В других СМИ
Загрузка...
«Канал», ведущий к Евразии без наркотиков
© odkb-csto.org
Организации Договора о коллективной безопасности - каркас общего безопасного дома.

«Канал», ведущий к Евразии без наркотиков

Государства, входящие в ОДКБ, поставили заслон распространению убийственного зелья
25 января 2019, 06:23
Реклама
«Канал», ведущий к Евразии без наркотиков
© odkb-csto.org
Организации Договора о коллективной безопасности - каркас общего безопасного дома.

Важнейшим элементом каркаса общего безопасного дома, который государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединяющей Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан, последовательно и методично возводят на евразийском пространстве, служит система защитных мер, нацеленных на нейтрализацию принимающей все более зловещий характер наркоугрозы. И по-прежнему одним из глобальных источников этой угрозы является афганский регион, территория которого превращена в зону безраздельного хозяйствования наркодельцов, действующих там при попустительстве США, вот уже 18 лет  проводящих в ИРА при поддержке своих натовских партнеров операцию «Несокрушимая свобода».

Опиумный Клондайк

По данным Управления по наркотикам и преступности (УПН) ООН, только за 2016-2017 гг. мировое производство опиума выросло на 65% и составило 10.500 тонн. Это самая высокая отметка из когда-либо зарегистрированных с начала мониторинга мирового производства опиума в ХХI веке.

Из этого объема «львиная доля» опиоидной продукции - 9.000 тонн - пришлась на афганские провинции. Несмотря на некоторое сокращение производства наркотиков в Афганистане в 2018 году, вызванное засухой, на его территории находятся колоссальные запасы опиатов, изготовленные в предыдущие годы.

Не препятствуя культивированию опиатов в зоне своего военного присутствия, США способствуют «канализированию» этого разрушительного зелья в направлении своих геополитических оппонентов, в первую очередь России и Китая, подрывая тем самым их демографический потенциал и оттягивая ресурсы на противодействие наркопреступности, лечение, реабилитацию и ресоциализацию лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В силу этих обстоятельств и своего географического положения практически все государства-члены ОДКБ оказались в эпицентре так называемого «северного маршрута», связавшего афганский рынок наркотиков с подпольными рынками в России и государств Центральной Азии.

По экспертным оценкам, по этому каналу к наркопотребителям перебрасывается порядка 25-30% афганских опиатов. Кроме того,  организаторы наркобизнеса увеличивают трафик наркотиков по кавказско-черноморскому ответвлению «балканского маршрута», что также напрямую затрагивает антинаркотическую безопасность государств, входящих в ОДКБ.

Актуализация антинаркотической деятельности государств-участников Договора о коллективной безопасности началась с момента подписания этого документа в 1992 году. Уже тогда государства ОДКБ согласились с тем, что афганская наркоугроза имеет выраженный региональный характер. Однако реальный прорыв в области практической борьбы с незаконным распространением наркотиков в рамках ОДКБ произошел лишь десять лет спустя, когда на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ), состоявшейся 28 апреля 2003 года в Душанбе, был принят пакет соответствующих решений. Перед Организацией была поставлена задача повысить уровень внешнеполитической интеграции и расширить сферы противодействия международному терроризму, экстремизму, организованной транснациональной преступности, незаконной миграции и наркобизнесу. Совет принял отдельное решение о координации деятельности  на антинаркотическом направлении, в соответсвии с которым был разработан План мероприятий по борьбе с внешней наркоугрозой.

По инициативе ОДКБ

По этому плану  в 2003 году впервые была осуществлена комплексная оперативно-профилактическая операция под условным наименованием «Канал-2003», направленная на выявление и блокирование маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков в регионах, непосредственно примыкающих к Афганистану. Для руководства и управления операцией был создан Международный координационный штаб в составе представителей компетентных органов шести государств ОДКБ, национальных и региональных межведомственных штабов, оперативных групп соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в ОДКБ. О подготовке операции, ее основных задачах, путях их решения и сроках проведения были также проинформированы компетентные органы Ирана, Китая,  Узбекистана, Украины и Туркменистана.

Эффективность проведенной в 2003 году операции была признана успешной, а Международный комитет ООН по контролю над наркотиками в последующем признал ее самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику.

Учитывая результативность ежегодных скоординированных мероприятий государств-членов ОДКБ, к операции «Канал» изъявили готовность присоединиться другие страны. В том числе наблюдатели из Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндиии, Эстонии, а также представители Интерпола, ОБСЕ и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов (ЕАГ).

С учетом очевидного прогресса, сопровождавшего реализацию «Канала», решением глав государств-членов ОДКБ от 5 сентября 2008 года этой операции, проводимой ежегодно, был придан статус региональной антинаркотической операции ОДКБ постоянного действия.

Всего с 2003 года по настоящее время проведено 28 этапов операции «Канал». В итоге этих мероприятий правоохранительными органами государств-членов ОДКБ и наблюдателей изъято 373 тонны наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 16,5 тонн героина, 55,5 тонн гашиша и 6,5 тонн синтетических наркотиков.

О том, что «Канал» с каждым годом становится все более действенным инструментом в борьбе с наркоэпидемией, захватывающей целые регионы Евразии, свидетельствуют результаты очередного этапа международной специальной антинаркотической операции «Канал-Красный Бархан», основные мероприятия которой проходили с 10 по 14 сентября минувшего года на территории Казахстана. Ее планирование было осуществлено на основе результатов подготовительного этапа, в ходе которого был проведен анализ оперативной обстановки, разработан комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и перекрытие каналов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в частности, через территорию Республики Казахстан, произведен обмен необходимой информацией между взаимодействующими органами.

В соответствии с национальными планами были приняты меры по реализации информации о фактах и участниках незаконного оборота наркотиков, в том числе с применением оперативно-поисковых и технических подразделений.

По замыслу операции, на объектах транспортной инфраструктуры создавались межведомственные стационарные посты, заслоны и мобильные оперативные группы, был усилен контроль за участками государственной границы на пунктах пропуска и в местах, уязвимых для бесконтрольного перемещения через госграницу людей и транспорта.

Осуществлялись досмотровые мероприятия транспортных средств, багажа, перевозимого груза и физических лиц, специальные мероприятия в парках отстоя транспорта, участвующего в международных грузоперевозках, мероприятия по выявлению и пресечению каналов поступления наркотиков с использованием международных почтовых отправлений.

В рамках операции в Кызылординской и Жамбылской областях Казахстана были проведены специальные операции по выявлению ареалов произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, в том числе «индийской конопли». Для этого с привлечением сил специального назначения и авиации Национальной гвардии МВД Казахстана, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, была осуществлена передислокация участников операции в указанные регионы.

В проведении спецопераций были задействованы свыше 100 сотрудников спецподразделения «Беркут», 15 сотрудников оперативно-тактического подразделения, 155 - органов внутренних дел, 25 следственно-оперативных групп. Использованы 4 бронированные автомашины «Тигр», свыше 20 различных автотранспортных средств повышенной проходимости, БПЛА, вертолет МИ-171Е.

Кроме этого, в ходе операции на базе спецподразделения по борьбе с наркобизнесом «Дельта-Долина» Департамента внутренних дел Жамбылской области Казахстана проведены совместные учения и поисковые мероприятия кинологических служб МВД Казахстана и Киргизии.

Всего в операции «Канал-Красный Бархан» было задействовано свыше 25,5 тысяч сотрудников органов внутренних дел, антинаркотических служб, органов безопасности, пограничных и таможенных служб Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, подразделений финансовых разведок государств-членов ОДКБ. Международный координационный штаб по проведению операции был развернут в городе Шымкент (Казахстан).

В результате скоординированных действий правоохранительных органов стран-участниц из незаконного оборота изъято более 11 тонн 132 кг наркотиков, из них 6 тонн 533 кг опия, 930 кг гашиша, 1 тонна 137 кг марихуаны, 88 кг героина, 144 кг наркотиков синтетического ряда, 2 тонны 262 кг иных видов, в том числе 1 тонна 663 кг морфина, а также более 33 кг психотропных и сильнодействующих веществ.

В качестве наблюдателей в операции «Канал-Красный Бархан» приняли участие сотрудники правоохранительных органов Ирана и Китая, а также представители таких международных структур, как ОБСЕ, ЕАГ, УНП ООН, Интерпол, Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), Программа предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии (КАДАП).

Все это свидетельствует о широком международном признании результативности усилий ОДКБ в противодействии глобальной наркоугрозе и указывает на высокий профессионализм структур и специальных служб государств, которые в постоянном режиме ведут борьбу с этим серьезнейшим вызовом их национальной  безопасности.

Защита должна быть коллективной

Важнейшим документом, призванным создать предпосылки для перевода сотрудничества государств-членов ОДКБ в антинаркотической сфере на новый этап развития, явилась утвержденная СКБ ОДКБ 14 декабря 2014 года Антитеррористическая стратегия ОДКБ на 2015-2020 годы. Этот документ вобрал в себя весь положительный опыт, накопленный  на антитеррористическом треке. Своей главной целью Стратегия намечает комплекс мер, направленных на кардинальное сокращение к 2020 году масштабов незаконного оборота наркотиков, а также их немедицинского потребления.

Достичь эту цель планируется за счет пресечения нелегального производства и оборота наркотиков, за счет пресечения культивирования наркотикосодержащих растений и их производства в Афганистане, а также посредством укрепления пограничного режима, подрыва экономических основ наркопреступности, пресечения оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ.

Государства-члены ОДКБ планируют дальнейшее развитие многостороннего сотрудничества в рамках операции «Канал» и других антинаркотических мероприятиях ведомств и служб, внутренних войск и органов внутренних дел, выделенных в состав формирований сил специального назначения КСОР ОДКБ, которые планируется оснастить современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.

Ключевым элементом механизма реализации Стратегии являются согласованные подходы государств-членов ОДКБ  к вопросам противодействия наркоугрозе на ведущих международных площадках, включая ООН и ОБСЕ, а также деятельность Координационного совета компетентных органов ОДКБ по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН).

Антинаркотическая стратегия ОДКБ явилась первым нормативным правовым актом подобного рода, принятым в рамках международной региональной организации. Вслед за ОДКБ в 2018 году аналогичный документ был принят в рамках ШОС, участники которой в неменьшей степени озабочены наркоугрозой, исходящей из Афганистана и превратившейся в серьезный вызов безопасности на всем еавразийском пространстве. Объединение усилий двух этих организаций  способно создать в Евразии мощный заслон наркотической угорозе.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама