Лекарство от эпидемии stealth: почему русские видят американские «невидимки»

Наши новые электронно-оптические преобразователи третьего поколения позволят обнаружить вражеский танк с выключенным двигателем даже ночью и даже стоящий в снегу во время снегопада
Реклама
Лекарство от эпидемии stealth: почему русские видят американские «невидимки»
© flickr.com
Читайте нас на: 

Технология «стелс» начала отсчет своей истории в 1970-е годы, когда в США решили создать самолет, невидимый для радаров советских ПВО. На это Пентагон подвигло два побудительных момента. Первый - результаты войны во Вьетнаме, где ВВС США потеряли свыше 4.000 самолетов всех типов. Второй заключался в том, что Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) подготовило доклад, в котором отмечалась инициативная разработка компании Lockheed Martin, а точнее, ее инженерного подразделения Scanworks. Речь там шла о самолете необычной конструкции, которая наделяла его способностью быть «невидимым для радаров».

«Советское радио» как источник вдохновения

Сразу оговорюсь, работы по снижению радиолокационной заметности самолетов в США велись еще со времен Второй мировой войны. Под ее окончание немецкие Люфтваффе получили на вооружение реактивный истребитель-бомбардировщик Go.229, который имел в своей конструкции множество деталей из дерева, сделавших его менее заметным для радаров тех лет.

Немецкий реактивный истребитель-бомбардировщик Go.229.
© Фото из архива
Немецкий реактивный истребитель-бомбардировщик Go.229.

В США тоже стали искать подобные способы. Позже специалисты из Scanworks успешно отработали над проектом по снижению заметности разведывательных самолетов А-12/SR-71 Black Bird (1964 год) и беспилотного летательного аппарата GTD-21. Но это были разведывательные летательные аппараты.

А теперь в докладе DARPA речь шла о боевом истребителе-бомбардировщике. В основу разработки которого, как выяснилось, легли идеи советского инженера Петра Яковлевича Уфимцева.

Уфимцев в своей монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции», напечатанной в 1962 году небольшим тиражом издательством «Советское радио», описывал компьютерный алгоритм, способный подсчитать эффективную площадь рассеяния (ЭПР - видимый размер объекта на радаре) для самолета с любыми формами планера. Каким образом эта монография попала в США, видимо, знают только ветераны ЦРУ. Широко известно другое: алгоритм Уфимцева был перенесен в компьютерную программу Еcho-1, которая и смоделировала облик самолета-«невидимки», теперь известного всему миру как F-117А Nighthawk.

F-117А Nighthawk.
© lockheedmartin.com
F-117А Nighthawk.

Шпионские игры

В июле 1978 года ГРУ ГШ ВС СССР получило достоверные сведения о том, что в США активно ведутся разработки по технологии, которую потом назвали stealth, а 16 ноября этого же года компания Lockheed Martin заключила контракт с Пентагоном на создание тактического ударного самолета-«невидимки» F-117.

В середине 1980-х советская контрразведка раскрыла деятельность завербованного ЦРУ ценного агента - советского инженера в области радиолокации Адольфа Толкачева. В спецслужбах США за обилие получаемых секретных материалов ему дали прозвище «Артезианская скважина». На протяжении шести лет, с 1979-го по 1985 год, Адольф Толкачев, работая в НИИ «Фазотрон», сумел передать ЦРУ свыше 50 совершенно секретных разработок.

Но напоследок - по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок» - наши контрразведчики использовали предателя как источник дезинформации. Изучив абонентские карточки секретной библиотеки НИИ «Фазотрон», они установили, что Толкачев проявлял повышенный интерес к технологии создания самолетов-«невидимок» и средств их обнаружения. Поэтому через «скважину» было решено слить «дезу высшего качества». В течение десяти месяцев (с октября 1984 года по июнь 1985 года) Толкачев исправно снабжал заокеанских заказчиков сведениями, сделанных «по рецепту» КГБ. Все «документы» под подлинным грифом секретности имели принадлежность к секретным лабораториям НИИ «Фазотрон» и Министерства радиопромышленности СССР.

На американских ученых и техников из Lockheed Martin и Northrop Grumman, работавших над проектами «стелс», тогда обрушился просто шквал ценнейшей технической информации. Естественно, новые данные были использованы для корректировки разработок самолетов F-117А и B-2 Spirit. В достоверности и подлинности полученных от Адольфа Толкачева данных американцы убеждены до сих пор - ведь их источник был вскоре задержан и приговорен к высшей мере наказания.

B-2 Spirit.
© af.mil
B-2 Spirit.

Первое разочарование американцев постигло во время иракской кампании. Об этом написали арабские СМИ: иракские ВВС и ПВО смогли подбить три «невидимки» F-117А. Два самолета были сбиты МиГ-25 и МиГ-29 ВВС Ирака и упали на территорию, контролируемую армией США. Третий, сбитый ЗРК «Оса» советского производства, упал недалеко от линии фронта, но был оперативно эвакуирован американским спецназом на двух транспортных вертолетах.

Эту неприятную историю удалось замять, но то, что произошло в 1999 году в Югославии, спрятать не удалось. Кадры сбитого ракетой сербских ПВО F-117A Nighthawk (серийный номер 82-0806) обошли все мировые СМИ, а его обломки до сих пор хранятся в Музее авиации в Белграде.

Сбитый ракетой сербских ПВО F-117A Nighthawk.
© Фото из архива
Сбитый ракетой сербских ПВО F-117A Nighthawk.

АФАР не обманешь

Почему же «невидимый» самолет вдруг оказался обнаружен не только советскими системами ПВО, но и самолетами 3-го и 4-го поколения? Дело в том, что эффективность используемых американцами стелс-технологий зависит от диапазона частот РЛС, на которых она облучает цель.

Стелс-технологии США рассчитаны на радиоволны X-диапазона (сантиметровая длина волны), в которых работают большинство современных радаров ПВО и БРЛС самолетов. Более старые радиолокационные комплексы ПВО (такие, как С-125) использовали L-диапазон частот (дециметровые волны), поэтому на их работу американские стелс-технологии не влияли никак: станции «видели» и «невидимки». К слову сказать, в России создана целая линейка РЛС L-диапазона.

Современные российские РЛС ПВО.
© mil.ru
Современные российские РЛС ПВО.

Современные российские РЛС ПВО и самолетов оснащаются радарами с АФАР (активные фазированные антенные решетки). Они не только позволяют увеличить мощность излучателя и чувствительность приемника, но обнаруживают сразу несколько целей, используют цифровую обработку сигналов, отсеивая любые помехи. Самое главное свойство радаров с АФАР в том, что они могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот. Так что «невидимыми» стелс-самолеты остаются только для своих радаров.

Мало того, в состав российских комплексов обнаружения целей добавили оптико-электронные системы, которые дополнили возможности РЛС распознаванием целей в видимом оптическом диапазоне, а также в ИК- и УФ-спектрах.

F-35 Lightning.
© af.mil
F-35 Lightning.

Информация о том, что русские без проблем обнаруживают в небе их стелс-самолеты, застала американцев врасплох. Они уже успели создать 195 самолетов F-22 Raptor, 21 бомбардировщик B-2 Spirit и 305 единиц F-35 Lightning II, потратив на все про все, считая разработку, свыше 170 млрд долларов.

Думаете, в США стали искать что-то более эффективное взамен? Нет, они стали тратить больше усилий и денег на совершенствование существующих стелс-технологий.

Можно ли «кита» замаскировать в «селедку»

В 2017 году ВМС США приняли в свой состав новый авианосец Gerald R. Ford (USS CVN-78). Его стоимость - 13 млрд долларов. Дороговизна корабля объяснялась не только его техническими и боевыми возможностями, но и различными технологическими новинками, примененными в конструкции.

Авианосец Gerald R. Ford (USS CVN-78).
© navy.mil
Авианосец Gerald R. Ford (USS CVN-78).

Gerald R. Ford - это первый в мире стелс-авианосец, который на радарах должен «светиться» как обычный эсминец. Невидимым, по мысли конструкторов, его делают специальное покрытие и панели из композитных материалов.

Американцы так уверовали в его «незаметность», что оставили на борту прежний комплект ПВО, состоящий ЗАК Phalanx CIWS, ЗРК с ракетами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSMЗРК с ракетами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM, способных перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Стоимость постройки трех авианосцев нового класса - CVN-78 Gerald R. Ford, CVN-79 John F. Kennedy и CVN-80 Enterprise обойдется Пентагону в 42 млрд долларов.

Как известно, авианосцы в одиночку в плавание не ходят, с ними всегда в сопровождении и охранении идут другие корабли - 1-2 ракетных крейсера класса Ticonderoga, 5-6 эсминцев класса Arleigh Burke, 2-3 атомные подводные лодки класса Los Angeles или Virginia и один быстроходный транспорт класса USS Sacramento. Когда эта флотилия, которую еще называют авианосной ударной группой (АУГ), выйдет в океан, то, по замыслу американских стратегов, стелс-авианосец никто не обнаружит!

Ну-ну, вероятно, сказали наши моряки. 12 и более вымпелов в океане все равно будут проверены всеми средствами воздушно-космической и гидроакустической разведки ВМФ России. К тому же на корабли у нас тоже ставят радары с АФАР.

Даже графен не поможет

О том, что технология «стелс» не является стратегическим преимуществом, давно говорили как у нас, так и за рубежом. Но американцы, похоже, серьезно ею «заболели». Невидимыми они пытаются сделать все виды оружия и военной техники.

Новая крылатая ракета AGM-158 JASSM у них - «невидимка», самый дорогой эсминец Zumwalt (USS DDG-1000) сделан так же по технологии «стелс». Свои боевые качества AGM-158 JASSM уже продемонстрировала на Ближнем Востоке и была успешно сбита сирийскими ПВО, а Zumwalt фатально преследуют технические неисправности, не позволяющие показывать его даже на закрытых показах.

Эсминец Zumwalt (USS DDG-1000).
© navy.mil
Эсминец Zumwalt (USS DDG-1000).

Теперь американцы хотят создать стелс-танки. Понятно, что на эту мысль их натолкнули неудачи с танками Abrams на Ближнем Востоке, которые ПТРК и РПГ советского и российского производства жгли, словно свечки. Новый танк собираются делать «невидимым», снизив заметность в ИК-диапазоне тех его частей, которые становятся более «горячими» по сравнению с фоном земной поверхности. Это - двигатель, башня и корпус.

В США собираются наносить на танк покрытие, содержащее соединения графена и композитных веществ. Помимо этого рассматривается вопрос о создании гибридных двигателей, которые также должны будут снизить заметность танка в ИК-диапазоне. Разработчики понимают, что если танк будет стрелять, то вся «невидимость» не будет стоить тех денег, которые на нее потратят. Поэтому в спутники к танку будут придавать беспилотные наземные роботизированные боевые платформы, которым по командной линии экипаж танка будет сообщать координаты целей. Сейчас компании SAIC и Lockheed Martin ведут работы над созданием первого прототипа, который должен появиться к 2022 году.

К огорчению американцев сообщаю, что прицелы российских ПТРК, работающие в оптическом и ИК-режимах, в скором времени расширят спектр обнаружения. Произойдет это благодаря новейшим электронно-оптическим преобразователям (ЭОП) 3-го поколения.

Такие ЭОП будут работать в ближнем УФ-диапазоне. Поэтому сколько бы танк не покрывали стелс-красками, его все равно увидят. Такие ЭОП способны обнаружить ночью танк с выключенным двигателем, стоящий в снегу во время густого снегопада на дистанции применения ПТУР, таких как «Корнет-Д».

В общем, от эпидемии stealth у нас лекарство есть, и не одно.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама