Шантаж по-американски
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Дилеммы: истребители F-35 или ЗРК С-400?

Шантаж по-американски

Новый президентский срок Эрдогана начинается с дилеммы: или истребители F-35, или российский ЗРК С-400
29 июня 2018, 12:31
Реклама
Шантаж по-американски
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Дилеммы: истребители F-35 или ЗРК С-400?
Читайте нас на: 

Досрочные президентские и парламентские выборы в Турции прошли с предсказуемым результатом: Реджеп Тайип Эрдоган одержал уверенную победу уже в первом туре. По предварительным данным, его поддержали более 52,6 % избирателей. Для сравнения: в 2014 году за действующего главу государства отдали голоса 51,79% избирателей, а на прошлогоднем референдуме его программу одобрили 51,41% сограждан.

Между тем составленные по результатам недавних опросов общественного мнения прогнозы давали Эрдогану не более 48% голосов. Так что, действительность, к радости победителя, превзошла все ожидания, иначе Турцию ожидал бы второй тур.

На парламентских выборах победа также досталась правящей Партии справедливости и развития (ПСР), правда с более скромным результатом - 42,4% голосов. Теперь ПСР располагает всего 294 депутатскими мандатами из нынешних 600 по сравнению с 317 местами из 550 в парламенте прежней конфигурации. Однако особых причин для грусти у сторонников Эрдогана нет. В целом Народный альянс, который объединяет ПСР и набравшую более 11% голосов Партию национального движения, получили 342 места в парламенте.

Реджеп Тайип Эрдоган одержал уверенную победу.
© tccb.gov.tr
Реджеп Тайип Эрдоган одержал уверенную победу.

Прошедшие выборы практически обеспечили переход страны с парламентской на президентскую систему, что дает Эрдогану дополнительные полномочия, которыми он, впрочем, и так пользовался последние два года после попытки военного переворота и введения в стране  чрезвычайного положения. При этом упраздняется должность премьер-министра, и это еще больше концентрирует власть в одних руках. Кроме того, теперь турецкая конституция не учитывает досрочные выборы за полноценный президентский срок.

Это позволяет Эрдогану принять участие и в следующих избирательных кампаниях, оставаясь во главе Турции до 2029 года, а в случае проведения нескольких досрочных выборов он сможет править страной вплоть до 2037 года.

И все-таки определенные неожиданности соперники Эрдогана сумели преподнести. Малоизвестный прежде депутат от основной оппозиционной Народно-Республиканской партии Мухаррем Индже набрал более 37, 6% голосов, объединив вокруг себя, насколько это было возможно, противников турецкого лидера, которые так и не сумели договориться о выдвижении единого кандидата, хотя вполне могли побороться за власть в стране. Но больше всех удивил председатель курдской Демократической партии Салахеддин Демирташ: оставаясь в тюрьме, он набрал более 8, 3 % голосов и вышел на третье место в президентской гонке.

Но это уже история. Эрдоган построил свою избирательную кампанию на успехах, которых добилась Турция после того, как он пришел к власти в 2002 году, и снова победил. Не обошлось и без игры на чувствах той части турок, которые мечтают о возрождении былого могущества Оттоманской империи.

Много говорилось и об успехах в борьбе с терроризмом - прежде всего об операции турецкой армии на севере Сирии против курдских формирований, которые Эрдоган без оглядки называет террористическими.

По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО Виктора Надеина-Раевского, пока нет никаких оснований говорить о том, что Эрдоган, по крайней мере в ближайшее время, изменит свою позицию по основным направлениям внешней политики. В телефонном разговоре, когда президент России Владимир Путин поздравлял Реджепа Эрдогана с победой, оба лидера выразили намерение продолжать сотрудничество, в том числе по Сирии и строительству совместных энергетических проектов. Вместе с тем, учитывая характер Эрдогана, нельзя полностью исключать каких-то «закидонов».

При этом нельзя сказать, что победа Эрдогана на выборах слишком уж обрадовала Европейский Союз. Тем не менее Брюссель вынужден сотрудничать с Анкарой, поскольку та перекрывает поток мигрантов, всеми правдами и неправдами стремящихся в Европу. Однако достаточно прохладные отношения между ЕС и Анкарой, довольно болезненно реагирующей на критику Брюсселя, скорее всего, сохранятся.

Непростые времена переживают и американо-турецкие отношения.

Истребители F-35
© af.mil
Истребители F-35

Госдеп уже заявил, что готов работать с переизбранным Эрдоганом, надо только, чтобы Турция «правильно» решила вопрос с ракетно-зенитными комплексами С-400, то есть отказалась от сделки с Москвой. Иначе Вашингтон не продаст Анкаре сотню самолетов F-35.

Первые два таких истребителя, формальная церемония передачи которых состоялась в Техасе, не отправятся в Турцию до окончательного урегулирования спора. Вашингтон объясняет это решение обычной процедурой, согласно которой уже купленные самолеты используются для обучения летчиков страны, которая приобрела технику, а затем уже отправляется получателю. Вряд ли такая процедура будет способствовать нормализации отношений между Турцией и США. Скорее наоборот: Эрдоган очень болезненно реагирует, когда ему выкручивают руки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама