В других СМИ
Загрузка...
Россия запустит в Чёрное и Охотское моря «пираний»
© malachite-spb.ru
Малая подводная лодка «Пиранья».

Россия запустит в Чёрное и Охотское моря «пираний»

В российскую программу вооружений на 2018-2025 годы включили финансирование работ по созданию мини-подлодок, хотя ещё полгода назад казалось, что проект «Пиранья» уже никого не заинтересует.
Реклама
Россия запустит в Чёрное и Охотское моря «пираний»
© malachite-spb.ru
Малая подводная лодка «Пиранья».

Пару лет назад, на малазийском острове Лангкави состоялась международная выставка LIMA. В рамках этого мероприятия Санкт-Петербургское конструкторское бюро «Малахит» презентовало профессиональному сообществу малую подводную лодку «Пиранья» с вооружением гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Калибр». А на полях знакового для инженеров подплава события Николай Новоселов, заместитель гендиректора «Малахита», сокрушался, что, по загадочной причине, детище КБ почему-то не находит сбыта в Отчизне. Проект был под угрозой, так как разбазаривать за рубежом оборонные секреты никто не собирался.

Однако теперь всё изменилось...

Бесшумные подводные убийцы, изделия проекта 865 «Пиранья», были по достоинству оценены ещё во времена ВМФ СССР. К сожалению, их рождение пришлось на, пожалуй, самую неблагополучную для российского ОПК эпоху - 1989-1992 годы. Конструкторы ценой запредельных усилий сумели ещё заложить и довести до сдачи заказчику две субмарины обычного типа, оснащённые дизель-электрической энергетической установкой. К сожалению, в серию проект пойти не успел. Всё ограничилось двумя прототипами - МС-520 и МС-521. Последняя была признана годной по всем параметрам. Её передача флоту состоялась в конце 1990 г.

Согласно замыслу конструкторов, небольшие подводные плавсредства предназначались для работы на небольших глубинах и даже в речных акваториях. Годились подлодки и для диверсионной деятельности, при непосредственном заходе на рейд баз ВМФ вероятного противника. Тем не менее в строю «Пираньи» пробыли совсем недолго. В 1999 г., всего лишь через 9 лет после окончания ходовых испытаний, их сдали на... металлолом.

Но в 1998 году одна из лодок стала кинозвездой. Как бы борясь со всеобщим забвением и холодным равнодушием к флоту, характерным для ельцинской эпохи, одна из «пираний» пробралась в фильм «Особенности национальной рыбалки», увековечив себя в незабвенных кадрах.

С учётом вышеизложенного легко понять восторг неравнодушных к морскому делу инженеров, когда в 2017 г. было принято решение о выделении средств из бюджета на развитие такого нужного ВМФ проекта - нового поколения субмарин мини-класса. Так изобретение получило вторую жизнь в новой России. Две подлодки, заложенные на стапелях в Санкт-Петербурге, получили соответственно литерно-цифровые обозначения и личные имена: П 650 и П 750 - «Супер-Пиранья 1» и «Супер-Пиранья 2». Самое важное заключается в том, что предприятию удалось сохранить всю рабочую документацию и в минимальные сроки доработать проект до современного уровня. В этой связи становится ясно, что субмарины не будут проходить долгий процесс сложной обкатки, а весьма быстро пойдут в серию.

Русские малютки могут справиться с авианосцем

ТТХ «супер-пираний» с крошечным водоизмещением всего-то в 730 тонн делают их сопоставимыми по грозной мощи и манёвренности с АПЛ-охотницами с водоизмещением 1,2 тыс. - 12 тыс. тонн. Кроме того, наличие на борту «Калибров» или «Ониксов» позволит П 650 претендовать на такой трофей, как... авианосец. Кстати, помимо четырёх ракет, дремлющих в вертикальных пусковых «стаканах», «малыш» может ещё похвастаться и четырьмя 533-мм торпедами. Впечатляет и заявленная рабочая глубина погружения - до 300 метров. А дальность хода позволяет совершить настоящий поход - от 1.200 до 1.500 миль с силовой установкой анаэробного типа, что даёт автономию подводного хода до трёх недель.

Кстати, П 750 нарастила дальность уже до 2.000 морских миль, хотя, конечно, и водоизмещение у неё другое - порядка 950 тонн, что приблизительно на 200 тонн больше зубастой младшей сестры. Помимо заявленного стандартного вооружения, единого для обоих типов, вторая «Супер-Пиранья» способна принять на борт дополнительно 12 глубинных мин.

Если провести вдумчивый анализ характеристик, то получится, что надобность в колоссальных подводных кораблях может и отпасть, так как наша «хищная рыба» справится теоретически и с оперативно-тактическими задачами класса атомного подводного крейсера.

Справка

Возможность дооснащения «супер-пираний» ракетами «Циркон» делает их оружие практически неуязвимым для ПВО стран НАТО. В таком случае нашей ракете, даже не несущей боевой блок, хватит одной кинетической энергии для того, чтобы превратить корпус плавучего аэродрома в дуршлаг.

Похоже, прав был гросс-адмирал гитлеровского подплава Дёниц, который прогнозировал отказ от суперлинкоров класса «Тирпиц» в пользу подводных убийц.

Не забыли создатели грозного чуда и о диверсионной составляющей лодки. Она даёт возможность командованию отправить вместе с командой ещё и шестёрку боевых пловцов с полной выкладкой и штатным вооружением.

Наши малыши ещё и невидимы

Ну, и, наконец, немаловажная деталь, связанная со стелс-режимом «невидимости». Акустическая сигнатура двигателя такой лодки практически сливается с естественным морским фоном.

Справка

Изюминка скрытности новых лодок заключается и в новейшем ПГП (противогидролокационное покрытие), которое должно быть исполнено или по проекту «Молния», или вообще из пьезокомпозитных пластин (активное ПГП), искажающих ультразвуковые импульсы радара противника при помощи искусственного интеллекта системы.

Не стоит забывать, что базовая документация позволяет наделить «супер-Пиранью» полностью титановым корпусом (здесь использована технология проекта 661 - «Золотая рыбка»). Помимо возрастающей от такого технического решения скорости, будет решена и неизбывная для классического флота проблема борьбы с коррозией.

Наш ответ американцам и японцам

Изначала малые подлодки предназначались для каботажных целей в непосредственной близости от нашей береговой линии. Но, в принципе, с учётом несложных расчётов, можно смело утверждать, что шесть боевых единиц этого класса достаточно для надёжного контроля за всем Чёрным морем.

Кроме того, технически Россия теперь обладает возможностью расширить свою маржу стратегической инициативы в районе Охотского моря. На сегодня наши АПЛ океанического класса обязаны проходить только через пролив между Итурупом и Кунаширом. Прочие им не годятся в силу очень большой осадки.

Юркие и смертоносные «Супер-Пираньи» легко проскользнут проливами Лаперуза и Измена, обманув бдительность вероятного противника.

Получается, возрождённая из небытия лодка является не только важным тактическим, но и стратегическим аргументом в борьбе с врагами России.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама