В других СМИ
Загрузка...
Торговля с Ираном по-европейски: и хочется, и боязно
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
США против торговли Европы с Ираном.

Торговля с Ираном по-европейски: и хочется, и боязно

Из страха рассердить «заокеанского патрона» Брюссель не может решиться на более решительные действия по сохранению иранской «ядерной сделки»
06 февраля 2019, 12:35
Реклама
Торговля с Ираном по-европейски: и хочется, и боязно
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
США против торговли Европы с Ираном.

О запуске специальной программы европейской торговли с Ираном было официально объявлено 31 января с.г. на полях саммита министров иностранных дел стран ЕС в Бухаресте. Днем ранее Франция, Германия и Великобритания зарегистрировали в Париже компанию специального назначения INSTEX SAS, что расшифровывается как Instrument in Support of Trade Exchanges («Инструмент в поддержку торговых обменов»). Прописана она по адресу французского министерства экономики и финансов.

Что известно о компании?

Главой INSTEX SAS стал бывший директор немецкого Commerzbank Пер Фишер.

Примечательно, что этот банкир отметился как в России - в качестве независимого директора ростовского банка «Центр-инвест», так и в Белоруссии  - в том же качестве, но в «Беларусбанке».

Наблюдательный совет INSTEX SAS состоит из трех человек - постоянного секретаря британского МИД Саймона Макдональда, французского дипломата Мориса Гурдо и немецкого дипломата Мигеля Бергера. Любое государство ЕС, при желании, имеет право направить своего представителя в этот орган.

Создание компании должно быть одобрено всеми 28 членами Евросоюза, но пока непонятно, когда это произойдет. Известно, что у Испании есть возражения по этому проекту.

Иран должен создать «зеркальную» систему, которая будет организовывать расчеты в риалах для иранских компаний, заявил замминистра иностранных дел Аббас Аракчи. Он также сообщил, что в перспективе к системе могут подключиться неевропейские страны и компании.

«Чтобы избежать торговли реальными деньгами между Ираном и Европой, что США могли бы использовать для оправдания санкций, как ожидается, компания в основном будет выполнять функцию координационного центра по обмену кредитными баллами. Если иранская компания торгует с европейским партнером, она сможет использовать эти кредиты для оплаты приобретенных товаров», - пояснила специфику работы механизма The Washington Post.

А как все славно начиналось...

9 мая прошлого года Дональд Трамп объявил о выходе его страны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), предусматривавшего отказ Ирана от своей ядерной программы взамен на поэтапное снятие наложенных на него санкций.

Евросоюз громко возмутился, заявил, что Тегеран не нарушает «ядерное соглашение», и пообещал сделать все, чтобы сохранить СВПД.

Справка

СВПД был подписан после долгих переговоров в июле 2015 года между Ираном и группой государств, известных как «5+1». Речь идет о пяти постоянных членах Совбеза ООН (России, США, КНР, Великобритании и Франции), а также Германии. Договоренность предусматривала ограничения на активность Тегерана в ядерной сфере в обмен на снятие санкций СБ ООН и односторонних ограничительных мер, введенных ранее США и ЕС.

Уже через несколько дней - 18 мая - Еврокомиссия одобрила первый пакет мер по защите компаний ЕС в Иране от санкций США. Самым действенным шагом на тот момент представлялась возможность применения принятого в ноябре 1996 года Советом ЕС постановления о защите стран союза от воздействия экстерриториальных санкций (в том случае - санкций США против Ирана, Ливии и Кубы, - ред.). Оно предусматривало важную норму: если связанный с американскими ограничениями против европейских фирм спор доходил до суда, решение признавалось действительным только в том случае, если судебное заседание проходило на территории ЕС. Blocking statutes, или «блокирующее постановление», позволяло компаниям ЕС не подчиняться некоторым экстерриториальным санкциям США и компенсировать их последствия.

Речь велась также об упрощении финансирования и порядка предоставления финансовых гарантий европейским проектам в Иране со стороны Европейского инвестиционного банка, активизации всестороннего экономического партнерства (в частности, в энергетике), поощрении прямых банковских платежей в Центробанк Ирана без иностранных банков-посредников, что позволило бы осуществлять такие платежи (например, для оплаты поставок нефти) в случае введения финансовых санкций США.

В Вене даже начались консультации между европейскими и иранскими партнерами.

Но тут вмешался Вашингтон. Окрик администрации Трампа был предельно ясен: европейские компании, торгующие с Ираном подсанкционными товарами, «рискуют серьезными последствиями, которые могут включать потерю доступа к финансовой системе США и способности вести бизнес с американскими компаниями».

И постепенно европейский «шарик» начал сдуваться...

Почему амбициозный проект трещит по швам?

Сейчас уже ясно, что INSTEX SAS заработает не вдруг. Как минимум несколько месяцев понадобится, чтобы урегулировать технические детали.

Но не это главное. Печально, но масштаб работы компании спецназначения будет не таким значительным, как представлялось и заявлялось ранее.

Во-первых, ее даже формально нельзя назвать «механизмом ЕС по торговле с Ираном». Пока эта компания является бизнес-проектом Франции с Германией, да еще Великобритании, находящейся в процессе развода с Евросоюзом.

Во-вторых, изначально предполагалось, что механизм позволит странам ЕС продолжить закупки иранской нефти, попадающей под санкции США. Но Европа сейчас вполне обходится без иранских углеводородов. Рискнут ли европейцы покупать у Ирана его основной экспортный продукт - остается под вопросом, ответа на который пока нет.

В-третьих, INSTEX SAS, по крайней мере на первых порах, будет ориентироваться на малые и средние европейские фирмы, которые осуществляют экспорт в Иран неподсанкционных товаров - медикаментов, продовольствия.

В-четвертых, эксперты, знакомые с деталями торгового механизма, квалифицировали его как «клиринговую палату» для бартерных сделок - без транзакций в долларах. Так что для таких операций не потребуется задействовать банки.

И, наконец, непонятно, будут ли вообще европейские фирмы, рискующие из-за торговли с Ираном попасть в немилость к США, пользоваться этой системой.

Реакция России: будем посмотреть

В некоторых европейских СМИ создание механизма торговли с Ираном назвали чуть ли не первым фактом «открытой конфронтации с Вашингтоном».

«Пока неясно, насколько эффективным может быть механизм, предложенный европейскими странами. Он сформулирован очень аккуратно и расплывчато, с массой оговорок и отсылок к международным договоренностям, - считает ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Пахомов. - В любом случае появление такого посредника снижает эффективность сделок с Ираном, а нарушение санкций США - это большой риск».

Постпред России при ЕС Владимир Чижов, в свою очередь, отметил: «Россия была заинтересована в создании механизма расчетов с Ираном, видя в этом шаг к имплементации СВПД по иранской ядерной программе. Посмотрим, как этот механизм будет работать».

Он рассказал, как ему представляется концепция на данный момент. На первом этапе INSTEX SAS будет охватывать гуманитарные поставки - те группы товаров, которые не попали под санкции США, а также  расчеты по ним. На втором этапе будет расширяться круг товаров, а на третьем - круг участников механизма.

«В участии в нем заинтересованы Россия, Китай и ряд других государств», - добавил Чижов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама