Последнее британское «прости», или «Королевство в опасности!»
Широко известно, что эксцентричный провокатор, почти что открытый русофоб и человек с несгибаемой волей - глава британского кабинета министров готов сесть в тюрьму, но не поступиться своим детищем - проектом выхода страны из Евросоюза.
Чем грозит лично Борису?
В случае выхода Великобритании 31 октября из состава ЕС «без транзакции», то есть не на договорной основе, Борису Джонсону грозит тюремный срок, заявил экс-глава Королевской прокурорской службы Великобритании Кен Макдональд.
Но даже верные соратники Джонсона в деле «развода по-европейски» не могут себе позволить посадить свою нацию на голодный паёк. Между тем Британия серьёзно зависит от европейских поставок продовольствия из таких стран, как Голландия, Дания, Франция и Бельгия.
Что может произойти, если расставание произойдёт «по-английски», а не полюбовно? Скорее всего, европейцы взвинтят экспортные цены, а на границе вырастет таможенный барьер. Как следствие, повысится и продажная стоимость продовольствия в британских супермаркетах. Кроме того, возникнут устойчивые проблемы с поставками из-за логистического фильтра на границе, который неминуемо замедлит процесс.
Не стоит забывать и об инерционности мышления расслабленных европейцев, не привыкших к резким переменам. Для того, чтобы возобновить таможенный режим, потребуется время. Помимо всего прочего, предстоит оснастить пропускные пункты необходимой техникой, что опять-таки предполагает новые затраты. Есть ещё и насущная необходимость обучить персонал новым правилам. Кстати, все эти расходные статьи - необходимая техника, наём дополнительных госслужащих и курсы повышения квалификации - лягут бременем опять-таки на бюджет страны.
Когда осознаёшь, какова горькая цена этой воистину возможной Пирровой победы Джонсона, то понятно, почему британцы выходят на улицы и протестуют против Brexit.
Жителям острова также придётся смириться и с более высокими тарифами на воздушные и железнодорожные перевозки (по туннелю под Ла Маншем), так как они превратятся в зарубежное государство для ЕС.
Наконец, такой немыслимый для подданных Объединённого Королевства ритуал, до боли знакомый россиянам, как получение визы на въезд в Европу, станет обычной практикой межгосударственных отношений. Конечно, можно возразить, что жители некоторых европейских стран, так и не присоединившихся к ЕС, например, той же Швейцарии, свободно путешествуют. Тут стоит возразить, что и Швейцария, и та же Норвегия с самого начала заявили, что не готовы вступить в Евросоюз. Поэтому и отношение к ним со стороны других западно-европейцев лояльное. Но будет ли оно таковым по отношению к британским отступникам? Вопрос остаётся открытым...
Лондон также столкнётся со сложностями в области экспорта товаров, так как Евросообщество на законных основаниях будет отдавать предпочтение внутренним поставщикам.
Есть и другая сторона вопроса. Дело в том, что в руках верного вассала Британии, Шотландии, - фактически все британские месторождения газа и нефти в Северном море, что позволяет стране поддерживать энергетический суверенитет.
Справка
По самым пессимистичным прогнозам, в Северном море остаётся до 24 млрд баррелей «чёрного золота», которого должно хватить на 30-40 лет интенсивной добычи. В соответствии с международным правом, в случае отсоединения Шотландии от Британии почти 91% запасов нефти в Северном море останется у шотландцев.
Но у шотландских нефтедобывающих компаний в Европе свои континентальные друзья и союзники, поэтому выходить из состава ЕС для Эдинбурга невыгодно.
Тут также наблюдается и «реактивная» логика, то есть шотландцы и ирландцы уже вовсю выражают протест: несколько дней назад около 200 тысяч человек весомо и уверенно заявили об этом, «ногами» выйдя на улицы. А такие манифестации, между прочим, уже сами по себе весьма затратны для власти. Если же выход всё-таки состоится и повлияет плохо на шотландскую экономику, то это немедленно отразится на всех доходах государства.
Финансовая составляющая выхода из Сообщества, связанная с возможностью биржевой игры, может привести к разрыву между реальной покупательной способностью британцев и других европейцев. Иными словами, подданные короны могут неожиданно обеднеть. Следовательно, и поездки на континент для них станут менее доступными.
То есть британцам надоело засилье иммигрантов на улицах и безработица из-за дефицита вакансий в связи с притоком дешевого предложения на рынок труда. При этом корона традиционно закрывает глаза на весьма многочисленное сообщество индийцев и некоторых азиатских народов, проживающих в Великобритании. Их приезд с членством ЕС никак не связан. Но почему-то эта иммиграция вершителей никак не волнует.
В целом британский народ уже привык к свободе перемещения, дешёвым продуктам из других стран и, главное, к открытому рынку труда.
Подданным королевы фактически не нужно учить иностранные языки, так как вся Европа говорит на английском. Соответственно, и работу им искать во всех странах ЕС куда проще. Теперь такая возможность будет для них безвозвратно утеряна.
Получается, что Brexit нужен только той части британского общества, которая боится утраты хотя бы части своего суверенитета. Как правило, такой настрой сочетается и с повышенной боязнью иммиграции с континента.
Сторонников и противников Brexit - примерно одинаковое количество. Но, похоже, при опросах никто не учитывал мнение населения Северной Ирландии и Шотландии. Энергичный протест улицы для многих политиков стал неприятным холодным душем.
Любопытно, что Brexit может послужить мощным катализатором сепаратизма в Королевстве. В последнее время тема самоуправления путем прямого референдума набирает обороты в англосаксонском мире. Так, британцам пришлось даже вернуть в Эдинбург Камень Судьбы из аббатства Скун, на котором когда-то короновали шотландских монархов.
Справка
Скунский камень, или Камень Судьбы, был захвачен королём Англии Эдуардом в 1296 г. и перевезён в Вестминстерское аббатство, где коронуются на царство британские правители. 30 ноября 1996 г. камень был возвращён в Эдинбург в день святого Андрея, покровителя Шотландии. Тем не менее специально оговорено, что камень будут возвращать в Вестминстер на день коронации очередного британского монарха.
Шотландцы, как и ирландцы, требуют больше свобод, другую систему налогообложения и сохранение части собранных в провинции налогов на «месте», без перечисления в центр. По существу - это путь к конфедерации. И вот на этот раз реальным уже камнем преткновения для шотландцев и явился Brexit Джонсона, так как большинство северян поддерживают союз с ЕС.
Согласно данным RT, премьер-министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Никола Стёрджен заявила на пресс-конференции в Германии, что в случае если у её страны будет выбор, то она проголосует за независимость и останется в составе Евросоюза.
Не похоже, что Борис Джонсон ясно отдаёт себе отчёт, какой «отравленный» подарок он может сделать своим соотечественникам. Он относится к людям действия, пытающимся добиться своего хотя бы во имя утверждения собственного «эго». В то же время совершенно не исключено, что выход из ЕС соответствует позиции наследственной британской аристократии, которая по-прежнему сохраняет сильные позиции в процессе управления Великобританией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.