В других СМИ
Загрузка...
К чему может привести милитаризация космоса.

Россия должна послать США, собирающиеся милитаризировать космос, на три буквы: АКС

Почему нам не нужны новые ракеты-носители и новые космодромы
Реклама
Россия должна послать США, собирающиеся милитаризировать космос, на три буквы: АКС
© pixabay.com
К чему может привести милитаризация космоса.

Начиная с запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ), человечество свыше 60 лет пытается выйти за пределы околоземного пространства. В качестве основного инструмента для выполнения космических полетов были выбраны ракеты. Выбор был сделан осознанно и одновременно в США и СССР.

Первыми стали мы: запустив искусственный спутник и отправив Юрия Гагарина на орбиту нашей планеты. Оба эти события открыли гонку космических достижений, которая шла с переменным успехом. Поначалу в количестве запусков до 1965 года лидировали США, но затем пальму первенства надолго перехватил и удерживал СССР - вплоть до своего развала в 1991 году. Безусловно, по количеству запусков наша страна до сих пор опережает США - примерно в два раза по состоянию на 2017 год. От двух лидеров значительно отстают другие - Евросоюз (агентство ECA), Япония, Китай, Индия и Израиль.

Все эти запуски внесли огромный вклад в изучение жизнедеятельности человека в условиях открытого космоса (скафандры, питание, орбитальные станции) и позволили провести многочисленные научные эксперименты.

КПД, как у... паровоза

Для этого были построены космодромы и созданы уникальные ракеты, проведено свыше 5,5 тысяч запусков. Перечислю 10 наиболее известных тяжелых ракет-носителей, с которыми человечество сделало прорыв за пространство околоземной орбиты.

Первое, что бросается в глаза, - это доля полезного груза по отношению к стартовой массе ракеты-носителя и стоимость запуска. Как видно, КПД самых мощных ракет-носителей меньше или равно КПД паровоза, который, как известно, составляет 5-9%.

ТАБЛИЦА

Как говорится, хотели, как лучше, - прорыв к звездам, а получили, как всегда, - паровоз, но космический. Все дальнейшие попытки ученых Земли не приводят к существенным сдвигам этого КПД. Космос так и остается дорогим увлечением технологически развитых государств.

В чем же ошибка в освоении космоса человеком?

Война в космосе - уже не фантастика

Она в том, что запуски РН рассматривались только как единственный надежный, успешный и перспективный способ в деле освоения космоса человеком.

Любой здравомыслящий финансист, оценив проект, чья рентабельность низка или убыточна, его закроет. В космических проектах все выглядит иначе - они вне правил рентабельности. Именно поэтому их финансируют из государственного и военного бюджетов. Поэтому запуски продолжаются, разнообразие ракет только множится, а стоимость полезной нагрузки вроде бы еще и уменьшается, особенно у Илона Маска.

Если произвести простейший пересчет стоимости количества космических запусков начиная с 1957 года, прибавить затраты на строительство космодромов, содержание инфраструктуры и добавить «цену» всей космической отрасли с ее многочисленными КБ, ОКБ, заводами, ЦУПами и прочим, то цифра затрат на освоение космоса станет неимоверно, неисчислимо огромной. Классическое «из пушки по воробьям» будет здесь справедливой формулировкой...

Но космические полеты по-прежнему нужны и важны. Дело в том, что картина внешних угроз претерпела значительные изменения. Начиная с Первой мировой войны, приоритет главной стратегической силы сместился от сухопутных войск вначале на бронетанковые войска, потом на авиацию, затем на ракетные войска, а теперь остановился на одновременном применении оружия с моря, воздуха и из космоса. Так это изложено, к примеру, в американской стратегии «Глобального мгновенного удара».

Военные технологии, по сути достигшие в начале 2000-х  тупика в развитии, переориентировались на обычные (неядерные) высокоточные средства поражения. Последняя новомодная тенденция - это нанесение высокоточного удара с орбиты беспилотным дроном по любой цели, как стационарной, так и мобильной. Беспилотные технологии активно развиваются, качество БЛА совершенствуется с каждым годом.

Космос не стал исключением для развития таких технологий. Находящийся сейчас на орбите американский аппарат Х-37В, - это тот же беспилотник. Но, в отличие от спутника-шпиона, он возвращается с орбиты и может на орбите маневрировать, делая задачу по своему уничтожению для существующих и перспективных средств ПРО практически невыполнимой.

Командование Вооруженных сил России, прогнозируя растущую угрозу милитаризации космоса, уже сделало первый шаг для ее парирования: в августе 2015 года созданы Воздушно-космические силы, объединившие в своем составе Космические войска, ПВО и ВВС. Второй шаг - это строительство эшелонированной системы воздушно-космической обороны (ВКО), основной контур которой будет введен в России в 2020 году. Важным компонентом ВКО должна стать обновленная группировка спутников системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Все это сделано у нас очень вовремя: в США, ведущих разработки по милитаризации космоса с 2002 года, в 2018-м объявили о практической реализации этого проекта.

Во время глобальных боевых действий жизнь любого спутника  коротка. Все высокоразвитые страны сегодня имеют в своем арсенале противоспутниковое оружие. Боевое применение противоспутниковых систем проводили США, СССР и Китай. Американцы данную технологию до сих пор совершенствуют. Начав с ракет ASM-135A ASAT, они довели до приемлемых результатов противоспутниковое оружие в БИУС Aegis и комплексе ПРО THAAD (Terminal High Altitude Area Defense).

Другой уязвимостью спутниковой группировки является экономическая составляющая. Производство спутников, запуск на орбиту, обслуживание стартовых комплексов, службы телеметрии и связи - все это стоит денег. К тому же космодромы, как и спутники, будут выведены из строя в первые же дни глобального конфликта. Да и само производство военных спутников гораздо сложнее выпуска других видов вооружений. Похвастаться запуском конвейера по производству спутников не может ни одна страна мира.

Но так ли все безнадежно?

Асимметричный ответ России

Нет, выход из этой ситуации был всегда, он существует и сейчас. Для понимания сути антикризисных мер надо осознать, что наработанная технология полетов в космос посредством ракет-носителей - это всего лишь первая ступень в деле освоения космоса человечеством.

Задача первой ступени давно выполнена - человек освоил околоземное пространство. Для того, чтобы идти дальше, нужно сделать следующий шаг: поменять ракеты-носители на более перспективные технологии.

Это - авиационно-космические системы (АКС) выведения.

В отличие от России, по этому пути уже идет ее вечный соперник - Америка. Пока ее успехи незначительны, в космосе летает только «первая ласточка» - многоразовый Х-37В, размеры которого позволяют назвать его прототипом будущей серии авиационно-космических аппаратов NASA. А наши, отечественные конструкторы продолжают изобретать все новые и новые ракеты, а строители все возводят новые космодромы...

Американцы четко настроены милитаризировать космос, и у России закрывать на это глаза долго не получится. Нас вынудят дать ответ. Только пока не ясен один вопрос - какой ценой?

Все чаще в мировых СМИ мелькают названия авиационно-космических систем - Falcon HTV-2, Dream Chaser, TS-1 DARPA, White Knight Two, Stratolaunch. Над ними работают авиационные и космические компании США совместно с Пентагоном и NASA. Дело в том, что американцы умеют считать не только деньги, но и те преимущества, которые дают АКС, - старт космического аппарата с авиационно-космической системы зоркие спутники СПРН не увидят.

Мировая общественность сегодня даже не догадывается, что родина авиакосмической идеи полета в космос - это Россия. Ее первым сформулировал Константин Эдуардович Циолковский, а Сергей Павлович Королев был первым, кто заказал практическую разработку АКС в ОКБ-256, которое возглавлял авиаконструктор Павел Владимирович Цыбин.

Россия по-прежнему имеет самые большие наработки по этой тематике, по которой она быстро может возродить АКС и не дать «загнуться» отечественной космонавтике. При этом потребуется перепрофилирование части предприятий, работающих как на космос, так и на авиационную промышленность.

АКС - это асимметричный ответ России. Потому что АКС обладает преимуществами перед существующими и перспективными ракетами-носителями.

На мой взгляд, главные из них такие.

Во-первых, это возможность запуска в любом направлении на орбиту в пределах азимута от 0° до 97°.

Во-вторых, возможность широкого маневрирования в продольной и боковой плоскостях на орбите (система ПРО противника при таких маневрах будет не в состоянии не только идентифицировать его как опасный ИСЗ, но и уничтожить).

В-третьих, оперативность применения (старт через 12 часов).

В-четвертых, решаются многие боевые задачи - от разведки до уничтожения военных спутников в космосе.

В-пятых, возможность использовать существующие аэродромы 1-го класса, дооборудованные необходимыми для АКС средствами заправки, наземного технического и посадочного комплекса.

И, в-шестых, это практическая неуязвимость стартового комплекса (самолет-разгонщик с АКС) на земле. Старты можно осуществлять с таких аэродромов, до которых ядерные, крылатые и обычные ракеты противника долететь не смогут.

Деньги любят счет

В завершение - немного об экономике. Космическая деятельность станет рентабельной при стоимости выведения полезного груза меньше 3.000 долларов/кг. Стоимость использования РН типа «Союз» по маршруту Земля - МКС - Земля лежит в диапазоне 63.000 - 80.000 долларов/кг. Для сравнения, этот показатель у Space Shuttle составил 26.000 долларов/кг, так как это была многоразовая система. Ракеты Илона Маска экономят до 30% от стоимости запуска максимум.

Расчет стоимости выведения груза с помощью АКС был сделан еще в середине 1990-х годов в одном из наших оборонных НИИ.

Стоимость будет обходиться в 20 раз дешевле, чем с использованием любых ракет-носителей.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама