Железные птицы с красными звездами
Время было лихое: руководство Главвоздухфлота состояло на тот момент из начальника и двух комиссаров, а задачи стояли - глобальные.
Новая структура отвечала за формирование, материально-техническое обеспечение, укомплектование кадрами воздухоплавательных учреждений, частей и учебных заведений. Одновременно были созданы Московский, Петроградский, Южный и другие окружные управления воздушного флота, на фронтах Гражданской войны в сентябре 1918 года формируется Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм), а также аналогичные управления при штабах фронтов и армий.
А наследство от «старого режима» досталось первому главе «красной авиации» - Михаилу Соловову, перешедшему в 1917-м на сторону большевиков полковнику царской армии, - сложнейшее. После развала фронтов Первой мировой войны большая часть парка аэропланов пришла в негодность или досталась противникам Советской власти.
В канун Октябрьской революции численность личного состава русского воздушного флота составляла около 35.000 офицеров нижних чинов, в воздух могли подняться 1.500 летательных аппаратов. Но из 97 авиаотрядов императорской армии Советской Республике досталось лишь 33.
Ситуация была критическая. В стране разгоралась Гражданская война, по окраинам былой империи начались вторжения интервентов. Но уже в августе 1918-го первые 9 красных авиаотрядов были направлены на Восточный фронт Советской Республики. Попутно началась подготовка пилотов в Московской и Зарайской летных школах, в эвакуированной в Егорьевск Гатчинской летной школе, а также в Петроградской школе воздухоплавателей.
Даже на будущее - и какое славное! - был сделан задел в голодном 1918 году: 1 декабря в Москве пионером отечественной авиации Н.Е. Жуковским был создан Центральный аэрогидродинамический институт, знаменитый ЦАГИ. В 1919 в Москву была переведена Киевская школа авиатехников-механиков, и открылась аэрофотограмметрическая школа. В том же 1919 году по инициативе Жуковского был создан Московский авиатехникум, в 1920 году преобразованный в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Сегодня это знаменитая на весь мир Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского.
Всего за годы Гражданской войны для РККВФ были подготовлены 292 специалиста, в том числе 155 летчиков.
Это было крайне важно - готовить кадры. На фронтах пилоты хлипких «Фарманов» и «Ньюпоров» гибли часто. Происходило и дезертирство: авиаторы вместе с машинами переходили на сторону врагов Советской власти, перелетали к белогвардейцам, а также в Финляндию, Румынию, Латвию и Польшу. Правда, случались и перелеты от белогвардейцев к большевикам.
Роль авиации в те годы была вспомогательной, и аэропланы большей частью имели ценность в качестве средства ведения разведки. Но в ходе сражений Красная Армия из плохо организованных толп вооруженного народа выросла в реальную боевую структуру, ну а как настоящему войску воевать без разведки? Командование фронтов требовало от РККВФ все больше аэропланов. Поэтому вопрос ремонта старых машин и строительства новых стоял остро. В России было 18 чисто авиационных предприятий и еще несколько заводов, выпускавших, наряду с другой, и авиапродукцию. Часть этих заводов оказались на территории противника, действовали только производства в Москве и Петрограде. Впрочем, и они нуждались в комплектующих, поступавших раньше из-за границы, и это накладывало известные ограничения. Тем не менее было построено около 600 машин. Аэропланы с заводов сразу улетали на фронты.
Это был вклад РККВФ в общую победу красных над белыми в Гражданской войне.
В 1923 году в СССР было собрано более 500.000 рублей золотом на закупку в Германии самолетов - в Московском представительстве компании «Юнкерс» было заказано 14 самолетов «Юнкерс Ф-13». Своих авиаспециалистов в советской гражданской авиакомпании «Добролет» тогда не было, поэтому летчиков, механиков и штурманов предоставил Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Первые четыре «Юнкерса» поступили в Советскую Россию 15 июля 1923 года, и появилась первая внутренняя регулярная пассажирская авиалиния «Москва - Нижний Новгород» протяженностью 420 километров, которую обслуживали военные летчики.
Так, с помощью красных военлетов родилась отечественная гражданская авиация.
15 сентября 1926 года Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). Страница Главвоздухфлота в истории была перевернута, начальником Управления ВВС РККА стал Яков Иванович Алкснис - выдающийся летчик и организатор летного дела.
Наша страна и авиация с честью прошли грозовую полосу, судьба готовила новые испытания, но в небе страны заступили на дежурство железные птицы с красными звездами на бортах. Впереди была новая жестокая война, на которой советская военная авиация обрела великую славу.