Гагаузы: «Мы говорим на гагаузском, а думаем на русском»

Официальный Кишинев пытается наказать и отнять автономию у народа, который не хочет идти в Румынию
23 апреля 2018, 13:35
Реклама
Гагаузы: «Мы говорим на гагаузском, а думаем на русском»
© flickr.com
Читайте нас на: 

Председатель Народного собрания Гагаузской автономии на юге Молдавии Владимир Кысса объяснил еженедельнику «Звезда», что отличает его народ от других диаспор страны: «Мы говорим на гагаузском, а думаем на русском».

Он уверен, что именно за преданность России молдавская власть пытается сегодня наказать гагаузов. «В Кишиневе приняли закон о запрете российской пропаганды, в соответствии с которым из сеток национальных каналов убрали российские новости и политические шоу. У нас в автономии население смотрит и слушает то, что говорит Москва. Нас за это наказали штрафом. Но наш народ хочет смотреть российские новости, и мы не можем ему это запретить. В конце концов, это право выбора на информацию», - сказал спикер гагаузского парламента.

Русский язык - один из основных в Гагаузии
© flickr.com
Русский язык - один из основных в Гагаузии

Напомним, отношения Комрата (главного города автономии гагаузов) с Кишиневом осложнились тогда, когда гагаузы отказались выполнять закон Республики Молдова о борьбе с российской пропагандой. Башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах, которая также является членом молдавского правительства, заявила, что «гагаузы будут смотреть, слушать и говорить по-русски». Она объяснила, что Уложение (Конституция) автономии это позволяет. И действительно, гагаузы продолжали транслировать российские каналы «в полном объеме», как обещала своим избирателям Ирина Влах.

«Головой мы с Турцией, сердцем - с Россией»

Владимир Кысса сообщил, что запрет на российские телевизионные каналы - это только одно звено из цепи мер, предпринимаемых сегодня молдавскими властями по урезанию прав автономного территориального образования «Гагауз Ери» (Гагаузская земля).

«Недавно было предложено через суд лишить гагаузских депутатов неприкосновенности. Тогда мы созвали съезд наших депутатов всех уровней», - сообщил Владимир Кысса.

«Съезд состоялся. Депутаты были едины во мнении, что Кишинев по кусочку отрезает от нашей автономии. По существу идет процесс ее ликвидации. Хотя в Гагаузии нет сепаратистских настроений. Наша автономия не угрожает территориальной целостности границ Республики Молдова (РМ). Более того, Кишинев мог бы использовать Гагаузию как удачный пример для Приднестровья, тем более, что у автономии - лучшие в Молдавии показатели по иностранным инвестициям и экспорт идет хорошо - в Россию, страны СНГ и Турцию. Но молдавские власти поступают наоборот, предпринимая по отношению к нам меры давления. Это видит Приднестровье», - высказал свое мнение депутат парламента Республики Молдова Федор Гагауз.

Он отметил, что «участники гагаузского съезда приняли соответствующую резолюцию, которую намерены передать во все посольства стран, аккредитованных в Молдове». Молдавский парламентарий считает, что «Гагаузию наказывают, прежде всего за то, что она выступает против объединения Молдовы с Румынией».

Съезд депутатов Гагаузии всех уровней и созывов 21 апреля 2018 года
© halktoplushu.md
Съезд депутатов Гагаузии всех уровней и созывов 21 апреля 2018 года

Ранее гагаузы потребовали гарантий того, что в случае объединения они сами будут решать свою судьбу. Надо отметить, что право на самоопределение при изменении Молдавией своего статуса зафиксировано в законе об автономии Гагаузии. Но местное население хочет, чтобы были гарантии и гаранты - Россия и Турция. В Гагаузии доверяют этим двум странам. Это поясняют так: «Головой мы с Турцией, сердцем - с Россией».

В мае в Гагаузии ждут приезда президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Глава Гагаузии Ирина Влах отметила понимание, с которым в Турции относятся к проблемам гагаузов. И выразила надежду на то, что Турция не даст уничтожить автономию Гагауз Ери.

Гагаузы не хотят в Румынию

Старики в Гагаузии говорили автору этих строк, что они до сих пор благодарны русским царям за то, что они приютили бежавший с Балкан тюркоязычный народ православного вероисповедания, сделали гагаузов вольными поселенцами в Буджакской степи (юг нынешней Молдавии), создали национальные школы. «Благодаря России мы сохранили свой язык и традиции», - пояснил бывший председатель Народного собрания Гагаузской Республики Михаил Киндегелян.

Независимая от Молдавии Гагаузская Республика была провозглашена весной 1990 года. Причиной этого события стали призывы молдавского Народного фронта к объединению с Румынией. Гагаузы тогда заявили, что не пойдут в Румынию, напомнив, что те гагаузские села, которые когда-то там оказались, полностью ассимилировались.

«Гагаузы в Румынии не говорят на родном языке. Да и самих гагаузов юридически нет - в паспортах они значатся румынами», - рассказал Киндегелян.

Этого гагаузы не хотели и не хотят. В Кишиневе такую позицию восприняли в штыки. Осенью 1990 года молдавские радикалы организовали на гагаузов «поход». И было бы то, что случилось в Приднестровье, однако путь молдавским волонтерам преградили боевые машины Болградской дивизии Воздушно-десантных войск (тогда еще Вооруженных сил СССР). Кровопролитие было предотвращено. А в 1994 году молдавский парламент принял закон о создании Гагаузской автономии. И снял вопрос противостояния гагаузов и молдаван.

Флаги Гагаузии и Молдовы на здании правительства
© flickr.com
Флаги Гагаузии и Молдовы на здании правительства

Решение Молдавии приветствовали в Европе. Кишинев сорвал аплодисменты. Молодую демократическую республику приводили в пример. На какое-то время между центром и автономией установились нормальные отношения. Пока к власти в Республике Молдова в 2009 году не пришли сторонники объединения с Румынией. Хотя и заявляли они о себе как проевропейцы, целью которых была интеграция страны в Евросоюз, однако через некоторое время стало понятно, что ЕС - это на самом деле «перевалочный пункт» на пути Молдавии в Румынию.

А в последние два года об этом говорили уже открыто, причем, не только на митингах прорумынских политических партий, но в парламенте и правительстве. Вот тогда в Комрате  забеспокоились. Особенно после того как парламент Румынии в марте нынешнего года проголосовал за перспективу присоединения Молдавии. При этом в зале заседаний румынского парламента находились спикер молдавского законодательного собрания Андриан Канду и председатель правительства Республики Молдова Павел Филип. Они не возражали против потери государственности молдавского государства. А гагаузы возражают. Так как понимают, что уходя, Кишинев прихватит с собой нынешнюю Гагаузскую автономию.

Право на самоопределение как последний аргумент

Кишинев попытался лишить депутатов Народного собрания неприкосновенности. Для этого территориальное бюро Госканцелярии Молдавии подало соответствующий иск в суд. Гагаузские депутаты потребовали встречи в полном составе с руководством молдавского парламента. Они хотели добиться закрепления в молдавской Конституции неприкосновенности депутатов Народного собрания автономии.

Вице-председатель парламента Гагаузии Александр Суходольский заявил, что действия Госканцелярии координируются проевропейским большинством в парламенте и правительстве страны. Он считает, что Народное собрание должно разработать механизм по возврату полномочий Гагаузии - вплоть до неповиновения властям Молдавии.

Такой момент уже был в истории Молдавии - тогда гагаузы объявили независимую республику. А в 2014 году в автономии прошел референдум, на котором они напомнили центральным властям, что неповиновение может повториться, если страна настроится на уход в Румынию. За это проголосовали более 98 процентов участников плебисцита при 70-процентной явке.

Кроме того на этом же референдуме почти 100 процентов голосовавших поддержали курс Молдавии на сближение с Таможенным союзом. Глава автономии Ирина Влах сказала тогда, что Гагаузия будет учитывать в работе это желание населения. Влах и сегодня подчеркивает, что администрация автономии остается на позициях референдума 2014 года.

Глава Гагаузии Ирина Влах
© vlah.md
Глава Гагаузии Ирина Влах

«Идет атака на Гагаузию. Сейчас власть проводит реформы по румынским лекалам, чтобы реорганизовать административно-территориальное устройство страны. Уже суды и прокуратуры были укрупнены. А Гагаузия никак не вписывается в эту концепцию», - пояснил депутат Народного собрания Георгий Лейчу.

Понятно, что Кишиневу не нравится самостоятельность Гагаузии. Достаточно того, что Приднестровье заявляет о том, что на переговорах с Молдавией ни о каком возвращении региона в общий молдавский дом не может быть и речи.

Это подтвердил корреспонденту еженедельника «Звезда» президент Приднестровья Вадим Красносельский. Непризнанная республика держит курс на признание. Красносельский уверен, что это у региона получится.

Гагаузия остается в составе Молдавии и не собирается из нее выходить, если республика сама не откажется от молдавской государственности. В этом случае Кишинев рискует получить второй фронт - на юге страны: Гагаузская автономия воспользуется своим правом на самоопределение.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама