В других СМИ
Загрузка...
Легенды армии. Летчик-герой Магомед Толбоев
© Фото из личного архива Магомеда Толбоева
Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России.

Легенды армии. Летчик-герой Магомед Толбоев

Судьба подарила ему двенадцать жизней. В летной книжке Героя России ровно дюжина записей об авариях в небе. 12 раз он мог погибнуть, но оставался живым
31 мая 2018, 10:00
Реклама
Легенды армии. Летчик-герой Магомед Толбоев
© Фото из личного архива Магомеда Толбоева
Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России.

Толбоев всегда летал на пределах возможного. Он несколько раз пытался добиться зачисления в отряд космонавтов - не брали из-за травм. Почему именно ему доверили сопровождать взлет и посадку советского космического челнока «Буран»?

Мечта летала в небе

Толбоев родился в небольшом горном ауле Согратль в Дагестане. В семье шофера и колхозницы было девять детей. Магомед - старший, помощник и опора родителей.

Жили трудно, бедно. С марта по ноябрь Магомед ходил босым, а одежду донашивал с чужого плеча - за братьями матери и отца. Впервые новые вещи он получил только в Советской армии...

Дорог в горах было мало, и в 1960-е на Северном Кавказе начали активно развивать местные воздушные линии, стали строить аэродромы. Тогда Магомед впервые увидел самолет.

Ан-2 - это, большей частью, дерево и перкаль, который можно проткнуть пальцем. А для него самолет стал мечтой.

Мечта летала в небе, куда захотел подняться и босоногий мальчишка из маленького горного аула.

Летал без устали

После школы он поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и в Группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов.

...Загруженность Летно-испытательного института имени Громова в подмосковном Жуковском в 1970-е порой была такой, что не хватало летчиков. Все, что выпускала советская авиапромышленность, после заводских «экзаменов» обязательно прилетало сюда - на аэродром в Жуковском. Это были десятки новых моделей вертолетов и самолетов - и гражданских, и военных. Нужны были люди, готовые летать ежедневно, помногу и на грани риска.

Такие, как направленный на летно-испытательную работу военный летчик Толбоев.

«У нас в ЛИИ делалось ежедневно до 100 испытательных полетов в день. И самолеты стояли на рулежке друг за другом. А ведущие инженеры… Я сам был ведущим инженером, мне нужно было найти летчика, который был свободен. И мы бегали с полетными заданиями, упрашивали: "Ты свободен или несвободен? Не слетаешь ли?" Толбоев запомнился своей готовностью работать без устали».

Николай Занегин, заместитель генерального директора авиасалона «МАКС».

Человек уникальной «живучести»

На полях колхоза имени «XXII съезда КПСС» шел посев озимых. Вдруг в небе послышался гул. Маленькая серая точка в синеве стремительно приближалась и росла. Стали различимы крылья. На огромной скорости самолет коснулся недавно засеянного поля и, пропахав заново около семисот метров, клюнул носом и остановился. Колхозники бросились спасать летчика, но он сам открыл кабину…

Взлетев на сверхзвуковом Су-7Б, летчик Магомед Толбоев стал набирать высоту, и вдруг, при переходе на сверхзвук, случился помпаж - срыв работы турбореактивного двигателя. Падение тяги, мощная вибрация. Пилот мог прыгнуть с парашютом, но жалко ведь самолет...

Толбоев удержал управление, выпустил шасси и стал искать поле для посадки. Нашел, где не было людей и сельхозтехники, и пропахал его вместо трактора самолетом.

Истребитель был спасен, и после ремонта вновь взлетел. Толбоев сломал при жесткой посадке нос и позвоночник.

После компрессионного перелома позвоночника врачи долго ставили Магомеда на ноги. Он встал - и на крыло: снова взлетел. Но два года спустя, во время демонстрационного катапультирования, на самолете Толбоева не сработала автоматика. До земли было около 600 метров. Парашют раскрылся в 20 метрах от поверхности - удар был сильнейший!

...Любого другого после таких травм списали бы с летной работы. Но Магомед недаром пробегал все детство босиком - его организм оказался на редкость крепким.

«Надо владеть собой. Спокойно. Даже если ты думаешь, что конец, - спокойно. Не думай о конце, думай о том, что надо делать. Я никогда не паниковал, никогда не дергался. Я делал то, что надо делать, до конца. Спокойно!»

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России.

Посадка без киля

Всепогодный истребитель четвертого поколения Су-27 был предназначен для завоевания господства в воздухе. На высоте 11.000 метров он развивает скорость до 2.500 километров в час. Вооружение - 30-мм пушка. Боевая нагрузка - от 6 до 8 тонн, 8 ракет «воздух-воздух», 6 - «воздух-земля», 8 авиабомб по 500 килограммов. Сила, скорость, мощь!

Сегодня считается: более надежной машины не найти. Но так было не всегда. Первые Су-27 стали поступать в войска в начале 1980-х, но на вооружение машину приняли лишь в 1990-м. Все эти годы шли отладка и бесконечные испытания, унесшие жизни двух асов Летно-испытательного института. И едва не погубившие Магомеда Толбоева.

«На Су-27 он пошел на разгон. Там есть трасса сверхзвуковая, и надо было ему разогнаться до скорости 1.400  на малой высоте. Он погнал.., и у него отвалился киль, развалился на скорости».

Владимир Гордеев, Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Толбоев почувствовал удар, понял: что-то не так. Но двигатели работали нормально, и летчик резко набрал высоту, выскочив на 6.000 метров, чтобы иметь пространство для маневра, запас для катапультирования и возможность осмотреться. Тогда на Су-27 еще не было приборов, позволявших видеть машину целиком, поэтому, не заметив явных повреждений, Магомед развернулся и спокойно сел.

А на земле выяснилось: вновь пролетел на волосок от смерти.

Циклограмма «Бурана» и метроном сердца

За этой трансляцией Центрального телевидения СССР следили, затаив дыхание, и в нашей стране, и за рубежом: слишком многое зависело от того, как сядет и сядет ли вообще космический корабль «Буран». Фактически в этот момент решался вопрос: может ли Советский Союз по-прежнему считать себя великой космической державой.

Специалисты должны были иметь возможность в реальном времени наблюдать за «Бураном». Для этого требовались самолеты сопровождения, оборудованные видеокамерами, сверхмощными передатчиками и антеннами. Выбрали сверхзвуковой высотный перехватчик МиГ-25. Выбрали и пилота - летчика-испытателя Магомеда Толбоева.

МиГ-25 взмыл на высоту 11-12 километров и стал парить кругами. Самолет должен был встретить космический челнок, входивший в атмосферу на огромной скорости, максимально близко к нему подойти и сопровождать до приземления, передавая в ЦУП изображение и визуальный отчет, от которых зависело принятие всех оперативных решений.

В тот момент, когда казалось, что все отработано до мелочей сотнями тренировок, «Буран» вдруг повел себя странно.

«У космического корабля была скорость 4.800 километров в час, у меня - 1.800. Мы должны были встретиться. Он оттуда падает, а я должен его «подрезать». И совпало точно, четко выдержали циклограмму. И он выдержал, и я выдержал. Поэтому дальше пошли вместе. А на высоте 6.000 - облака. Мы ушли в них, и он куда-то исчез.

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России.

В эфире повисла гробовая тишина. Наземные пункты челнок тоже «потеряли». Невидимый в облаках космический корабль управлялся лишь собственным «мозгом» - восемь мощных электронно-вычислительных машин на борту! - а для людей в тот критический момент спрогнозировать, что же  «решат» ЭВМ корабля, было практически невозможно.

А Магомед Толбоев продолжал лететь, придерживаясь посекундно рассчитанного графика - циклограммы. Он верил «Бурану» и себе. До того, как «Буран» исчез в облачности, летчик доложил, что самый опасный - плазменный - участок тот прошел почти без потерь: система управления активизирована, рули работают, торможение проходит в штатном режиме.

Толбоев подвел свой МиГ-25 настолько близко, что даже разглядел небольшую дырочку в обшивке крыла челнока.

Когда Магомеда предупредили из ЦУП, что следует быть готовым к уничтожению неуправляемого корабля, летчик запротестовал.

«Он мог упасть на город Ленинск, его надо было подорвать. Но до последнего держали кнопки - и я, и они, на земле. Никто не осмелился это сделать. И «Буран» вернулся! Вышел я из облаков, смотрю, он впереди. Надо же, выдержал так же, как и я, эти циклограммы секундные. Секундные!»

Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России.

Позже выяснилось: из-за сильного порывистого, постоянно менявшего направление ветра (до 200 метров в секунду) «Бурану» потребовалось больше времени на выбор самого безопасного алгоритма посадки.

Магомед Толбоев выбрал тот же вариант, что и восемь ЭВМ.


Смотрите новый выпуск программы «Легенды армии», посвященный Герою Российской Федерации Магомеду Толбоеву, 5 июня в 19:35 на телеканале «Звезда». Все выпуски программы можно посмотреть здесь.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама