Макет 155-мм артиллерийского снаряда с прямоточным воздушно реактивным двигателем (ПВРД)

Артиллерийский сверхзвуковой снаряд: почему боеприпас, изобретенный в гитлеровской Германии, вновь вызывает фурор

Впервые в истории снаряд с воздушно-реактивным двигателем был продемонстрирован в 1942 году
Реклама
Артиллерийский сверхзвуковой снаряд: почему боеприпас, изобретенный в гитлеровской Германии, вновь вызывает фурор
© nammo.com
Макет 155-мм артиллерийского снаряда с прямоточным воздушно реактивным двигателем (ПВРД)
Читайте нас на: 

Уже много лет конструкторы идут на любые ухищрения, чтобы увеличить дальность стрельбы 152-155-мм орудий хотя бы на километр. Одной из новинок, вызвавших фурор на международной выставке Eurosatory в июне 2018 года в Париже, стал макет 155-мм артиллерийского снаряда с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), представленный норвежско-финской компанией Nammo. Новый снаряд с ПВРД может легко преодолеть и 120-, и даже 150-километровый барьер. С ним обычная 155-мм гаубица может решать задачи, посильные оперативно-тактическим ракетам корпусного и даже фронтового подчинения.

История вопроса

Новинка? Тут я вспоминаю комичную ситуацию 1950-1960-х годов, рассказанную мне сотрудниками как минимум трех КБ. Директор на торжественном заседании: «Наше КБ впервые в мире создало…» Бурные аплодисменты в зале. Вечером он повторяет ту же фразу на банкете. И тут вместо аплодисментов раздается ехидный вопрос: «А у немцев было?»

Увы, и тут немцы оказались первыми. Работы над активно-реактивными снарядами начались в Германии еще в 1934 году. В 1938-1945 годах миниатюрными реактивными двигателями снабжались несколько типов снарядов калибром до 280 мм. Так, в 1939 году был разработан 150-мм активно-реактивный снаряд R.Gr.19 для тяжелых полевых гаубиц обр. 18 и 18/40. После испытаний снаряд был принят на вооружение.

Чертеж 150мм снаряда с воздушно-реактивным двигателем инженера Вольфа Троммсдорффа .
© Фото из архива
Чертеж 150мм снаряда с воздушно-реактивным двигателем инженера Вольфа Троммсдорффа .

А в 1936 году инженер Вольф Троммсдорфф предложил вместо порохового ускорителя снабдить снаряд… воздушно-реактивным двигателем прямоточного типа. В 1942 году прошли испытания снаряда с жидким топливом, в качестве которого выступала смесь сероуглерода и дизельного топлива. Окислителем был, естественно, атмосферный кислород. Снаряд полетел со скоростью 920 м/с, то есть примерно 3 М. Так впервые в истории был продемонстрирован сверхзвуковой полет с помощью воздушно-реактивного двигателя. На достигнутом Троммсдорфф не остановился и в ходе Второй мировой разработал снаряды для калибров 105 мм (Е2), 122 (Е3) и 150 (Е4). Последний развивал скорость до 4,5 М, используя в качестве топлива тот же сероуглерод.

В 1943 году был создан снаряд С1 для 210-мм пушки. Из 90 кг веса этого снаряда 6 кг приходилось на ракетное топливо. Благодаря работе прямоточного двигателя скорость С1 достигла 1.475 м/с, а дальность - 200 км.

Самым мощным снарядом доктора Троммсдорффа стал 28-см снаряд С3 для железнодорожной пушки K5(Е). Вес снаряда - 170,4 кг, вес ракетного топлива - 16,3 кг, вес ВВ - 9,6 кг. Прямоточный двигатель разгонял снаряд до скорости 1.860 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 350 км, то есть больше, чем у баллистической ракеты ФАУ-2 и крылатой ракеты ФАУ-1. Таким образом, пушка K5 с территории Франции могла обстреливать Лондон.

280-мм железнодорожное орудие Krupp К5.
© Фото из архива
280-мм железнодорожное орудие Krupp К5.

В мае 1945 года Троммсдорфф оказался в советской зоне оккупации. Советские власти в глубочайшей тайне создали два ракетных НИИ: «Берлин» - на базе берлинского завода «Гема» и «Нордхаузен» - на базе созданного группой советских специалистов во главе с Б.Е. Чертоком института «Рабе» в городе Бляйхероде.

Главной задачей КБ-4, входившего в НИИ «Берлин», была доводка снаряда Троммсдорффа. Руководителем КБ стал Н.А. Судаков, а ведущим конструктором - сам Вольф Троммсдорфф. Им предстояло закончить разработку технического проекта 283-мм активно-реактивного снаряда с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), выпустить рабочие чертежи снаряда, чертежи моделей для стендовых испытаний и изготовить их,  а также изготовить образцы снаряда и испытать их в период с октября 1946 года по начало 1947 года.

По штату в КБ-4 должно было быть 36 немецких и 21 советский специалист, фактически же в июле 1946 года было 17 немцев во главе в Троммсдорффом и 4 советских специалиста. К середине августа прибавилось еще 2 советских специалиста.

Чем закончились работы Троммсдорффа в КБ-4, автору установить не удалось. Известно лишь, что в КБ-4 были выполнены лишь следующие работы: разработан технический проект снаряда с ПВРД, чертежи моделей снаряда и изготовлены 3 модели для продувок в сверхзвуковом аэродинамическом канале.

Кому-то понадобилось пустить слух, что конструктор погиб в конце 1946 года в авиакатастрофе советского военно-транспортного самолета. Слухи, понятно, ходили не по светским салонам Москвы, а в секретных ракетных КБ. Позже стало известно, что в 1956 году тяжело больной Троммсдорфф переехал из СССР в ФРГ и в том же году умер.

Почему же в СССР не были приняты на вооружение снаряды с ПВРД? На их создание потребовалось достаточно много времени. Но в 1955 году Хрущев запретил все работы по созданию дальнобойной артиллерии.

Так, например, в конце 1955 года было прекращено производство самой дальнобойной в мире 180-мм пушки С-23, а через четыре года Хрущев вообще закрыл ведущее артиллерийское КБ, руководимое В.Г. Грабиным.

Никита Хрущев запретил все работы по созданию дальнобойной артиллерии.
© Фото из архива
Никита Хрущев запретил все работы по созданию дальнобойной артиллерии.

Зато опыты по созданию снаряда с ПВРД пригодились в феврале 1958 года в ходе проектирования зенитной ракеты 3М8 (ЗРК «Круг»), оснащенной ПВРД.

Дело весьма перспективное

И вот спустя 75 лет норвежско-финская компания Nammo установила прямоточный реактивный двигатель в 155-мм снаряд по программе Extreme Range. Для запуска ПВРД необходима минимальная начальная скорость, составляющая 2,5-2,6 М, а дульная скорость 155-мм снаряда, выпущенного из гаубицы с длиной ствола в  52 калибра, около 3 М.

Прямоточный двигатель является саморегулирующимся двигателем, поддерживающим постоянную скорость вне зависимости от высоты полета. Скорость порядка 3 М поддерживается около 50 секунд, тяга же обеспечивается топливом НТР3 (концентрированная перекись водорода) с присадками. В рекламе сказано, что дальность полета снаряда с ПВРД превышает 100 км.

Компания Nammo планирует провести первые баллистические испытания в конце 2019 - начале 2020 года. Поскольку следствием увеличения дальности является увеличение на порядок КВО, компания Nammo совместно с рядом фирм работает параллельно над системой наведения этого снаряда на базе модуля GPS/INS.

Компания Nammo планирует провести первые баллистические испытания в конце 2019 — начале 2020 года.
© nammo.com
Компания Nammo планирует провести первые баллистические испытания в конце 2019 — начале 2020 года.

Любопытно, где норвежцы разместят головку самонаведения? Благо, в носовой части в районе воздухозаборника поместить ее невозможно.

Понятно, что вес взрывчатого вещества снаряда с ПВРД будет существенно меньше, чем в стандартном 155-мм снаряде. Посему в компании Nammo заявили, что вес ВВ «будет примерно таким же, как в 120-мм снаряде». В соответствии с требованиями норвежских вооруженных сил компания Nammo планирует начать серийное производство этого снаряда в 2024-2025 годах.

Разработка корректируемых 152-155-мм снарядов с ПВРД - дело весьма перспективное. Однако конструкторам, видимо, придется столкнуться с целым рядом проблем. Среди них - неравномерная работа ПВРД в полете, влияние на двигатель больших перегрузок в канале ствола, ну а главное, более высокая стоимость такого снаряда с ПВРД по сравнению со стандартными боеприпасами.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама