«Победи или умри» - девиз Казанского танкового училища
© Анатолий Стасовский
Генерал-майор Кирилл Кулаков.

«Победи или умри» - девиз Казанского танкового училища

Какова история и как сегодня готовят танкистов в Казанском высшем танковом командном училище, в преддверии его 100-летия рассказал его начальник - генерал-майор Константин Кулаков
Реклама
«Победи или умри» - девиз Казанского танкового училища
© Анатолий Стасовский
Генерал-майор Кирилл Кулаков.
Читайте нас на: 

От юнкеров до танкистов

- Согласитесь, Кирилл Денисович,  100 лет -  это целая эпоха. Получается, ваше училище ведет родословную  с Гражданской войны?

- Это не совсем так.  Казанское танковое училище - правопреемник Казанского пехотного юнкерского училища, образованного еще в 1866 году. В феврале 1919 года для училища начался новый отсчет времени. Приказом Реввоенсовета республики №1418 в Казани на базе бывшего пехотного юнкерского училища было узаконено образование 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов (1-х КМПКК), которые затем стали Татаро-башкирской военной школой (1923 - 1937 гг.), пехотным училищем (1937 - 1941 гг.) и, наконец, Казанским танковым училищем, 22 февраля 2019 года училищу исполняется 100 лет.

Казанское танковое училище.
© Анатолий Стасовский
Казанское танковое училище.

Выпускники командных курсов и военной школы принимали активное участие в Гражданской войне 1918-1922 годов, борьбе с бандитскими элементами на Кавказе и басмачами в Средней Азии. В дальнейшем выпускники училища отличились в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге, в борьбе с фалангистами в Испании, отражали агрессию японских милитаристов в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол. За 22 предвоенных года существования училища (1919-1941 гг.) было  произведено 26 выпусков и подготовлены 3.620 командиров Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны Казанское танковое училище готовило специалистов на бронетехнику, в том числе и поступавшую в нашу страну по ленд-лизу: английские танки «Валентайн» и «Матильда», американский танк «Шерман». Всего за годы войны училище произвело 25 выпусков в количестве 4.628 человек.

Музей училища.
© Анатолий Стасовский
Музей училища.

С 1963 году Казанское танковое училище приступило к подготовке офицеров- танкистов с высшим образованием. С 1 января 2009 года произошла реорганизация училища - в результате присоединения Казанского высшего артиллерийского командного училища в качестве структурного подразделения. 

Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 г. училище реорганизовано в форме выделения из состава Общевойсковой академии ВС РФ в качестве самостоятельной образовательной организации с возвращением исторического наименования Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище.

За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров, более 200 из них стали генералами. Готовясь встретить 100-летний юбилей родного училища, мы вправе сказать, что нам есть чем гордиться: 48 выпускников стали Героями Советского Союза, 3 выпускника - Героями Социалистического Труда, 2 выпускника - полными кавалерами ордена Славы, 14 выпускников последних лет удостоены звания Герой Российской Федерации.

В училище воспитано более 100 докторов и кандидатов наук, 25 лауреатов государственных и других премий, более 140 мастеров спорта СССР и России.

- Каким образом старинный знак юнкерского пехотного училища стал знаком Казанского танкового? Что значат для будущего танкиста слова «Победи или умри»?

Нагрудный знак «Победи или умри!».
© Фото из архива
Нагрудный знак «Победи или умри!».

- Как и подавляющая часть военно-учебных заведений, Казанское военное училище имело свой нагрудный знак, утвержденный 27 февраля 1915 года, на котором был девиз: «Победи или умри!». Нагрудный знак, являвшийся в определенной степени произведением искусства, отражал профессиональную направленность, возраст училища (1866).

Выпускники училища доказали свою верность Присяге и Знамени училища в сражениях русско-турецкой войны 1877-1878 годов, проявив героизм и мужество при освобождении Болгарии от турецкого ига,  на полях боев с японскими самураями в русско-японской войне 1904-1905 годов, в годы Первой мировой войны, Великой Отечественной войны.

В послевоенное время выпускники училища участвовали во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Из 14 выпускников - Героев Российской Федерации  половина удостоены этого звания посмертно: Марат Ахметшин, Игорь Ахпашев, Денис Ветчинов, Виталий Горин, Алексей Козин, Сергей Кустов, Константин Ситкин.

Считаю, что совершенно не случайно старинный знак училища стал знаком Казанского танкового, так же как и девиз: «Победи или умри!».

Нынешние курсанты стремятся в учебе и военной службе заслужить этот знак и носить его на своей военной форме, как символ верности Отечеству и славы выпускников предыдущих поколений.

За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров.
© Анатолий Стасовский
За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров.

Реформы реформами, а задачи военной подготовки - по предназначению 

- За последние двадцать лет училище не раз подвергалось реформам, меняло даже названия, что, очевидно, не могло не отразиться на качестве подготовки будущих офицеров-танкистов. Какие изменения произошли с училищем сейчас, и как это повлияло на программу обучения?

- Учитывая опыт применения вооруженных сил в боевых действиях за пределами Российской Федерации, скоротечность и динамику изменения обстановки на поле боя, при проведении занятий на кафедрах училища больше внимания уделяется вопросам организационно-управленческой деятельности.

Принимая во внимание возрастающую роль человеческого фактора, в практике подготовки курсантов важное место отводится вопросам, связанным с индивидуальной работой с военнослужащими разных категорий, и методической подготовке.

Отличительными особенностями построения программы обучения является то, что в действующие учебные планы и программы внесены изменения, учитывающие опыт боевых действий в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, нормы международного гуманитарного права.

- Педагоги во все времена были и остаются настоящим золотым фондом практически каждого учебного заведения. Что можете сказать о преподавательском коллективе училища, его научном и методическом потенциале?

- Да, педагоги - это настоящий золотой фонд нашего учебного заведения. У нас  особое внимание уделяется вопросу профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава училища.

Аудитория для тактических занятий.
© Анатолий Стасовский
Аудитория для тактических занятий.

Научно-педагогический потенциал училища из числа профессорско-преподавательского состава составляет 73,7%. В настоящее время 91%  преподавателей-офицеров имеют войсковой опыт. Творческими коллективами кафедр разрабатываются научно-исследовательские работы. Тематика проводимых научных исследований актуальна и направлена на решение проблем укрепления обороноспособности страны, подготовку высококвалифицированных военных управленческих кадров, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и училища. Результаты проводимых исследований реализованы в монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках, инструкциях, методиках и других документах, а также в образовательном процессе вуза.

- Есть информация о том, что в ваше училище вырос конкурс при поступлении. Чем вы это можете объяснить?

- Да, это действительно так. В 2018 году конкурс по поступившим личным делам составил 4,3 человека на одно место (537 чел.). В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества желающих стать офицерами-танкистами. Объяснение простое - повышение престижа профессии офицера.

На занятиях в полевых условиях.
© Анатолий Стасовский
На занятиях в полевых условиях.

Затрагивая тему преемственности поколений, я прежде всего делаю акцент на специфике профессиональной деятельности офицеров, которых готовит наше училище. Ведь каждому из них необходимо иметь высокую нервно-психическую устойчивость, достаточную военно-профессиональную направленность, быть дисциплинированным и ответственным, обладать выдержкой и самоконтролем, быть физически подготовленным и здоровым.

Для будущего танкиста важны соответствующая морально-психологическая готовность, умение действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно, а для этого необходимо обладать высоким уровнем интеллектуального развития, помимо этого иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, которые пригодятся в дальнейшей работе с личным составом.

Зима танкисту не помеха.
© Анатолий Стасовский
Зима танкисту не помеха.

- Сегодняшнее поколение танков - это сложнейшие комплексы электронного оборудования и современного вооружения. Трудно ли нынешнему поколению курсантов освоить эту технику?

- Сегодняшние курсанты - это молодежь, достаточно грамотная и умеющая разбираться в технике. Уровень общеобразовательной подготовленности курсанта достаточно быстро позволяет усвоить требования образовательной программы по освоению сложной современной техники и вооружения танкового подразделения. А имеющаяся в училище учебная материально-техническая база только способствует этому процессу.

Для проведения занятий в училище имеются 8 лекционных аудиторий, 61 специализированный класс, 4 лаборатории, 23 класса на полигоне и приказарменном огневом городке.

Активно используются тренажерные комплексы огневой подготовки и вождения, классы управления боем, моделирования практических работ, электронных тренажеров для работы на средствах ЕСУ ТЗ, стрелковый тир на 100 метров, огневой городок с участком для стрельбы из стрелкового оружия. В 2017 году  было осуществлено получение комплексов БЛА «Элерон-10», организована подготовка личного состава по вопросам их применения и обслуживания.

Визит начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова в училище.
© Анатолий Стасовский
Визит начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова в училище.

Учебные планы учитывают опыт боевых действий, в том числе в Сирии  

- Имеется ли в училище возможность изучения и внедрения опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике?

- Командованием и профессорско-преподавательским составом училища уделяется серьезное внимание внедрению опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике.

Преподавательский состав имеет возможность изучения данного опыта - как на основе аналитического материала, собранного и обобщенного военными специалистами Министерства обороны, так и на основе личного опыта, полученного в ходе стажировок и выполнения специальных задач в Сирийской Арабской Республике, а это на текущий момент 50% педагогов-офицеров.

В свою очередь, полученный личный опыт внедряется в образовательный процесс училища. В этих целях преподавателями разрабатываются новые упражнения подготовительных стрельб из танка, на занятиях по тактике при выработке замысла боя и в ходе управления подразделениями при выполнении полученной задачи обращается внимание на использование тех способов применения бронетанковой техники, которые доказали свою эффективность в современных условиях.

Курсанты с 2016 года участвуют в конкурсе «Танковый биатлон».
© Анатолий Стасовский
Курсанты с 2016 года участвуют в конкурсе «Танковый биатлон».

Широко внедряется в учебный процесс использование микропроцессорной и вычислительной техники, автоматизированных комплексов управления и связи. На занятиях в полевых условиях преподаватели разнообразят и усложняют тактическую обстановку, заставляют принимать решения в ограниченное время и при недостатке информации, вводят элементы риска, физической и интеллектуальной напряженности.

К важнейшим мероприятиям образовательной деятельности отнесена стажировка в соединениях и воинских частях военных округов и участие курсантов с 2016 года в конкурсе полевой выучки «Танковый биатлон».

В тесном единстве с военно-профессиональным обучением осуществляется физическое, нравственное и эстетическое воспитание с использованием богатых возможностей училища и города Казани.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама