В других СМИ
Загрузка...
Курс проложит штурман
© Фото автора
Флагманский штурман Крымской военно-морской базы капитан 2 ранга Степан Петрунько.

Курс проложит штурман

Ни один флот не обходится без штурманов. Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Эта профессия считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - «работа штурмана в походе носит творческий характер». В чем это выражается, еженедельнику «Звезда» рассказал флагманский штурман Крымской военно-морской базы капитан 2 ранга Степан Петрунько
25 января 2019, 12:05
Реклама
Курс проложит штурман
© Фото автора
Флагманский штурман Крымской военно-морской базы капитан 2 ранга Степан Петрунько.

История российских военно-морских штурманов уходит в эпоху  Петра I, который в 1701 году издал соответствующий Указ.  В нем дословно сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Поскольку специальной даты празднования Дня штурмана назначено не было, отмечали его дважды в году - в день весеннего и осеннего равноденствий. И лишь в 1997 году приказом Главнокомандующего ВМФ появился профессиональный праздник - День штурмана Военно-Морского Флота, датой которого назначен день издания императорского Указа - 25 января.

Штурман - это наше все 

- Степан Владимирович, за что отвечает флагманский штурман и что это за должность? 

 - На  флагманского штурмана объединения одних только офицеров замыкается более 30. Крымская ВМБ  включает корабли второго, третьего и четвертого ранга,  а также суда обеспечения… Словом, «хозяйство»  обширное, даже при том, что штурманские боевые части - самые малочисленные из боевых частей на корабле.

Флагманский штурман Крымской военно-морской базы (ВМБ) отвечает за поддержание боевой готовности подчиненных подразделений, предупреждение навигационных происшествий и предпосылок к ним с кораблями и судами объединения, за совершенствование штурманской подготовки офицеров, освоение нового штурманского вооружения и техники, поддержание системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения действий сил объединения и др.

- А как ведет штурманская служба учет наплаванности кораблей?

- В  2018 году наплаванность составила  более 150.000 миль. Представьте себе, 77.000 миль прошли боевые единицы бригады десантных кораблей, более 40.000 миль - корабли Краснознаменной бригады охраны водного района, а бригада ракетных катеров и кораблей- около 35.000. И это без учета «пробега» катеров противодиверсионных и специальных задач.   

- У флагманского штурмана базы немало задач. Одна из них  - обеспечение безаварийного плавания. Как решается этот вопрос в вашем объединении?

-  Действительно, второй по значимости является задача по предупреждению навигационных происшествий. Прежде всего речь идет о профессиональной подготовке командиров штурманских боевых частей.

Штурман - это ответственность в кубе, знания в квадрате, собранность, аккуратность и самоконтроль. Он должен обладать глубокими теоретическими знаниями, а также иметь твердые практические навыки.

Мы ведем тщательный разбор всех навигационных происшествий и предпосылок к ним, делаем соответствующие выводы, проводим показательные тренировки расчетов ГКП-БИП-штурман, контрольные тренировки по обеспечению безопасности плавания в узкостях,  в сложных гидро метеоусловиях, инструктивно-методические занятия, оказываем теоретическую и практическую помощь офицерам в подготовке к сдаче зачетов на самостоятельное управление кораблем, ведем работу по подбору и расстановке кадров.

Школа штурманов

- Но это должно закладываться уже в период обучения. Не так ли?

- Базовые знания закладываются в вузе. Военных вузов, которые готовят профессиональных штурманов, немного. Прежде всего, это штурманские факультеты Санкт-Петербургского ВМИ имени Петра Великого и Тихоокеанского ВМИ имени С.О. Макарова. Так вот, главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк поставил перед штурманскими службами флотов задачу участия в подготовке будущих штурманов еще на стадии обучения. Речь идет прежде всего о старшекурсниках, которые проходят стажировку на кораблях флота. Мы выдаем им зачетные листы на допуск к несению штурманской вахты, к самостоятельному управлению подразделением, программу подготовки, а также руководящие документы, с которыми они начинают работать в вузе, а затем продолжают свою деятельность в качестве стажеров на кораблях и завершают ее уже после выпуска лейтенантами при назначении на корабельную должность. Так называемая целевая подготовка дает возможность офицеру-выпускнику достаточно быстро и успешно входить в первичную должность. По сути дела, мы получаем подготовленного допущенного специалиста сразу же после окончания вуза. Это в значительной степени сокращает время становления молодых офицеров.

- О последнем, если можно, подробнее.

- Не секрет, что последние годы наш флот активно обновляется, появляются  новые корабли. В том числе и в нашем объединении, в частности в бригаде ракетных катеров и кораблей. В известной мере мы ощущаем дефицит штурманских кадров. Нам не хватает выпускников-штурманов, которые приходят из военно-морских учебных заведений. В прошлом году мы получили всего трех выпускников-лейтенантов. Поэтому мы ведем отбор кадров из гражданских учебных заведений нашего региона, где готовят специалистов-судоводителей, с их помощью и компенсируем дефицит штурманов.

Из гражданских вузов нами были отобраны три специалиста, получившие звание лейтенантов. Их офицерское становление шло сложнее, нежели у лейтенантов, которые пять лет были курсантами военных вузов. Им даже по существующему положению звание старшего лейтенанта присваивается на год позже, чем выпускникам военных вузов.

Остров Яя и кругосветка

- Вы были флагманским штурманом похода уникальной кругосветной океанографической экспедиции на судне «Адмирал Владимирский».

- Гидрографическая экспедиция Министерства обороны РФ проходила с августа 2014 по январь 2015 года. За 150 суток мы прошли более 30.000 миль.  Посетили Североморск, прошли Северным морским путем с заходом на Новую Землю: в порты Диксон, Тикси, Певек. Побывали на острове Врангеля, в Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, в портах Латинской Америки, в частности, в Никарагуа и на Кубе… Но самое главное, в море Лаптевых мы подтвердили существование нового российского острова Яя. Неизвестный ранее остров, представляющий собой песчаную отмель, был впервые замечен с воздуха вертолетчиками из Хабаровска, перевозившими грузы из арктического порта Тикси. Название острову, которого нет на картах России, придумали члены экипажа Ми-26 Восточного военного округа. На вопрос, кто именно открыл остров, каждый из них отвечал: «Я, я, я!»

Лишь спустя год географическое открытие официально подтвердилось благодаря экспедиции океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский». Мы высадились на остров Яя 23 сентября, чтобы определить его точные координаты и сделать первые фото и видеоматериалы.  Остров представляет собой низкое песчаное образование высотой около 1 метра и размерами 370 на 125 метров. Как предполагают специалисты, Яя показался над поверхностью во второй половине XX века из-за движения льдин в Северном Ледовитом океане. Благодаря новому географическому открытию территория России увеличилась на 452 квадратные мили и границы экономической зоны России вглубь Арктики расширились.

Кроме острова Яя, участникам удалось нанести на карту еще несколько географических объектов: новые острова в районе Новой Земли, проливы и мысы. Со времени последнего тщательного исследования в этой части Арктики прошло сто лет, за которые рельеф местности претерпел существенные изменения в связи с изменением климата и таянием льдов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама