Шереметьево: место проводов и встречи изменить нельзя
© Фото автора
Полковник Сергей Логвинов.

Шереметьево: место проводов и встречи изменить нельзя

Корреспондент еженедельника «Звезда» выяснил, можно ли пересечь границу, минуя пограничника, можно ли отличить в толпе лжемонаха и спасти от гибели краснокнижных птиц. И это не все…
20 сентября 2018, 06:35
Реклама
Шереметьево: место проводов и встречи изменить нельзя
© Фото автора
Полковник Сергей Логвинов.
Читайте нас на: 

Пожалуй, каждый из нас, хоть однажды пересекавший государственную границу, с определенной долей волнения встречался взглядом с человеком в форме, одним из последних провожающего за пределы страны и одним из первых встречающего вернувшегося на Родину. Конечно, многим хочется знать, как устроена эта скрытая от посторонних глаз служба и кому доверено стоять на самом краю родной земли, будь он хоть в Заполярье, на Дальнем Востоке, жарком юге или, как ни странно,  в самом центре России.

Чтобы разобраться в тонкостях данной сферы деятельности, корреспондент «Звезды» отправился в крупнейшую воздушную гавань России - международный аэропорт Шереметьево.  Начальник отряда пограничного контроля ФСБ России - полковник Сергей Логвинов рассказал, как организован и работает этот сложный пограничный механизм.

«Страж у дверей нашего дома»

Практически у каждого побывавшего в аэропорту «Шереметьево» остается неизгладимое впечатление от его масштабов. Стеклянные стены, блестящие полы, стойки самостоятельной регистрации, множество ультрасовременных магазинов - только яркий фасад, за которым скрыто главное - четкое функционирование многочисленных служб, обеспечивающих жизнь аэропорта. Одной из самых важных, определяющей международный статус аэропорта, является пограничная служба. Отряд пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту «Шереметьево» уже более восьмидесяти пяти лет обеспечивает безопасность главных воздушных ворот не только столицы, но и государства.

Паспортный контроль.
© Фото автора
Паспортный контроль.

- Сергей Михайлович, пункт пропуска в аэропорту «Шереметьево» - один из крупнейших в России. Расскажите о его структуре и решаемых задачах.

- Международный аэропорт «Шереметьево» входит в двадцатку крупнейших авиаузлов Европы. Пункт пропуска, осуществляющий пограничный контроль лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, дислоцируется в семи его терминалах - «А»,«В»,«D»,«Е»,«F», а также «Лукойл-авиа» и «Премьер Авиа Групп».

Каждые сутки назначается до 400 пограничных нарядов, обеспечивающих функционирование около 300 кабин паспортного контроля. Также назначаются наряды для осуществления контроля воздушных судов заграничного следования, работающие непосредственно в районе взлетно-посадочных полос. Их задача - свести к нулю попытки проникновения на территорию России с использованием технологических отсеков и полостей самолетов, путем укрытия в перевозимом багаже или грузе, а также пресечение незаконного оборота оружия и наркотических веществ.

Боевое знамя отряда пограничного контроля.
© Фото автора
Боевое знамя отряда пограничного контроля.

85 лет на страже безопасности государства

Отряд пограничного контроля в международном аэропорту «Шереметьево» - единственная воинская часть пограничного контроля, имеющая свое Боевое знамя, и награжденная орденом Красной Звезды! История отряда ведется с 5 января 1932  года. В его «послужном списке» - участие в Великой Отечественной войне и послевоенном восстановлении Отечества.

Пожалуй, основным, наиболее знакомым гражданам, кто хоть раз пересекал границу, является пограничный наряд по проверке документов. Это наиболее ответственный вид наряда, так как в его задачу входит проверка действительности оснований для пересечения государственной границы, включающая установление подлинности документа и принадлежности лицу, предъявившего его, а также выявление соответствия истинных официально заявленных целей прибытия иностранного гражданина на территорию России. Проще говоря, это страж у дверей нашего дома, защищающий его обитателей от проникновения нежелательных элементов.

Территория аэропорта по площади сопоставима с небольшим городом. В этих условиях крайне важно обеспечить соответствующий режим и безопасность - как непосредственно в терминалах, так и на взлетно-посадочных полосах, которых, к слову сказать, в аэропорту «Шереметьево» к началу 2019 года будет уже три.

- Скажите, какой средний объем пассажиропотока в Шереметьево? Как он меняется в течение года, и какие направления международных сообщений наиболее «пассажироемкие»? Каков был поток пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу?

- По объему пассажирских перевозок, как внутренних, так и международных, аэропорт Шереметьево в настоящее время занимает лидирующую позицию в России.

Так, только в первом полугодии 2018 года пограничниками отряда было оформлено около 10 миллионов граждан и 90.000 транспортных средств, пересекших границу Российской Федерации. Максимальное количество достигало 84 тысячи лиц в сутки.

Это подтверждает тот факт, что, несмотря на различные политические и экономические процессы, происходящие в мире, тенденция к ежегодному увеличению международного пассажиропотока в Россию сохраняется. Так же она связана с реализуемой программой развития международного аэропорта Шереметьево, включающей в себя расширение географии полетов и увеличение числа выполняемых рейсов.

Международный аэропорт Шереметьево.
© wikimedia.com
Международный аэропорт Шереметьево.

Конечно, в июне-июле текущего года наблюдался значимый прирост иностранных граждан, прибывших для посещения Чемпионата мира по футболу. Только в качестве участников и гостей данного спортивного мероприятия в период его проведения проследовало около полумиллиона человек. Наибольшее количество гостей прибыло из Китая, США, Мексики и лишь немногим меньше из Перу, Аргентины, Колумбии. Кстати, своеобразный рекорд был зафиксирован именно в период проведения Мундиаля  - немногим менее половины от общего количества граждан, пересекших государственную границу в московской воздушной зоне, прошли оформление у нас в Шереметьево. 

Сейчас, ввиду принятых на государственном уровне решений о безвизовом порядке посещения России по «паспортам болельщика» до конца текущего года, можно так же с уверенностью прогнозировать прирост иностранных туристов, желающих посетить гостеприимную Россию.

Три минуты для момента истины

- А какие имеются временные нормативы для оформления пассажира, и что делается для ускорения этого процесса

- Вопрос, несомненно, актуальный. В соответствии с нормативными требованиями, контролеру для оформления пассажира отводится не более трех минут. Это оптимальное время для определения действительности документа, в том числе, его принадлежности владельцу. Какое-либо принудительное ускорение данного процесса может привести к нарушениям правил пересечения государственной границы и, как следствие, ослаблению контроля за въездом или выездом лиц. В результате могут создаться условия, угрожающие безопасности Российской Федерации и ее граждан. На практике же опытному контролеру хватает одной-двух минут для определения подлинности документа и проведения всех проверочных процедур.

Наш пункт пропуска в полном объеме оборудован техническими средствами пограничного контроля, позволяющими на высоком уровне выявлять подделки в документах и облегчающими работу контролера по определению их действительности.

В настоящее время на стадии опытных испытаний в терминалах аэропорта проходят практическую проверку бесконтактные кабины паспортного контроля. В данных кабинах процедуры оформления производятся без непосредственного участия сотрудника пограничных органов - автоматически, с помощью технических средств. Пограничник осуществляет лишь контроль за деятельностью нескольких кабин данного типа и вмешивается только при условии выявления автоматикой несоответствия заложенным алгоритмам. Предполагается, что внедрение новейших технологий в будущем позволит повысить эффективность мер, направленных на выявление угроз безопасности страны, возложив осуществление простейших технологических операций на машину.

Бесконтактная кабина паспортного контроля.
© Фото автора
Бесконтактная кабина паспортного контроля.

Если рассматривать международный, в частности европейский, опыт в пограничной сфере, то расширение областей применения технических средств и совершенствование применяемых технологий в современных условиях крайне необходимо, однако полностью отказаться от участия человека еще никому не удалось.

- В мире - более 250 стран, и у каждой - свой национальный заграничный паспорт... Как сотрудники пограничного контроля ориентируются в этом многообразии?

- Большое количество отличительных особенностей национальных документов прежде всего связано с применением широкого спектра различных технологий изготовления и способов защиты.

Наши контролеры владеют навыками распознавания подделок паспортов. С этой целью организован многоуровневый процесс их обучения, который носит постоянный характер.

На начальном этапе военнослужащие обучаются на специализированных учебных потоках, организуемых непосредственно в отряде, где они постигают основы контролерской профессии. Опытные инструкторы из числа лучших офицеров-специалистов формируют необходимую базу знаний, помогают логически ее упорядочить и научиться практически использовать. В дальнейшем эти навыки закрепляются на практике в процессе непосредственного несения службы под неукоснительным контролем наставников и старших начальников.

Существует также ведомственный процесс обучения, в соответствии с основными принципами которого, не реже одного раза в пять лет сотрудник на базе высших профессиональных учебных заведений проходит повышение квалификации.

Для облегчения работы контролерского состава с базами данных сотрудниками отряда разработан и внедрен в повседневную деятельность информационный массив -  «Справочник контролера». Использование данного информационного приложения позволяет контролеру, выражаясь современной терминологией,  «в режиме онлайн» - не покидая рабочего места, уточнить порядок пропуска через государственную границу различных категорий граждан в соответствии с актуальными требованиями международных соглашений.

- Какими уловками пользуются потенциальные нарушители, чтобы незаконно проникнуть или покинуть страну?

- На участке ответственности отряда нередки попытки следования через государственную границу лиц по поддельным, чужим или подложным документам. К примеру, не так давно выявлен пассажир, следовавший по маршруту Москва - Париж, который предъявил паспорт гражданина Российской Федерации. Контролер обратил внимание, что на фото отсутствует маленькая родинка на подбородке, в то же время имевшаяся у предъявителя. В дальнейшем в ходе детального анализа антропометрических параметров человека с применением технических средств пограничного контроля удалось достоверно подтвердить, что паспорт ему не принадлежит. Позже выяснилось, что данный гражданин ограничен в праве выезда из Российской Федерации на основании решения УФССП и, предвидя отказ в пересечении государственной границы, он воспользовался паспортом родственника для совершения срочной поездки в целях решения коммерческих вопросов.

Кабина паспортного контроля.
© Фото автора
Кабина паспортного контроля.

В конце апреля при оформлении рейса Москва - Рига был выявлен пассажир, предъявивший паспорт гражданина Украины. При проверке документа контролер обратил внимание на необоснованное волнение указанного гражданина и провел опрос предъявителя об обстоятельствах получения документа.

В ходе дополнительных проверочных мероприятий установлено, что паспорт является подложным, а предъявитель - гражданин Российской Федерации, пытающийся уклониться от соответствующих юридических процедур. Документы гражданина Украины на чужие установочные данные были приобретены им за 10 тысяч долларов США.

В нашей практике имеются также случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов. Например, из Бангладеш прилетела группа буддистских монахов. Однако нашим контролерам наметанным глазом удалось разгадать, что это никакие не монахи, а нелегальные мигранты. Проверили цели поездки - они оказались ложными. В результате лжемонахов в этот же день отправили обратно. 

Другая история: попытка вывоза в Саудовскую Аравию краснокнижных птиц - соколов-балабанов. Соколов отловили на Камчатке и переправили в Москву. Здесь их упаковали так, чтобы те не шевелились и не кричали. Птицы содержались в ужасающих условиях. Была проведена целая операция, в ходе которой и был вскрыт преступный канал, по которому браконьеры пытались переправлять соколов. Изъятые птицы переданы в природоохранные органы. Благодаря мероприятиям, проведенным по горячим следам, нашим пограничникам удалось спасти сорок соколов-балабанов!

Часто нарушители пытаются пересечь границу по чужим, поддельным или неисправным документам, либо по документам, имеющим признаки частичной или полной подделки, которые бывают самые разные. Так, не так давно через границу пытались проследовать двое граждан из Анголы и Гвинеи, предъявившие гвинейские паспорта. Контролер обратил внимание, что документы абсолютно новые и чистые. При детальной проверке оказалось, что паспорта подделаны. А несколько дней назад из Турции прибыл гражданин Таджикистана, в паспорте которого была переклеена фотография. Нарушитель был задержан.

Пограничник Настя.
© Фото автора
Пограничник Настя.

Главное - верность и служба Родине. Профессионализму мы  научим

- Каким основным требованиям должен соответствовать сотрудник пограничной службы, тем более на таком важном участке, как главные воздушные ворота страны?

- Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан. Каждый сотрудник должен соответствовать высокому уровню требований, предъявляемым к его интеллектуальным и нравственным качествам, физической выносливости и психологической устойчивости.

Но обязательные требования связаны с наличием полного среднего образования, соответствующим уровнем физического и интеллектуального развития. Приветствуется наличие высшего образования, позволяющего в дальнейшем добиваться хорошего карьерного роста. Владение одним или несколькими иностранными языками также дает ощутимое преимущество потенциальному кандидату. Но главное - большое личное желание участвовать в надежной защите рубежей нашей Родины.

Мы ждем новых кандидатов, в том числе и девушек, которых у нас достаточное количествое, и практически все они с честью выполняют свои должностные обязанности.

В завершение беседы мне хотелось бы поблагодарить коллектив отряда, весь контролерский состав, который отличает высокий уровень ответственности и профессионализма,  верность заложенным пограничным традициям, уважаемых ветеранов, прививающих молодому поколению чувство гордости за приверженность к делу защиты рубежей Отечества и обеспечивающих преемственность традиций сотрудников Шереметьево. Отдельные слова благодарности адресую руководителям отряда - генерал-дейтенанту Шкуруку М.Я., генерал-лейтенанту Шайкину А.К., генерал-майору Крысанову В.В., Низовцеву Н.Б., полковнику Крылову А.А., полковнику Балакину  С.Е., которые и сегодня являются для нас примером образцового служения Отечеству.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама