В других СМИ
Загрузка...
Новый самолет Пентагона: голова «Молнии» и тело «Хищника»
© lockheedmartin.com

Новый самолет Пентагона: голова «Молнии» и тело «Хищника»

Американцы делают ставку на экспериментальный самолет, который сможет универсально бороться с российскими и китайскими истребителями
12 сентября 2018, 10:30
Реклама
Новый самолет Пентагона: голова «Молнии» и тело «Хищника»
© lockheedmartin.com

Неожиданный ударно-крылатый гибрид предложили создать в США. Перспективный и весьма удачный F-22 «Raptor» («Хищник») Пентагон предложил скрестить с все еще гадким утенком - самолетом пятого поколения F-35 «Lighting II» («Молния-2»). Инженеры из Lockheed Martin тут же предложили вариант: от «Хищника» взять корпус, от «Молнии» - электронные «мозги».

Цель такой авиационной селекции не скрывается - противодействие новейшим самолетам России и Китая. Генералы говорят проще - чтобы безнаказанно сбивать все, что может передвигаться по небу.

Еженедельник «Звезда» попыталась понять кто же на самом деле этот гибридный зверь F-22/F-35 - неудачная жертва конструкторов-селекционеров или настоящая «гроза небес» недалекого будущего?

Тело «Хищника»

США по первому требованию в небо могут поднять несколько тысяч истребителей разных классов и назначений. Ударный авиапарк «звездно-полосатых» насчитывает десятки моделей и их модификаций. Мы можем увидеть все: от относительно стареньких F-15, до многоцелевых истребителей-бомбардировщиков самого прогрессивного пятого поколения - F-35 «Lighting II» и F-22 «Raptor».

Возможно, потому что они первенцы среди «пятерок» - самолетов пятого поколения - не лишены крупных недостатков. F-22 «Raptor» имеет некоторые проблемы со стелс-технологией. Объявленная невидимость в 60% не достигается и, например, российские РЛС разрекламированную «невидимку» все-таки видят. Есть сложности и в электронной начинке «Хищника»: специалисты не раз регистрировали отказ управления двигателем.

Зато планер у F-22 «Raptor» получился удачнее авионики - корпус почти на половину выполнен из композитных полимеров. Панели из бисмалеимидов и углепластика Avimid K-III фирмы «Дюпон» оказались живучее и ремонтопригоднее традиционных материалов.

Однако, потенциальных заказчиков раздражала и расстраивала цена самолетов F-22 - 150 миллионов долларов вместо обещанных на старте программы строительства в 40-46 миллионов за боевую единицу.

Голова «Молнии»

У F-35 «Lighting II» все наоборот: двигатель и корпус - слабое звено. Разные нештатные ситуации едва не приговаривали самолет к преждевременной «смерти» - от него могли отказаться.

Например, прогремевший на весь мир случай в американском Айдахо. В сентябре 2016-го F-35 вспыхнул прямо на взлете. Вердикт техников: проблемы с двигателем, баками и топливными магистралями. После этого сразу 57 самолетов надолго ушли в ремонтные цеха.

Но самое кричащее ЧП случилось в небе над японской Окинавой в ноябре 2017-го. Тогда над базой Кадена «Хищник» едва не развалился прямо в воздухе.

На первый версиях F-35 с индексом «А» безбожно шалила и электроника.

- На нем периодически регистрировались отказы электроники, систем регулирования двигателей, - говорит военный эксперт в области вооружений Алексей Леонков. - Плохо работал шлем целеуказания. Да и маневренность самолета оставляла желать лучшего.

Этого уже достаточно, чтобы понять, что распиаренный самолет пятого поколения F-35 «Lighting II» - на деле сырая и очень дорогая разработка. Цена машины - от 80 до 108 миллионов долларов.

Разработчик уверяет, что периодически «съезжавшие» электронные «мозги» поправили, теперь она считается чуть ли не самой передовой в США. Однако, из-за такой неоправданно высокой цены даже верные союзники США неодобрительно морщатся и шарахаются подальше от 35-го «громовержца».

«Это как уподобляться продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер», - негодовал австралийский парламентарий Дженнис Дженсен, глядя на то, как американцы настойчиво проталкивают F-35 на международный рынок. Главная претензия - самолет видят российские ПВО. Очень скоро С-400 появится у Китая, а это значит, что истребитель-«невидимку» F-35 «Lighting II» быстро распознают и возьмут на «мушку». Выходит, никакого обещанного доминирования в небе за баснословные 100 миллиардов «зеленых» не будет?  

Гремучая смесь двух «невидимок»

Производители F-22 и F-35 совсем уж «сырыми», а значит не совсем пригодными для боевого применения, свои самолеты не считают. Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics указывают на неоспоримый факт - у каждой модели есть свои «железные» плюсы. А потому, вместо очередных дорогостоящих модификаций обоих самолетов компании объединились желанием создать один гибрид - гремучую смесь F-22 «Raptor» и F-35 «Lighting-II».

«Эта комбинация самолетов пятого поколения будет включать в себя более современную электронно-навигационную систему от F-35 и прогрессивный, на мой взгляд, планер со стелс-покрытием от F-22 «Raptor», - комментирует отставной генерал ВВС Дэвид Дептула, декан Института аэрокосмических исследований Митчелла со страниц американского журнала Defence One.

По словам генерала-летчика, создание ударного самолета-гибрида с телом F-22 «Raptor» и налаженной электроникой F-35 «Lighting II» и дешевле, и эффективнее.

«Зачем тратиться на бесконечные доработки, когда можно построить самолет, который вберет в себя лучшие компоненты. Это, кстати, будет отличным стартом и для разработки самолетов шестого поколения», - рассуждает Дэвид Дептула.

Скрещивание F-22 с F-35, если правильно трактовать слова генерала-авиатора, это возможность «недорого и быстро» усилиться в небе. Так американская «военка» ищет способ модернизации своих сыроватых новинок, чтобы противостоять мифическим угрозам со стороны России и Китая.

F-22 + F-35 = пушечно-ядерный универсал?

Чем может неприятно удивить гибрид «Хищника» и «Молнии»? Как и всякая синтез-модель, новый самолет постарается вобрать лучшие качества своих «родителей».

Двигатели гибрида F-22/F-35 разработчики планируют оставить от «папы» F-22 «Raptor». Это два двухконтурных Pratt & Whitney F119-PW-100 с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги.  Его фишка, которая мгновенно превращается в тактический козырь - там, где иные, в том числе некоторые российские машины вынуждены включать форсаж, движок «Хищника» способен ускоряться до сверхзвука без подобного ускорителя.

Сопла - плоские и сделаны из радиопоглощающего материала. Это снижает заметность машины в инфракрасном диапазоне и общую радиолокационную заметность.

Планер тоже останется от «Хищника». Его корпус - выполненный на 40% из полимерных композиционных материалов - чуточку тяжеловат, но прочен и устойчив к деформациям. Разработчик надеется облегчить конструкцию будущего гибрида, чтобы сделать его немного маневренней.

Авионика у гибрида F-22/F-35 будет «мамина». F-35 «Молния-2» подарит самолету немного улучшенную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-81. Предупреждать о ракетной атаке, а также выявлять пуски баллистических ракет до 1.300 км позволит электронно-оптическая система (ЭОС) AN/AAQ-37. «Молния» с новым гибридом поделится обзором и целеуказанием системы AAQ-40, а также комплексом радиоэлектронной борьбы Barracuda.

Чем конкретно вооружат гибрид F-22/F-35 предположить нетрудно. На боевой изготовке мы скорее всего увидим ракеты класса «воздух-воздух» типа AIM разных модификаций, а также крылатые боеголовки Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Смесь «Хищника» и «Молнии» без проблем могут «нагрузить» корректируемыми бомбами JDAM весом до тонны, кластерными бомбами типа CBU, управляемыми AGM-154 Joint Standoff Weapon и даже противотанковыми ракетами Brimstone.

И все это «добро», обещает производитель, самолет сможет запускать на своих максимальных сверхзвуковых скоростях.

Из «мелочи» самолет вероятнее всего вооружат либо авиационной четырехствольной пушкой GAU-22/A калибра 25 мм, либо 20-миллиметровой шестистволкой M61A2 Vulcan.

Но самый неожиданный, а потому вдвойне неприятный для нас с китайцами сюрприз - тактическое ядерное оружие. Разработчик может вооружить гибрид сразу двумя боеголовками В61, каждая из которых превышает атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму, в 17 раз.

Есть и первые заказчики - гибридом «рептилии с молнией» заинтересовалась Япония. Более того, поговаривают, что именно в Стране восходящего солнца уже воплощен в металле первый образец селекции F-22 «Raptor» и F-35 «Lighting II». Выходит, в небе над Тихим океаном совсем скоро может появиться опасный, очень непредсказуемый противник.

Можно сколько угодно отмахиваться от таких североамериканских авиастроительных инициатив. В начале 1940 года, например, некоторые военные деятели тоже не проявляли серьезного интереса к «Юнкерсам»-пикировщикам. Говорили, что скорость маленькая, маневренность еще хуже, словом, никудышный боец с гитлеровским крестом-свастикой. Ну что может этот архаичный «лаптежник»? Час истины настал совсем скоро, 22 июня, когда за несколько часов до половины аэродромов Украины и Белоруссии вместе с самолетами «снесли» именно архаичные «Юнкерсы».

А нынешний гибрид F-22 «Raptor» и F-35 «Lighting II» с ядерными ракетами  шапками не закидаешь.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама