В других СМИ
Загрузка...
Вице-премьер Юрий Борисов: «Ледокол-исполин «Лидер» будет заложен уже на приморской «Звезде»
© youtube.com
Атомный ледокол-исполин «Лидер».

Вице-премьер Юрий Борисов: «Ледокол-исполин «Лидер» будет заложен уже на приморской «Звезде»

На первом Международном дальневосточном морском салоне во Владивостоке корреспондент еженедельника «Звезда» познакомился с проектами кораблестроения ближайших лет, в том числе и с ходом строительства крупнейшей верфи России
30 июля 2018, 15:21
Реклама
Вице-премьер Юрий Борисов: «Ледокол-исполин «Лидер» будет заложен уже на приморской «Звезде»
© youtube.com
Атомный ледокол-исполин «Лидер».

Приморский край хотят сделать одним из центров отечественного судостроения. На Тихоокеанском побережье возводят крупнейшую верфь страны - «Звезда». С ее стапелей будут сходить корабли разного тоннажа и назначения: от ракетных крейсеров и громадных атомных ледоколов, до нефтеналивных танкеров и небольших рыболовецких шхун. Об этом на первом Международном дальневосточном морском салоне во Владивостоке заявил заместитель председателя правительства России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов. Первая очередь «Звезды» войдет в строй уже в следующем году. В 2020-м новый сухой док дальневосточного судостроительного гиганта будет готов к закладке первых кораблей. Впрочем, на морском форуме во Владивостоке говорили не только о «Звезде» и военном судостроительстве.

«Звезда» - ядро дальневосточного судостроения

Первый Дальневосточный морской салон в столице Приморья - явление не случайное и точно не спонтанное. Президент России Владимир Путин всегда считал Дальний Восток зоной опережающего развития, а Приморье регионом, где, как говорится, сам бог велел создать огромный судостроительный комплекс.

В 2014 году дошло дело до конкретного президентского поручения - построить и пустить в работу крупную верфь на берегу Тихого океана. Так появился сначала проект, а потом забурлила стройка судоверфи «Звезда» в городе Большой Камень. Корпуса и инфраструктура вырастали внепланово быстро.

- Я часто приезжаю и постоянно наблюдаю изменения, - вспоминает заместитель председателя правительства России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов. - Сначала была пустая строительная площадка. Через три месяца уже возводятся корпуса будущих комплексов, еще через три месяца появляются краны-гиганты. Еще чуть-чуть и наш дальневосточный строительный гигант заработает в полную силу.

По словам вице-премьера, уже в следующем году будет построен огромный сухой док, со стапелей которого начнут сходить военные, грузовые, пассажирские, рыболовецкие корабли разного тоннажа.

Пополнение Тихоокеанской флотилии новинками надводного флота - одна из первостепенных задач приморского судостроительного гиганта. Впрочем, мощность верфи рассчитали так, чтобы она смогла обеспечить новыми боевыми кораблями не только ТОФ. Например, те же атомные ракетные крейсеры, спущенные на воду в Приморье, уйдут в распоряжения остальных российских военных флотилий.

Мощь судостроительной «Звезды» рассчитана на объем металлообработки в 330 тысяч тонн в год. Этого хватит, чтобы закрыть половину судостроительных нужд России.

- Новый судостроительный комплекс будет строить широкую линейку средних и крупнотоннажных судов и морской техники, - поясняет вице-премьер по оборонной промышленности Юрий Борисов. - И фактически станет ядром судостроительного кластера Дальнего Востока.

Авторитет по соседству с молодостью

Так совпало, что первый Морской салон на Дальнем Востоке проходил в преддверии Дня Военно-морского флота, поэтому строительство боевых кораблей, а также их оснащение - одна из главных тем морского салона во Владивостоке.

Макеты модернизированных кораблей береговой охраны «Гепард» и пограничных боевых катеров, специальные глубоководные аппараты, радио и телеметрические буи - со всеми этими уникальными разработками можно было познакомиться на Дальневосточном морском салоне.

Морской салон во Владивостоке - это форум нескольких десятков производителей разного назначения и калибра. Маститые «Адмиралтейские» и «Восточные верфи» соседствовали с «Дальневосточным центром судостроения и судоремонта», «Армалитом» и «Эрой». В такой компании совершенно не тушевались и новички - их предложениями тут же заинтересовались делегаты от российского Военно-морского ведомства. Особенно Юрия Борисова заинтересовали роботизированные глубоководные комплексы.

- Очень порадовали молодые предприятия, которые показали перспективные новинки. Особо впечатлили прибористы - ведут новые разработки в области робототехники. Бесспорно, это найдет положительный отклик у военных, - заявил заместитель председателя правительства России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Флот рыболовов - задача для «Звезды»

Тема гражданского судостроения тоже поднималась на Дальневосточном морском салоне. Проблематика строительства рыболовных шхун и сейнеров достойна отдельного обсуждения. По мнению врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко и Юрия Борисова, этому направлению без основательной господдержки может прийтись туго. Добытчикам морепродуктов сегодня нужна конкретная помощь. 

- Для рыболовов у нас разработана программа спецподдержки - так называемая «плата под киль», - говорит Юрий Борисов. - Это когда рыболовам дают право вылавливать рыбу на длительный срок при условии, что они будут строить себе новое рыболовецкое судно. И это уже дало результат - за прошлый год уже построили более 100 судов. Это на всех верфях России.

К программе гражданского строительства подключится и гигант «Звезда». Верфь возьмет на себя основную долю рыболовецкого кораблестроения.

Кстати, по словам вице-премьера по оборонной промышленности Юрия Борисова, судоверфь «Звезда» осилит стройку и гражданских гигантов - таких как атомный ледокол-исполин «Лидер». Планируется, что он будет заложен именно на приморской «Звезде».

«Лидер» - это перспективный отечественный ледовый атомоход. Ядерное сердце в 12 мегаватт позволит во льдах выжать «Лидеру» рекордные 24 узла. Этот ледокол специально рассчитан для Северного морского пути.

На пути к кораблям завтрашнего дня

Сегодня российские судостроительные предприятия в стадии интенсивной модернизации - к корабельному делу активно подключают роботизированные станки и агрегаты. Все это, по словам вице-премьера Юрия Борисова, непременно скажется на новеньких, построенных и оснащенных по последнему слову техники, кораблях.

- Скажу прямо, что еще недавно мы не обладали всем комплексом компетенций, необходимых для строительства высокотехнологичных крупнотоннажных судов, - заявляет Юрий Борисов. - Поэтому решено максимально скооперироваться с нашими партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так мы сможем на той же «Звезде» строить суперсовременные, оснащенные технологичным морским оборудованием корабли самого разного тоннажа, класса и назначения.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама