В других СМИ
Загрузка...
Начальник НВВКУ генерал-майор Виталий Разгонов (на фото справа).

Генерал-майор Виталий Разгонов: «Качество огневой подготовки напрямую зависит от количества учебных часов, от состояния материально-технической базы и от оснащения учебного процесса»

Об особенностях использования интерактивных тиров и электронных тренажеров в стрелковой подготовке курсантов еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Новосибирского высшего военного командного училища
Реклама
Генерал-майор Виталий Разгонов: «Качество огневой подготовки напрямую зависит от количества учебных часов, от состояния материально-технической базы и от оснащения учебного процесса»
© nvvku.mil.ru
Начальник НВВКУ генерал-майор Виталий Разгонов (на фото справа).

- Виталий Леонидович, вооружение и военная техника развиваются семимильными шагами, в том числе и оружие поля боя. Так, может, век автомата Калашникова уже проходит, как считаете?

- Вполне возможно, лет через двадцать пехота и будет оснащена лазерными мечами, но пока что автоматы и пулеметы - основное вооружение солдата в бою. И требования к уровню владения стрелковым оружием только возрастают, что, в свою очередь, предполагает совершенствование огневой подготовки курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны. При этом должен отметить, что организация огневой подготовки в военных вузах не всегда успевает реагировать на происходящие изменения. Более того, в последние годы в процессе реформирования вооруженных сил сократилось значительное количество тиров и полигонов, где проводилось практическое обучение меткой стрельбе.

В связи с этим пришлось изыскивать более эффективные приемы обучения. Спортсмены говорят: «Чтобы стрелять хорошо, стрелять надо много». Здесь, как и в любом ином виде деятельности, необходима практика. Однако важно не просто много тренироваться, но и правильно организовывать тренировочный процесс, который позволил бы не только сохранить качество обучения меткой стрельбе, но и от этапа к этапу повышать уровень подготовки стрелков.

Анализ системы обучения приемам стрельбы из стрелкового оружия указывает на то, что качество огневой подготовки напрямую зависит от количества учебных часов, от состояния материально-технической базы и от оснащения учебного процесса необходимым оружием и боеприпасами, современным инвентарем и оборудованием. Каждый, кто хоть раз держал в руках стрелковое оружие, наверное, задумывался над тем, как добиться наибольшей точности стрельбы. Все очень просто: в стрельбе проблема устойчивости и точности прицеливания была актуальна всегда, причем как для самого стрелка, так и для того, кто обучает.

- Насколько известно, именно для этой цели и были разработаны новейшие тренажеры.

- Естественно. Улучшить качество обучения меткой стрельбе из штатного стрелкового оружия позволяет применение новых методов обучения с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных боевых тиров, которые предназначены для отработки правильной изготовки к стрельбе из различных положений и технику выполнения выстрела. Таким образом удалось оптимизировать процесс обучения. А совершенствование навыков, полученных в ходе занятий на тренажерах, проводится уже в ходе выполнения учебных и контрольных стрельб на полигоне.

Не хотелось бы сильно углубляться в «технологические дебри» огневой подготовки, но кое о чем, на мой взгляд, есть смысл рассказать подробнее. Например, правильность изготовки к стрельбе и производства выстрела не всегда удается проконтролировать на практических стрельбах, поскольку этому мешает отдача при стрельбе.

Обнаружить и зафиксировать ошибки, которые допускает стрелок, стало возможным при использовании технических средств обучения. Исправляются ошибки специальными подготовительными упражнениями, разработанными преподавателями для конкретных типов тренажеров.

- И насколько распространено «электронное наставничество» в стрелковой подготовке? А главное, насколько это перспективно?

- Массовое использование электронных тренажеров стало одним из перспективных направлений в обучении меткой стрельбе. Как правило, это имитаторы оружия либо излучающая насадка, которая устанавливается на боевой образец, плюс приемник импульса и компьютер, с помощью чего обрабатывается результат. Для работы с таким тренажером стрелок закрепляет на оружие датчик, который в постоянном режиме с высокой точностью следит за перемещением ствола относительно мишени и передает информацию в компьютер. Синхронность прицеливания и нажатие на спусковой крючок, траектория перемещения оружия на фоне мишеней, момент выстрела и пробоина фиксируются на мониторе.

- Какие тренажеры чаще всего используются на занятиях по стрелковой подготовке у вас в училище?

- На начальном этапе огневой подготовки курсантов и слушателей в Новосибирском высшем военном командном училище уже на протяжении нескольких лет применяются электронные стрелковые тренажеры типа «ВЕГА-СВ №1» и интерактивный стрелковый тир «РУБИН», которые в процессе использования показали высокую эффективность и неприхотливость в эксплуатации. Надо отметить, что это целая технология. Например, при применении электронных стрелковых тренажеров используются активные мишени и оптические сенсоры, закрепляемые на оружии, которые позволяют не только отрабатывать технику выполнения выстрела с места, но и наблюдать за траекторией прицеливания на экране монитора, а также фиксировать результат.

К тому же на электронном стрелковом комплексе типа «ВЕГА-СВ №1» можно проводить занятия по огневой подготовке сразу с мотострелковым взводом, причем одновременно на трех учебных местах. При этом расход боеприпасов и ручных гранат, как нетрудно догадаться, равен нулю.

- С экономией боеприпасов все понятно... И вы утверждаете, что электронный тир может заменить стрельбище, а «электронный автомат» - настоящее боевое оружие?

- Дело в том, что имитаторы полностью соответствуют массогабаритным характеристикам реальных образцов стрелкового оружия, не имеют соединительных шлангов и проводов и на 80% воспроизводят отдачу оружия при стрельбе. Таким образом, тренажеры позволяют, практически без условностей, выполнять все упражнения Курса стрельб и при необходимости отрабатывать нестандартные ситуации. Преподаватели кафедры вооружения и стрельбы дают высокую оценку возможностям стрелкового комплекса «ВЕГА-СВ №1» .

- А какие отзывы специалистов о тренажере «РУБИН»?

- На начальном этапе обучения курсантов и слушателей эффективной стрельбе в движении у нас в училище используется интерактивный тир «РУБИН», который является наиболее современным тренажерным комплексом. Его работа основана на подаче сигнала от лазерного излучателя, устанавливаемого на любом оружии, что, как уже отмечалось, позволяет осваивать навыки стрельбы в движении со сменой огневых позиций. Главное достоинство данного интерактивного тира - широкий спектр возможностей для моделирования различных видов боя, характерных быстро изменяющейся обстановкой, расстояниями до цели и положениями стреляющего. Это позволяет отрабатывать в ходе занятий различные приемы и правила стрельбе из штатного оружия.

Следует отметить, что «РУБИН» особенно хорош  именно на начальных этапах обучения стерльбе, когда речь идет о таких вещах, как правильное прицеливание, плавный спуск курка, постановка дыхания.

- Владение штатным оружием - это почти искусство. Но мастерство приходит не сразу. А какие наиболее характерные ошибки у тех, кто впервые берет в руки автомат?

- Например, неправильная стойка, неправильный хват оружия, ошибки в прицеливании и обработке спускового крючка.

- «Обработка спускового крючка»... Видимо, речь идет о том, как правильно нажимать на спусковой крючок?

- Именно так. Но у специалистов своя терминология, свой, если можно так выразиться, производственный язык... Так вот, обработка спускового крючка имеет первостепенное значение и является определяющим показателем степени подготовленности стрелка - ведь все главные ошибки при стрельбе возникают именно в это момент. А педагогическое мастерство руководителя занятия заключается в том, чтобы вовремя их  выявить и указать пути их устранения. И еще. Начинающий стрелок, как правило, быстро усваивает стойку, хват оружия, понятие ровной мушки, но не всегда может правильно применить свои знания и первичные навыки на практике, что объясняется недостаточной мышечной памятью, которая приобретается исключительно в результате регулярных тренировок. Кроме того, практика показывает, что, например, ошибки в прицеливании - в основном результат неуверенности стрелка, боязни выстрела и воздействия внешних факторов.

А вот ошибки при обработке спускового крючка - это прежде всего неправильный хват и неравномерное приложение усилия к спусковому крючку. Даже опытному руководителю занятий трудно заметить все ошибки начинающего стрелка сразу, так как они проявляются комплексно.

- Вы же не станете спорить, что электронный тир - это в известной степени тепличные условия...

- Преподаватели огневой подготовки, для которых стрельба является делом профессиональным, подтверждают, что волнение при стрельбе присутствует всегда. Единственный способ избавиться от этого комплекса - тренировки в условиях, близких к экстремальным, когда внимание стрелка занято решением быстро меняющихся ситуационных задач и анализом результатов огневого поражения противника. Но имитация реальной боевой обстановки требует, как уже отмечалось, значительных затрат - это расход ресурса оружия, ресурса оборудования стрелковых тиров, расход боеприпасов и, естественно, финансовых средств. Но все эти затраты значительно снижаются за счет использования стрелковых тренажеров. К стрельбе из боевого оружия логично переходить после того, как стрелок теоретически и практически будет подготовлен на тренажере.

- Тренажеры постоянно совершенствуются. Каким требованиям, на ваш взгляд, должно отвечать оборудование завтрашнего дня?

- На мой взгляд, стрелковый тренажер должен быть мобильным: работать не только в специально оборудованных помещениях, но при необходимости и в полевых условиях, при этом обеспечивая выполнение упражнений в соответствии с Курсом стрельб, имея стандартный пакет разработанных специалистами ситуационных задач и возможность создания упражнения разной степени сложности.

Специальные комплектации стрелковых тренажеров должны обеспечивать выполнение стрельб из оружия с оптическим и электронно-оптическим прицелом. Реализация этих требований позволит нам более эффективно применять тренажеры при проведении стрелковых тренировок.

Пока что больше других этим требованиям отвечает интерактивный тир «РУБИН», который позволяет выбирать приоритетные цели, оценивать правомерность применения оружия, отрабатывать быстрое наведение оружия и ведение огня в стрессовой ситуации. Причем развитие сюжета на виртуальном поле боя зависит от действий самого обучаемого, а акустическая система создает эффект реальной обстановки. Иначе говоря, во время выполнения огневого упражнения стрелок становится активным участником своего рода кинофильма, где события разворачиваются в реальном времени и по воле компьютерной программы изменяются после каждого результативного выстрела или промаха. Количество возможных сюжетов, упражнений и вариантов их развития неограниченно. В зависимости от поставленных задач тренажер позволяет упрощать или усложнять упражнения, менять скорость перемещения мишеней, размеры изображений и количество целей. Результат каждого выстрела фиксируется компьютером и сохраняется в базе данных.

- Так в чем все-таки преимущество электронного тира перед стрельбищем?

- Стрелковую подготовку в обычных условиях никто не отменял и не собирается отменять. Но факты - вещь упрямая: анализ использования интерактивных тиров в Новосибирском высшем военном командном училище показал значительное улучшение качества обучения курсантов выполнению огневых упражнений из стрелкового оружия.

Совершенно очевидно, что «электронная стрельба» дает целый ряд преимуществ перед традиционными методиками, которые проводятся на боевом оружии, где единственной доступной информацией о качестве действий стрелка является пробоина в мишени.

Электронные и интерактивные тренажеры, безусловно, полезны для поддержания и совершенствования навыков профессиональной стрельбы, являются мощным аргументом в пользу внедрения стрелковых тренажеров не только в систему огневой подготовки частей и подразделений Минобороны, но и в систему огневой подготовки сотрудников других силовых структур.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама