В других СМИ
Загрузка...

Из класса водоплавающих: для боевых амфибий нет водных преград

В Вооруженные силы России приходит новое поколение уникальной бронетехники
04 июня 2018, 06:37
Реклама
Из класса водоплавающих: для боевых амфибий нет водных преград
© mil.ru

В скором времени в опытную эксплуатацию в войска поступит партия бронетранспортеров БТ-3Ф, которые в перспективе могут частично заменить МТ-ЛБ - безотказную «мотолыгу», стоящую на вооружении с середины 1960-х годов.

Незаменимые тягачи

БТ-3Ф - это гусеничная плавающая авиатранспортабельная бронемашина разработки Специального конструкторского бюро машиностроения (СКБМ, Курган).

Этап заводских испытаний продемонстрировал, что БТ-3Ф обладает таким же широчайшим функционалом, как и МТ-ЛБ. Машина должна превосходно справляться с функцией всепроходимого тягача, а также перевозчика боеприпасов и личного состава.

БТ-3Ф принципиально отличается от МТ-ЛБ, так как был сконструирован на основе БМП-3. Курганский бронетранспортер заметно тяжелее своего отдаленного родственника (18,9 тонны против 10), но превосходит его в защищенности, маневренности, вместимости и объему грузовой нагрузки.
В целом специалисты СКБМ создали более удобную и управляемую машину, вобравшую в себя основные ходовые преимущества БМП-3. Важное достоинство бронетранспортера - это плавучесть. Не случайно интерес к БТ-3Ф уже - еще на стадии испытаний - проявляет командование морской пехоты Индонезии.

Машина комфортно чувствует себя в воде. Она способна переправляться через глубокие водные преграды со скоростью 10 км/ч и при этом маневрировать. Правда, нашим военным еще предстоит проверить заявленную конструкторами-оборонщиками надежность БТ-3Ф в реальном деле.

Кстати, планы отечественного Минобороны свидетельствуют о том, что на Фрунзенской набережной не спешат отправлять на заслуженный отдых в музеях и «мотолыгу». В мае 2018-го модернизированный вариант МТ-ЛБ представила компания «Ремдизель» (Набережные Челны). Обновленная машина сбросила полтонны и стала более мощной за счет установки двигателя КамАЗ-740.50 в 360 лошадиных сил.

В классе транспортеров-амфибий невозможно обойти вниманием плавающий ПТС-4 разработки омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»). В основу конструкции машины легли элементы танков Т-80 (гусеницы и торсионы) и Т-72 (коробка передач и фрикционы).

33-тонный гигант предназначен для транспортировки артиллерийских установок, бронетехники, тягачей, автомобилей и личного состава. На воде ПТС-4 может развивать скорость до 15 км/ч и перевозить грузы весом до 18 тонн. Мощность двигателя омского транспортера составляет 840 лошадиных сил, запас хода - 587 км.

Комментарий специалиста

- Лучшие в мире плавучие бронетранспортеры и тягачи - в России, - заявил в комментарии еженедельнику «Звезда» военный эксперт, подполковник в отставке Владимир Язиков. - Конечно, во многом это превосходство предопределили наши суровые климатические условия и бездорожье. Но практика локальных конфликтов показывает, что такая техника в принципе практически безальтернативна для ведения боевых действий в любой точке земного шара - в силу своей высочайшей проходимости и надежности.

Недостатками амфибий являются слабая броня и достаточно большой расход топлива, особенно при движении по воде. Однако современные технологии позволяют это во многом нивелировать. Кроме того, техника нового поколения - например, БТ-3Ф - оснащена дистанционными боевыми модулями и превосходит предшественников по огневой мощи.

Танковая революция

Заветной мечтой конструкторов советской «оборонки» было создание мощной неприхотливой боевой машины, способной форсировать глубокие водные преграды, а затем вступать в бой и прорывать оборону противника.
На эту роль в войсках Cтраны Советов был выбран плавающий танк. В 1930-е годы на вооружении Красной Армии появились Т-37А, Т-38 и Т-40. Однако у первых «водоплавающих» машин было множество недостатков. Танки-амфибии приходилось оснащать бортовыми поплавками, проводить трудоемкие мероприятия по герметизации корпуса и башни. Также инженеры были вынуждены максимально облегчать конструкцию.

Вследствие этого защита и вооружение плавающих танков оставляли желать лучшего. Так, арсенал танков нередко ограничивался пулеметами.
Нехватку эффективных плавающих танков продемонстрировала Великая Отечественная война, в ходе которой советским войскам приходилось часто переправлять через реки тяжелую технику. Это заметно снижало мобильность войск.

Создание в 1951 году плавающего танка ПТ-76 (объект 740) произвело настоящую революцию. Детище ВНИИ-100 продемонстрировало способность выдерживать длительные марши и маневрировать на плаву благодаря водометной установке. Помимо этого, боевая машина была оснащена довольно внушительной на тот момент 76-мм пушкой.

Технические решения, реализованные в ПТ-76, пригодились при разработке гусеничного плавающего бронетранспортера БТР-50 и авиадесантируемой самоходки АСУ-85.

- ПТ-76 была машиной, отвечавшей потребностям своего времени. В дальнейшем концепция плавающего танка не получила развития, так как значительно подтянулся уровень защищенности и огневой мощи всех бронемашин, появились плавающие самоходки, - рассказал еженедельнику «Звезда» кандидат военных наук Сергей Суворов.

Эксперт отметил, что современные танки могут форсировать брод глубиной до метра. Этих ходовых качеств достаточно на театре военных действий (ТВД), куда танки доставляются морским или железнодорожным транспортом.

По словам Владимира Язикова, «плавающей» можно назвать практически всю нашу послевоенную колесную и гусеничную бронетехнику. Передвижение по воде, как правило, обеспечивается гребными винтами и водометным движителем. Кроме того, экипаж бронемашины может использовать энергию движения колес.

На случай затопления в конструкции бронемашин предусмотрены специальные водооткачивающие устройства. Перед погружением в воду в носовой части машины поднимается специальный волноотражательный щиток. Ключевым условием успешного преодоления водной преграды является постоянная работа двигателя. Однако экипаж должен учитывать, что расход топлива на плаву значительно больше, чем на суше.

Шторм - не помеха

Одними из самых надежных водоплавающих бронемашин в мире являются российские БМП-3, БТР-82А и БРДМ-3. Эта техника продемонстрировала выдающие возможности по преодолению водных преград и получила самые лестные отзывы морских пехотинцев и голубых беретов.

- БТР-82А может даже нырять, буквально выпрыгивая из десантного корабля. Машина достаточно комфортно чувствует себя в воде при волнении в три балла и может вести прицельный огонь при двух баллах. БТР-82А может плыть в течение 12 часов на скорости в 9 км/ч, - говорит Сергей Суворов. - «Мореходные» качества БМП-3 позволяют ей десантироваться при волнении свыше трех баллов. Запас плавучести (водонепроницаемый объем надводной части) боевой машины пехоты составляет не менее 25% (у кораблей - 50%). Таким образом, БМП-3 может форсировать водную преграду с грузом в пять тонн.

Русским море по колено

...На испытаниях БМП-3 в Объединенных Арабских Эмиратах произошел беспрецедентный случай: наши машины с нашими экипажами вышли в море в шестибальный шторм. На арабов такая дерзость русских людей и невероятная плавучесть русских боевых машин произвели неизгладимое впечатление...

Морпехи получат быстроходную бронемашину

Венцом совершенства плавающей техники должно стать семейство боевых машин морской пехоты (БММП). В рамках Госпрограммы вооружения до 2025 года совместную работу над проектом ведут Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана и омское Конструкторского бюро транспортного машиностроения.

Инженеры рассчитывают радикально повысить маневренность и скорость бронемашин на плаву. Фактически БММП должна превратиться в быстроходный катер. Эксперты полагают, что с учетом современных требований ее скорость должна превышать 30 км/ч.

- На современном театре военных действий высадка десанта должна осуществляться за десятки километров до пункта назначения, - говорит подполковник в отставке Владимир Язиков. - Так снижается риск потерь. Естественно требования к технике, которая десантируется, выросли. В первую очередь БММП необходим мощный и экономичный двигатель.

Из майской презентации «Уралвагонзавода» следует, что масса БММП составит 35 тонн, скорость хода на плаву - 37км/ч, запас хода на воде - 100 км, мощность двигателя от 1.500 до 2.500 лошадиных сил. Машина сможет перебрасывать до 10 пехотинцев. Предполагается, что унифицированное базовое шасси БММП ляжет в основу конструкции серии бронемашин различного типа: собственно БММП, командно-штабной машины, боевой машины ПВО, боевой разведывательной машины, самоходной артиллерийской установки и самоходной противотанковой пусковой установки.

Мощный «Спрут»

На сегодняшний день самой мощной амфибией, стоящей на вооружении ВДВ, является 2С25 «Спрут-СД». Благодаря 125-мм гладкоствольной пушке 2А75 эта самоходка внешне сильно напоминает танк. Однако «Спрут» подвижнее, мощнее и значительно превосходит советский плавающий танк ПТ-76 по запасу хода (500 км против 240). Основное предназначение 18-тонного «Спрута» - охота за танками противника.

Самоходка способна вести огонь на марше, поражая цели на расстоянии до 2,5 км (снарядом) и до 5 км (ракетой). Появление 2С25 значительно повысило возможности ВДВ для выполнения главной задачи - захвата плацдарма. Водные преграды Спрут» способен преодолевать со скоростью 10 км/ч.

Драйверы развития

По мнению военного эксперта Владимира Язикова, Россия обладает необходимой научно-технической базой для повышения возможностей «водоплавающей» военной техники. Драйверами развития являются достижения в средствах защиты (использование новейших материалов, сплавов, модульных конструкций, средств перехвата), «продвинутые» гусеничные и колесные платформы.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама