Без связи нет управления. А без управления нет победы
© Фото автора
Мобильная спутниковая станция.

Без связи нет управления. А без управления нет победы

Корреспондент «Звезды» побывал на учениях военных связистов
29 октября 2019, 10:22
Реклама
Без связи нет управления. А без управления нет победы
© Фото автора
Мобильная спутниковая станция.
Читайте нас на: 

Заглушить невозможно

Прапорщик Сергей Соколов с усилием опускает массивный камуфляжный рюкзак на раскладной стол. Внутри - новейшая станция спутниковой связи Р-40044 ПТМ «Ладья», только в прошлом году такие поступили в войска. Рюкзак весит 55 килограммов, на учениях Соколову приходится тягать его по полтора-два километра, но он уже привык.  Прапорщик вытаскивает похожие на кусочки пиццы пластмассовые дольки, ноутбук, блок шифрования, кучу проводов, которые Соколов быстро-быстро пристраивает в гнёзда… Из долек получается небольшая спутниковая тарелка, ноутбук оживает и подаёт сигналы… Норматив развёртывания «Ладьи» - всего 8 минут, но Сергей Соколов справляется быстрее.

Мобильная спутниковая станция - это то, что разворачивается в зоне боевых действий в первую очередь. Она позволяет наладить первичную связь и управление подразделениями. Мощные радиотехнические комплексы разворачиваются долго, а оставлять войска без связи нельзя. Потому что, как говорят связисты, без связи нет управления. А без управления нет победы.

Мы - на подмосковном полигоне «Алабино», на специальных учениях связистов из 60-й бригады управления. Недавно войскам связи исполнилось 100 лет, офицеры бригады с гордостью показывают и рассказывают об уникальной технике, на которой они работают.

Связисты прибыли на учения.
© Фото автора.
Связисты прибыли на учения.

- «Ладья» может работать на низкоскоростных каналах гарантированной стойкости от 1,2 до 9,6 килобит в секунду, - говорит командир роты связи капитан Кирилл Елисеев. - Плюс можно организовывать цифровой канал 256 килобит в секунду. Этого достаточно, чтобы обеспечить качественную закрытую телефонную линию.

- А чем эта станция отличается от обычного спутникового телефона? - спрашиваю я.

- По большому счёту, ничем, - улыбается капитан Елисеев. - Принцип действия тот же самый. Но спутниковый телефон легко прослушать, а у «Ладьи» - мощная система шифрования, взломать её невозможно. Ещё одна особенность: спутниковый телефон легко заглушить. А эта станция может работать в режиме широкополосного сигнала, нынешние системы радиоэлектронной борьбы заглушить его не в состоянии. Так что спутниковый телефон и сравнивать нельзя.

Засада, по сценарию

Впрочем, я немного забежал вперёд. Начались эти учения с того, с чего и начинается боевая работа связистов - с переброски в район развёртывания узла связи. Но, по сценарию, на лесной дороге грузовики поджидает «засада». А я вместе с ней, хоть меня в сценарии нет.

Парни проверяют оружие, вдавливают холостые патроны в магазины автоматов, переговариваются вполголоса.

Связист в засаде.
© Фото автора.
Связист в засаде.

- Какие главные принципы засады? - спрашиваю я главного «диверсанта» - старшину 2-й роты батальона связи 60-й бригады управления Алексея Мартынова.

- Если устраивать засаду по всем правилам, нужно, прежде всего, заминировать дорогу, - говорит он. - Но этого недостаточно. По-хорошему, первый автомобиль нужно сжечь. Например, ударить из гранатомёта в область бензобака. А потом, когда завяжется бой, нужно в первую очередь устранить офицеров. Хотя, конечно, там как пойдёт. Но, прежде всего, нужно, конечно, замаскировать себя.

Его бойцы, пять парней в камуфляже, тем временем занимают позиции у обочины. Они сливаются  с ветвями и опавшей листвой, кто-то встаёт на колено у пня, кто-то ложится за упавшим стволом и пристраивает камуфляж к плечу.

- А как должны вести себя те, кто в машинах? - продолжаю расспрашивать я.

- Они должны попытаться проскочить и уйти на скорости, - отвечает старшина Мартынов. - Но если боя не избежать, нужно занять позиции под колёсами и отстреливаться. Впрочем, как правило, нас, связистов, сопровождают роты охраны. А наша задача - обеспечить связь. Нас берегут, как вратарей в футболе и хоккее. Потому что...

Охрана мобильного пункта связи.
© Фото автора.
Охрана мобильного пункта связи.

Он не договорил - из-за листвы показался первый «Урал». «Диверсанты» словно в манекены превратились. Когда колонна оказывается перед ними, они оживают. Следует взрыв шумовой гранаты, стрекот автоматных очередей. Из грузовиков высыпают автоматчики, они действительно падают под колёса и открывают ответный огонь. Короткий бой, связисты отбивают «атаку». «Диверсанты» - условно уничтожены.

Дублирование и шифрование

Колонна двигается дальше. Первой идёт тропосферная станция на базе «Урала». Следом - два КамАЗа, это радиорелейная станция и командно-штабная машина. Такой набор - ячейка армейской связи.

- С помощью этих машин обеспечиваются различные виды коммуникации, - объясняет заместитель начальника штаба 60-й бригады управления майор Антон Еремкин. - Тропосферные станции используют принцип отражения сигнала от нижних слоёв атмосферы. Они бьют на 130 километров. Если выстроить такие станции в цепочку, можно обеспечить связь на очень больших расстояниях. У радиорелейной связи интервал меньше - до 40 километров. Такая связь может передавать и аналоговый сигнал, и широкополосный цифровой поток. Хоть видео в эфир запускай, хоть голос или данные. Такие аппаратные можно быстро развернуть, однако они очень зависят от рельефа местности. Препятствия на пути сигнала могут здорово ухудшить связь. Тропосферная станция разворачивается дольше. Но ей никакие горы не страшны.

Установка антенны.
© Фото автора.
Установка антенны.

Короли армейской связи - дублирование и шифрование. Если в какой-то точке не сработала радиосвязь, сработает тропосферная. Не сработает тропосферная, подойдёт спутниковая. Кстати, в случае реальных боевых действий первыми на месте разворачиваются лёгкие спутниковые станции, они способны обеспечить первичные потребности в связи органов управления. Уже потом в дело вступают станции, «бьющие» на сотни километров и пропускающие через себя десятки каналов одновременно.

- Сейчас в основном используются цифровые каналы, - объясняет мне заместитель командира 2-го батальона связи 60-й бригады майор Иван Иванов. - Но есть у нас и традиционная радиосвязь, она считается резервной. Например, передвижная станция Р-161 «Полюс-5» мощностью 5 киловатт может посылать сигнал на 5 тысяч километров. А «Полюс-15» - на 15 тысяч километров. Когда «пятнадцатые» летом запускаешь, листья на деревьях вокруг желтеют и опадают. Это как большая «микроволновка». Правда, такие радиостанции даже на учениях запускают только по приказу из Генштаба. «Полюсы» - это передвижные станции. Есть ещё стационарные аппаратные, там мощность такая, что сигнал может несколько раз вокруг Земного шара облететь.

Связь налажена.
© Фото автора.
Связь налажена.

Развёртывание узла связи - дело непростое. Тропосферная станция, не торопясь, поднимает тарелку антенны. А радиорелейщики разворачивают телескопическую мачту - она 12 метров высотой и весит 150 килограммов. В сборном виде её с трудом несут два бойца. Они растягивают девять стальных тросов, удерживающих мачту в вертикальном положении. Ткнул в землю, закрепил растяжками - и крутишь ручкой, выдвигая колена. Только после этого можно будет устанавливать каналы связи: «Юстас» - «Алексу»: «Приём». В общем, дело - не быстрое, норматив развёртывания узла связи - 4 часа.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама