В других СМИ
Загрузка...
Франция рвётся в составе НАТО в Арктику
© helicopters.airbus.com
Так будет выглядеть вертолёт X6.

Франция рвётся в составе НАТО в Арктику

Зачем Парижу новый тяжёлый боевой вертолёт арктического класса X6
Реклама
Франция рвётся в составе НАТО в Арктику
© helicopters.airbus.com
Так будет выглядеть вертолёт X6.

Франция не является членом Арктического клуба, но упорно, как, впрочем, и многие другие страны, пытается присоединиться к странам, имеющим выход в северные моря. В этой связи НАТО представляет для всех государств, участников блока, возможность совместной разработки необходимых технических решений, без которых на Севере делать нечего.

Арктика пока НАТО не по зубам

Когда в октябре-ноябре прошлого года американцы попробовали свои силы в арктических манёврах Trident Juncture 2018, они быстро пришли к выводу об отсутствии у них необходимого снаряжения и оборудования. Катапульты самолётов не функционировали, смазка в стволах замерзала, зимняя одежда военнослужащих не была приспособлена под запредельные условия окружающей среды.

Конечно, можно втихомолку злорадствовать по поводу неудач агрессивного Североатлантического альянса, но всё же следует понять, что Запад сделает всё, чтобы дотянуться до полюсов. Потому что именно там находятся колоссальные ресурсы и ключ к новым путям, открывающимся людям по мере таяния вечных льдов.

В России ещё свежа память о вертолётоносцах «Мистраль», ушедших вместо России в Египет. Не является также и особым секретом, что этот особый вид ударного десантного корабля (а по совместительству - ещё и командного пункта, и плавучего госпиталя) предназначался для того, чтобы ходить по арктическим морям.

Когда сделка была расторгнута, а мы, россияне, получили не только обратно свои вложения и неустойку, а также и интересные для нас технологии, мы как-то не учли, что и французские корабелы за эти годы кое-чему обучились.

О чём идёт речь? Да всё о том же стремлении на Север. Ведь работая с россиянами, консультируясь с ними и монтируя наши системы в корпус вертолётоносцев, французские специалисты тоже учились: они осваивали наши требования, связанные с жесточайшими условиями эксплуатации кораблей в Арктике, они приобщились к нашему опыту...

Франция поможет коллегам по НАТО работать в высоких широтах

В этой связи нетрудно понять логику закладки в 2015 году тяжёлого транспортного вертолёта X6, предназначенного именно для Арктики.

Справка

Х6 - многоцелевая винтокрылая машина с экипажем из 2 человек. Она предназначена для перевозки 19 пассажиров и 5 тонн груза. Согласно планам концерна-производителя Airbus, вертолёт должен поступить в эксплуатацию в 2020 г. Он обладает электродистанционной системой управления и системой борьбы с обледенением и всеобъемлющей антиобледенительной системой. Его силовыми установками являются 2 газотурбинных двигателя Tech 3000 (концерн Turbomeca, группа Safran).

Об этой машине я говорил некоторое время назад в студии журнала МИД России «Международная Жизнь» с французским экспертом в области вооружений Ришаром Лябевьером, главой Независимого центра стратегического анализа Corsair.

Франция будет сражаться за Арктику вместе с НАТО

Ришар Лябевьер: Если предшественник X6 - Super Puma  мог удаляться от базы на 300-350 км, то новый вертолёт будет способен летать на 700-800 км. Почему мы включили в проект поляков? Не так давно поляки закупили у Франции H 223, и мы решили сделать тоже жест в их сторону. Так, мы, совместно с ними, действительно работаем над этой машиной, предназначенной для полётов в экстремальных, вплоть до арктических, условиях. Любопытно, что речь идёт не о предварительном анонсировании ещё неразработанного проекта, но об аппарате, который уже давно создаётся в наших лабораториях.

А.А.: Сейчас в дипломатическом мире уже введён в обиход термин «Арктическая Швейцария». Речь идёт о богатых и/или мощных странах, расположенных по кромке Северного Ледовитого океана. Это Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Прибалтика (хотя они и не граничат непосредственно с арктическими водами), а также США, Исландия, Канада и, конечно же, Россия. Что вы можете сказать о растущей мощи России и об этом наметившемся противостоянии в высоких широтах?

Р.Л.: Я это называю «Новой Арктической Большой Игрой». Здесь мы действительно видим конфронтацию государств. США, Канада, Россия, Норвегия и Дания сформулировали свои требования по поводу признания за ними права на эксклюзивную эксплуатацию определённой части арктической акватории. Тут налицо противостояние интересов.

Ясно, что со стороны всех держав мы наблюдаем настоящее соревнование с попыткой урвать себе побольше свободных территорий арктической зоны. Поэтому новый «винтокрыл» является инструментом  контроля многих тысяч километров. Он может заинтересовать как Канаду, так и Данию, например. Для Франции это также возможность быть присоединённой к арктическому проекту, так как она не граничит с этой частью света.

Очевидно, что Арктика очень интересует нашу страну, и в особенности - ВМФ Франции. Это связано хотя бы с навигацией в этих водах АПЛ всех стран, в том числе, и Франции, России, Китая, Америки и Великобритании.

Помимо 5 государств, имеющих территориальные границы в арктической зоне, есть и ряд других стран, заинтересованных хотя бы полезными ископаемыми, баснословные залежи которых скрываются здесь. Когда я так говорю, я думаю, в частности, о Китае, который регулярно посылает свои делегации в Гренландию, или же о Японии с её флотом рыболовных траулеров - плавучих заводов, проявляющей большой интерес к арктической зоне.

Очевидно, что арктическая зона может стать новой ареной для развёртывания гонки вооружений. Так, в начале «холодной войны» на севере Гренландии была построена американская военная база Туле, рассчитанная на 30 тысяч человек. Есть там и глубоководный порт для АПЛ-ракетоносцев, а также аэродром для стратегических бомбардировщиков. При помощи Туле американцы своеобразно уравновесили в этих широтах порт Мурманск со всем его военным и промышленным потенциалом. Дело в том, что ещё в этих водах «разгорается» соперничество за контроль над Северным морским путём, идущим от Мурманска вдоль побережья России на 3.800 километров до Берингова пролива. То есть мы видим, что речь зашла о крайне мощной стратегической конфигурации. 

Именно в этом контексте и может потребоваться X6 - в качестве средства доставки грузов и личного состава в сверхтяжёлых условиях.

Для столь суровых условий и были разработаны наши корабли «Мистраль», которые, к сожалению, так и не были поставлены России. 

В такую набросанную быстрыми мазками «картину» и вписывается эта новая машина X6, которой предстоит эксплуатация на Крайнем Севере.

Комментарий редакции

Очевидно, что в середине двадцатых годов нынешнего столетия со стапелей судостроительного предприятия в Гавре или Нанте может сойти новый вертолётоносец, способный эффективно функционировать в Арктике. И на борту у него будут те самые Х6.

На сегодня программа дальнейшей разработки военно-транспортного «винтокрыла» заморожена до 2022 г. ввиду продления ресурса у его предшественника - французского вертолёта Super Puma. Дело в том, что Airbus Helicopters получил крупный заказ на эту проверенную временем машину от Кувейта. Мощности предприятия максимально загружены, а цены на нефть упали, что поставило под вопрос очередной транш от Брюсселя на разработку перспективной техники (в 2017-2018 гг. ЕС перечислил порядка 320 миллионов евро на X6). В 2018 г. было принято решение отложить дальнейшие работы по проекту на 6 лет. Тем не менее очевидно, что естественная смена поколений техники неизбежна. Поэтому, скорее всего, X6 начнёт поступать на вооружение НАТО в 2025-2026 гг. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама