«Борею» не страшна «Колумбия»: производство американской «субмарины XXI века» может затянуться на десятилетия
Свой продукт еще до его «зачатия» руководство американского флота объявило «субмариной XXI века». Скорее всего это относилось к временному, а не качественному понятию. «Колумбия» призвана заменить стоящие на вооружении флота США подлодки класса «Огайо», так же известные как «Трайдент», срок жизнедеятельности которых подходит к концу. Но, как показала практика, этот срок придется продлить.
Наименование «Колумбия» широко использовалось в американском военно-морском флоте с начала XIX века, однако в данном случае боевой корабль впервые назван в честь федерального округа Колумбия. Предыдущие боевые единицы получали названия в честь нескольких американских городов, располагающихся в Южной Каролине, Миссури и Иллинойсе.
Уже сейчас, на стадии подготовки к строительству западные СМИ восхищаются новым «подводным защитником», его мощью и долговечностью: подлодка рассчитана на 42-летний срок эксплуатации. И никто не принимает во внимание мнения экспертов, которые не были уверены в некоторых технологических решениях. Например, специалисты из Счетной палаты США не одобрили намерение бенефициаров включать «сырые» критические технологии в процесс рабочего проектирования до получения ими официальной сертификации. А стоило экспертов послушать.
Все испортили сварщики
Уже первая проверка качества новых американских подлодок класса «Колумбия» показала: сварные швы в пусковых шахтах подлодки не соответствуют стандартам качества. The National Interest констатирует, что проверка уже изготовленных 12 шахт выявила дефекты сварных швов. Это может поставить под сомнение качество всего американского подводного флота. Пусковая шахта - ключевая часть подводного ракетоносца, фактически на ней держится вся подлодка, она должна безукоризненно выполнять свою задачу в самых критических ситуациях и любой брак может привести не только к гибели самой лодки и ее экипажа…
Цифры
ВМФ США заключил контракт на $101,3 млн на создание нового ракетного отсека для атомных подводных лодок типа «Колумбия» с межконтинентальными ракетами на борту. Предполагалось, что программа по строительству 12 новых подлодок обойдется в сумму до $97 млрд. Однако заявленный бюджет уже превышен и составляет 122,3 миллиарда долларов.
Эксперт американского Центра стратегических и бюджетных оценок Брайан Кларк отметил что эта недоработка существенно затормозит процесс производства. По его мнению, задержка в производстве ключевого элемента ракетной системы окажет каскадный эффект и на другие части производства. Программа «Колумбии» привлекла к себе много внимания и для американских ВМФ она имеет наибольший приоритет. Ошибки на таких ранних этапах производства - это плохой знак», - заявил Брайан Кларк
Подобная халатность со стороны компании BWX Technologies, Inc., которая имеет безупречную репутацию в области ядерных компонентов и поставщика услуг, оказалась неожиданностью для американских военных. Теперь под вопросом оказалась сама возможность выпустить в срок новые подлодки. Времени остается все меньше, жизненный цикл подлодок «Огайо» завершается и им срочно требуется замена.
По планам американского командования, производство первой «Колумбии» должно начаться в 2021 году и уже в 2030 году она должна быть спущена на воду. Задержка в выпуске вооружения в такой ситуации может поставить под угрозу национальную безопасность США, считают в Пентагоне.
Помимо подлодок «Колумбия», пусковые установки BWXT предназначались для американских многоцелевых АПЛ типа «Вирджиния», а также британских перспективных подлодок Dreadnought, строительство которых началось в 2016 году.
Справка
Это не первый случай задержки поднятия флага на американских подлодках. Первые две атакующие субмарины класса «Вирджиния» вышли с задержкой, и тоже из- за проблем со сварными швами. Тогда исправление всех проблем вызвало задержу в семь недель. Представители судостроительной компании клялись, что это единичный случай и подобное больше не повторится. Видимо, никто не сделал никаких выводов.
Кто кого?
«Колумбия» производилась и как замена «Огайо» и, в первую очередь, как ответ российскому «Борею» и попытке США вновь вернуть ядерное превосходство на море. Так что сравнение с российской подлодкой напрашивается само собой.
Информации на данный момент немного, но некоторые характеристики уже доступны. ТТХ этих подлодок похожи: длина около 170 метров и водоизмещение около 24 тысяч тонн. Да и количество пусковых шахт у обеих подлодок одинаковое - шестнадцать. Но главное - это ракета. На «Колумбии» разрабатывается новомодная конструкция общего ракетного отсека, которая пока вызывает лишь проблемы. «Борей» получил проверенную ракету от создателей нашумевшего «Тополя-М» - Р-30 «Булава».
На данный момент в эксплуатации находят три «Борея» - К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». До 2027 года запланировано построить 14 кораблей. Первоначально программа тоже испытывала задержки, но они были связаны с проблемами финансирования, которые быстро разрешились и подлодки стали выходить в срок. Очевидно, что российские кораблестроители действительно осознают ответственность перед отечеством и не допустят дефектов во время производства.
Пентагон планировал, что введенная в строй в 2021 году первая лодка типа «Колумбия» прослужит до 2063 года, а последняя, введенная в строй в 2035 году, - до 2077 года. Но за первой неисправностью могут последовать вторые, третьи… И это не в упрек - никто не гарантирован от ошибок в создании оружия нового поколения. Но тем самым «Колумбия» из «субмарины XXI века» может перейти в «субмарину XXII века». А к этому времени и наши «Бореи» своим северным ветром перенесут наши субмарины в новое измерение.