В других СМИ
Загрузка...
Парашютная система ОКР «Дальнолет».

Спасающие жизни: надежные купола для десанта и спецназа

Специалисты «НИИ парашютостроения» создают уникальную парашютную систему, интегрированную с перспективной боевой экипировкой российского солдата «Ратник»
Реклама
Спасающие жизни: надежные купола для десанта и спецназа
© ivparachute.ru
Парашютная система ОКР «Дальнолет».

Новая парашютная система, которую я недавно увидел воочию в небе над испытательным центром «НИИ парашютостроения» в городе Киржаче, предназначена в первую очередь для личного состава Воздушно-десантных войск России. Изделие обладает минимальной площадью купола - 87 квадратных метров, что снижает заметность при десантировании и повышает безопасность бойцов. В системе применены ткани с различной степенью воздухонепроницаемости, улучшающие общую управляемость системы.

Парашют, создаваемый для «Ратника», учитывает все особенности такой инновационной боевой экипировки. У него новая система крепления, максимальная нагрузка увеличена до 160 кг, благодаря чему возможно десантирование с расширенным боекомплектом. 

Испытателем стал студент консерватории

Парашют, слово греко-французское, но имеющее русские корни, обозначает устройство для спасения пилота при крушении самолета. Как известно, его придумал русский изобретатель Глеб Котельников, ставший свидетелем гибели пилота, капитана Льва Мациевича, который выполнял показательный полет во время Всероссийского праздника воздухоплавания 7 октября 1910 года. Пилот хотел удивить публику набором максимальной высоты, но при подъеме его самолет «Фарман» стал разваливаться в воздухе, а летчик выпал из кабины и погиб.  

Котельников решил создать систему спасения пилотов при крушении самолетов. 

Первый изобретенный им ранцевый парашют состоял из 24 клиньев шелковой ткани сшитых в купол диаметром 7,4 метра. Через нижний край купола был пропущен упругий и тонкий металлический трос для того, чтобы нижняя кромка быстро оформляла купол, и парашют мог скорее заполняться воздухом. В куполе, по центру, для стабилизации вертикальной скорости было сделано специальной отверстие. 

Помимо этого изобретатель продумал механизм выброса парашюта из металлического ранца (да, первый ранец был сделан из металла), а также механизм быстрого освобождения от парашюта после приземления. Покидающий самолет пилот должен был дернуть за шнур, крышка ранца открывалась и под воздействием пружин, купол выталкивался наружу. В качестве подстраховки летчика был предусмотрен и принудительный механизм открывания ранца. Замок ранца соединялся тросом с самолетом так, что если пилот не смог дернуть за шнур ранца, за него задачу выполнял этот механизм. После открытия ранца трос под тяжестью тела пилота обрывался. 

Как известно, при высвобождении парашюта из ранца происходит рывок, который мог оказаться чрезмерно травматичным для пилота. Поэтому Глеб Евгеньевич придумал стропы от каждого из клиньев купола и разделил их поровну между двумя подвесными лямками. Таким образом, он не только равномерно распределил силу динамического удара, но и придумал, как ее еще больше смягчить - добавил к подвесным ремням резинки-амортизаторы. 

Парашют получил название РК-1 (Русский Котельников модель первая) и прошел испытания в период с 6 по 19 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. Все тесты прошли успешно. В 1913 году парашют РК-1 демонстрировался на конкурсе в Руане (Франция). Студент Петербургской консерватории (!) Владимир Оссовский прыгнул с ним с 60 метрового моста через реку Сену и успешно приземлился на глазах у потрясенной французской публики. 

Рождение воздушного десанта 

Несмотря на то, что первый парашют Котельникова был надежным, широкого распространения среди пилотов царской России РК-1 поначалу не получил. О нем вспомнили лишь во время Первой мировой войны, когда потребовались средства спасения для экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». 

После революции Глеб Евгеньевич усовершенствовал свой парашют, так появился РК-2, а затем металлический ранец был заменен на тканевую форму в парашюте РК-3. Безусловно, эти разработки легли в основу работ НИИ ВВС, которому были поручены разработки парашютных систем для пилотов ВВС РККА. 

В 1930 году появились парашюты ПЛ-1 для летчиков, ПН-1 для летчиков-наблюдателей (штурманов) и ПТ-1 для выполнения учебно-тренировочных прыжков летно-подъемным составом ВВС, десантниками и спортсменами-парашютистами.  

В этом же году в СССР заработала первая парашютная фабрика, которую возглавил М.А. Савицкий, совмещавший должности и директора фабрики, и главного инженера, и конструктора парашютов. В 1931 году появился парашют ПД-1 (парашют десантный номер один) конструкции Савицкого и была разработана транспортно-десантная тара: парашютно-десантные мягкие мешки (ПДММ) и парашютно-десантные буксируемые баки (ПДББ).  

В СССР не было специальных самолетов для десантирования парашютистов и грузов. Поэтому для решения задач десантирования использовались бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3 и Р-5, а также некоторые типы самолетов Гражданского воздушного флота СССР - АНТ-9, АНТ-14 и позже ПС-84. 

Первое десантирование боевой группы парашютистов состоялось 2 августа 1930 года во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа. С этого дня ведут свою историю наши Воздушно-десантные войска, но мало кто знает тот факт, что десантники, возглавляемые комбригом РККА Леонидом Григорьевичем Миновым, прыгали с парашютами американской компании «Ирвин». Зато осенью 1935 года на учениях Киевского округа 1.200 советских парашютистов прыгали с парашютами отечественного производства ПД-3. 

Помимо совершенствования конструкции самих парашютов улучшалась и их система безопасности. Дело в том, что не всегда парашюты срабатывали правильно и раскрывали вовремя купол, поэтому в их конструкцию стали добавлять специальный прибор автоматического раскрытия парашюта - КАП-1 (комбинированный автомат парашютный). Благодаря КАП-1 было спасено немало жизней наших военных летчиков и парашютистов в годы Великой Отечественной войны. По своим техническим характеристикам парашютные системы в годы войны обеспечивали спуск на скорости 5 м/с и уверенное десантирование личного состава ВДВ и пилотов ВВС на скоростях 160 - 200 км/ч. 

От лучшего - к лучшему

Появление военно-транспортной авиации, увеличение скорости и высоты полета самолетов потребовали от отечественных конструкторов парашютов внести соответствующие изменения и добавить кислородные приборы, обеспечивающие безопасный спуск десантника с большой высоты. 

Разработки парашютных систем у нас никогда не прерывались. ВДВ последовательно снабжались парашютами Д-1 (десантирование на скоростях до 350 км/ч), имеющими несколько модификаций Д-5, а также Д-6. Парашютная система Д-6 (ПС Д-6) позволяет свободно разворачивать в воздухе левую и правую стороны купола с помощью специальных строп управления, а также значительно уменьшает скорость сноса парашюта по ветру.  

В 1990-х годах в стенах «НИИ парашютостроения» (сегодня входит в холдинг «Технодинамика») была создана парашютная система Д-10 (ПС Д-10), которая позволяет осуществлять выброску десанта на скоростях до 400 км/ч с высот от 200 до 4.000 метров. В данное время по ПС Д-10 открыта опытно-конструкторская работа «Реновация», результатом которой станет новый парашют, разработанный для экипировки «Ратник-2».

Не забыли конструкторы из «НИИ парашютостроения» и бойцов армейского спецназа и Сил специальных операций (ССО). Спецназ ВДВ скоро получит обновленную версию ПС Д-14 (ОКР «Шелест»), которая позволит им совершать дальнее десантирование на расстояние свыше 30 км от точки выброски. 

Помимо этого, близка к завершению опытно-конструкторской работы (ОКР) «Дальнолет», которая даст нашим десантникам ПС специального назначения с максимальным сбрасываемым весом десантника 190 кг, дальностью полета до 60 км под основным парашютом с высоты 8 км. На ПС будет предусмотрено крепление грузового контейнера для дополнительного груза весом до 50 кг, а также специальное сиденье с приборами жизнеобеспечения и навигации.  

Безранцевая ПС «Штурм» - инициативная ОКР «НИИ парашютостроения». Согласно техническому заданию, штурмовая группа ССО в экипировке сможет десантироваться на скорости полета до 180 км/ч, на ограниченную площадку с малых высот - от 80 до 100 метров. На основе ПС «Штурм» параллельно ведутся работы над ПС специального назначения «Шанс», которая позволит десантировать человека со сверхмалых высот - от 30 метров (высота девятиэтажного дома). При этом парашют раскрывается самостоятельно и не требует специальной подготовки спасаемого. Понятно, что в урбанизированных мегаполисах ПС «Шанс» найдет широкое применение, особенно для спасения людей при пожарах в высотных зданиях.

«Гуманитарка» для Дейр-эз-Зора 

Помимо самих десантников, новые парашютные системы скоро получат и их боевые машины. Речь идет об ожидаемом появлении платформенной десантной системы «Бахча-У-ПДС» и бесплатформенной ПС, разрабатываемой в рамках ОКР «Парашют». Обе системы предназначены для загоризонтного десантирования БМД-4М, БТР-МДМ и других новых образцов техники. 

Все мы помним роль российской ВТА при снабжении защитников и мирного населения находившихся в осаде сирийского города Дейр-эз-Зор. Боеприпасы, медикаменты и продукты питания наши транспортные самолеты сбрасывали с помощью специальных парашютных систем. Я не буду рассказывать, о каких именно ПС идет речь. Отмечу только, что конструкторы «НИИ парашютостроения» начали летные испытания одноразовой парашютно-грузовой системы ПГС-1500 в рамках ОКР «Тара».

Система предназначена для массового десантирования специализированных грузов массой от 500 до 1.500 кг с самолетов Ил-76 и его модификаций.  Интересной разработкой в области десантирования грузов станет ПГС, которая разрабатывается в рамках ОКР «Горизонталь». ПГС-4000 должна будет точно приземлять груз в точку посадки с отклонением не более метра.

Такая точность должна достигаться, благодаря встроенной автоматической системе управления с навигационной системой ГЛОНАСС. По замыслу разработчиков, с помощью ПГС-4000 можно будет доставлять груз даже на борт находящихся в движении военного корабля или судна. 

Современные российские парашютные системы, отличаются высокой надежностью раскрытия купола, позволяют выполнять прыжки и сброс грузов в широком диапазоне высот и скоростей полета военно-транспортных самолетов. При этом они всегда будут выполнять главную свою задачу - беречь жизни людей и сохранять в целостности десантируемые грузы. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама