зыбких северных почв это очень важно - не застрять в мшистых сопках.

Во-вторых, у Т-80БВМ очень мощный двигатель - свыше 1.200 лошадиных сил. Это позволяет танку развивать скорость - даже на бездорожье - до  70 км/час. Такая скорость - не самоцель, она придает боевой машине высочайшую маневренность на поле боя. В нее труднее попасть даже самому натренированному в стрельбе противнику. Тем более что по высоте Т-80 - один из самых «низкорослых» танков такого класса в мире.

Хорошо вооружен и очень опасен

«Восьмидесятка» обладает очень мощным и эффективным вооружением. 125- мм пушка 2А46М-4 способна стрелять как полным набором обычных, штатных, снарядов, так и управляемыми реактивными ракетами типа 9К112-1 «Кобра» с радиоактивным наведением, предназначенными для борьбы с бронированными целями врага, а также ДОТ, ДЗОТ и даже низколетящими вертолетами. Также хороший «подарок» любому противнику и новейший ПТУР 9К119М «Рефлекс-М». Он отличается от «Кобры» не только лазерным наведением и тандемной (пробивающей броню с динамической защитой) боевой частью, но также и повышенной дальностью поражения цели. Если обычный снаряд летит на дальность в 3 км, то ракета «Рефлекса» - на 5-6 км. А в бою, как известно, кто первый выстрелил, тем более - на предельной дальности, тот и победил.

Кроме того, на танке установлен современный многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». У него визирный, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал управления ракетой и автомат сопровождения цели. Наводчику необходимо только найти цель, зафиксировать ее на экране дисплея, и прицел будет самостоятельно отслеживать ее перемещение, сопоставлять с движением танка, то есть всегда держать «на мушке». В нужный момент командир или наводчик нажимает кнопку «пуск», и вражеской цели больше нет.

Пушка «восьмидесятки» стабилизирована во всех плоскостях. Механизм заряжания здесь традиционный - автоматический, как и на всех российских танках. У механика-водителя есть прибор наблюдения за полем боя - ТВН-5. А для защиты от огня противника машина снабжена противокумулятивными решетчатыми экранами и комплексом модульной динамической защиты «Реликт». Дополнительно устанавливается и система активной защиты «Арена».

Танки на заправке

Что еще очень важно - доработанный газотурбинный двигатель танка Т-80БВМ расходует теперь гораздо меньше топлива, чем раньше.

В судьбе танка Т-80 повышенный расход топлива всегда был камнем преткновения. В советское время никто, по большому счету, на это не обращал внимания. Топлива хватало на все и про все. Тем более что создавалась «восьмидесятка» для передовых западных  рубежей, чтобы держать на прицеле танковых пушек натовские государства. Большинство танков Группы советских войск в Германии (ГСВГ) были как раз Т-80У.

Рев наших танков успокаивал горячие головы за Рейном

Бывший командующий ГСВГ Герой Советского Союза генерал армии Михаил Зайцев с гордостью рассказывал мне, что, когда танковая дивизия на Т-80 выходила на полигон, рев ее двигателей хорошо слышали за Рейном, и это заставляло западных политиков разговаривать с советскими лидерами подчеркнуто уважительным тоном. А создатель танка Т-80, генеральный конструктор «Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения» (КБ «Спецмаш»), Герой Социалистического труда и лауреат Ленинской премии Николай Попов объяснял автору этих строк, что двигатель на машине - многотопливный.

Если придется воевать, то в Западной Европе заправить боевую машину можно будет на любой бензоколонке. С такой скоростью, как у Т-80, танковая дивизия ГСВГ легко дошла бы по европейским автобанам до Ла-Манша за сутки...

Войны, слава Богу, не случилось. Варшавский Договор, к сожалению, рухнул. Развалился Советский Союз, и теперь не наши танки стоят у границ западных стран, а американские - у наших границ. В 90-е годы прошлого века об этом никто у нас и подумать о таком не мог. Мы надеялись, что эпоха противостояния,  «холодной войны» навсегда ушла в прошлое.

С возвращением, «восьмидесятка»!

Оказалось, не так. Но что теперь вспоминать о том, чем мы сильны задним умом. А в те «перестроечные» годы в руководстве страны решили, что танки нам, по большому счету, уже не нужны. Бросков до Ла-Манша не будет, и нужно резать лишние танки, если их не удастся продать за рубеж.

Танки Т-80У решено было отправить на склады. Осталось несколько сотен таких машин в Кантемировской танковой дивизии, и, в основном, только в Ленинградском военном округе - сыграли свою роль северные условия эксплуатации. Двигатель «восьмидесятого» в лютые морозы запускался через три минуты, а дизельный Т-72 приходилось разогревать целых полчаса. И, конечно, против Т-80 была «прожорливость» его двигателя. Топлива для армии стало не хватать.

Тем более встал вопрос о закрытии одного из двух заводов по производству танков: нижнетагильского «Уралвагонзавода», где делали Т-72, или омского машиностроительного, где серийно выпускали Т-80. Мощность омского была 500 машин в год, мощность тагильского - до 3.000. Заказов не было ни для того, ни для другого. Простаивали и мерзли зимой огромные цеха, разбегались прославленные трудовые коллективы. Спасать решили «Уралвагонзавод».

В это время Индия объявила тендер на поставку в армию страны новых танков. Сначала Дели хотел модернизировать свои Т-72, но тут Украине (не без помощи специалистов отечественного «Росвооружения», так тогда назывался «Рособоронэкспорт») удалось продать Пакистану 350 танков Т-64. Это стало сигналом для Дели, что они должны тоже иметь новый танк, ничем не уступающий пакистанскому. Россия предложила глубокую модернизацию Т-72 - дизельный Т-90С. Мы даже провели в индийских горах и пустынях соревнования между газотурбинным Т-80У и дизельным Т-90С. Выиграл, понятно, какой. «Уралвагонзавод» получил заказ на полторы тысячи боевых машин. А Омск - на разделку и модернизацию Т-72.

Не собираюсь утверждать, какая из машин - лучше. По-моему, Т-14 на платформе «Армата». Но пока этот новейший танк не пришел в войска, у нас есть различные модификации Т-90, есть Т-72Б3, который раз за разом выигрывает все международные «Танковые биатлоны». Теперь вернется в армию и на флот и модернизированный Т-80БВМ. Из открытой печати известно, что в войсках их 450 единиц и еще 3.000 - в ангарах на хранении. «Восьмидесятка» стоит на вооружении 10 стран мира: есть они на Кипре, в Южной Корее, Египте, Йемене и в Азербайджане. В 1992 году две такие машины через подставные фирмы закупила Великобритания, затем одну из них подарила США.

Пусть изучают. Это полезно. Поймут наверняка, что «точить зубы» на русские Север и Арктику, где на вооружении лихих российских «черных беретов» стоят, в том числе, и танки Т-80БВМ, - себе дороже.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама