В других СМИ
Загрузка...
Зачем Россия ужесточает правила прохода по Севморпути
© flickr.com
Ледокол «50 лет Победы» проводит корабли Севморпутем.

Зачем Россия ужесточает правила прохода по Севморпути

Ограничение и контроль за судоходством по СМП с российской стороны относится к действиям, направленным на безаварийную возможность преодоления сложнейшей трассы, на защиту морской среды и обеспечения международной экологической безопасности
12 марта 2019, 11:15
Реклама
Зачем Россия ужесточает правила прохода по Севморпути
© flickr.com
Ледокол «50 лет Победы» проводит корабли Севморпутем.

Информация о том, что Правительство РФ разработало новые правила прохода по Северному морскому пути, согласно которым все иностранные суда и военные корабли обязаны уведомлять Москву о своих планах, была воспринята неоднозначно. Особенно нашими заокеанскими партнерами, имеющими глубокое убеждение, что Россия не имеет права диктовать в этом регионе свои условия.

Не следует также забывать, что вся акватория Севморпути находится в границах либо территориального моря (12 морских миль), либо исключительной экономической зоны (200 морских миль), либо континентального шельфа Российской Федерации. Ни одна из стран Арктического совета (кроме нашей, их еще семь) не имеет с СМП столь близких территориальных точек соприкосновения. И никогда иметь не будет.

Зато все эти страны, плюс - 13 государств, имеющих статус наблюдателя, плюс - все державы, осуществляющие перевозку грузов морем, очень заинтересованы в использовании СМП. И никакая политика тут ни при чем. Просто он в разы короче.

Справка

От Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП - около семи тысяч морских миль, через Суэцкий канал - на пять тысяч длиннее, через Панамский - этот путь еще дольше и превышает 14 тысяч миль. Очень показателен в перспективном использовании СМП Китай, который к 2025 году планирует осуществлять до 20 процентов своих внешнеторговых перевозок по этой транспортной магистрали.

Тут обязательно нужно акцентировать внимание, что подобная деятельность нашей страны полностью соответствовала международно-правовым нормам. И, в частности, Доктрине открытия, которая была сформулирована Верховным Судом США еще в XIX веке. Помимо России суверенитет над арктической территорией (архипелаг Шпицберген) в рамках мирной Парижской конференции 1920 года было разрешено установить Норвегии. Она не только объявила архипелаг своей территорией, но и установила статус внутренних вод на прибрежные акватории. В 1985-м Канада объявила своими проливы внутри Канадского Арктического архипелага. И никаких отрицательных эмоций ни у одной страны мира это не вызвало.

Вопросы истории

Повышенный интерес к СМП возник далеко не сегодня. И даже не вчера. Изучение и освоение Арктики началось еще в XI веке, когда русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. Несколько позднее они открыли целый ряд островов: Вайгач, Новая Земля, Шпицберген, Медвежий. К XVIII веку все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов (ныне - Билибинский район Чукотки) было исследовано, описано и нанесено на карты. И наша страна, пользуясь правом первооткрывателя, стала формировать законодательство в отношении приарктических территорий. В результате, под суверенитет России попали все заливы, бухты и рейды «русского побережья Северного Ледовитого океана и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы». Позже, когда образовался СССР, его суверенитет был распространен на все открытые, и могущие быть открытыми в дальнейшем, не находящиеся под юрисдикцией других государств земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

Претензии в отношении нашего государства возникли лишь у американцев и особенно они обострились в 1964 году. Именно тогда Вашингтон и Москва обменялись нотами протеста из-за попытки американских судов проследовать вдоль арктического побережья СССР. Наше руководство обвинило США в нарушении режима плавания по своим территориальным водам. Американская сторона в ответ, оспаривая наши доводы, заявила, что СМП является международным транспортным маршрутом, на который не может распространяться суверенитет какого-либо государства. Официальный Вашингтон не решился тогда на откровенную провокацию, но свою точку зрения в отношении Севморпути не изменил до сих пор.

Больше того, именно наши заокеанские «партнеры» в последнее время все чаще и на самых высоких уровнях откровенно высказываются о том, что не позволят нашей стране господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь. Причем, заявляют они это, не имея на протяжении всей транспортной арктической магистрали абсолютно никаких ресурсов: ни соответствующих сил ледокольного флота, ни береговой инфраструктуры с пунктами базирования, ни специалистов, готовых работать в непростых условиях севера.

Никто у нас не ставит под сомнение, что СМП - это транспортная коммуникация, которая должна быть открыта для мореплавания гражданских судов и военных кораблей, идущих под флагом любой страны. Также никем не оспариваются нормы международного права, не закрепляющие воды СМП непосредственно за Россией и не приравнивающие их в правовом статусе к территориальными водам нашей страны. Тем не менее есть во всем этом деле одно большое НО. Точнее - несколько.

Во-первых, СМП, что бы и кто не говорил, территориально располагается вблизи морских границ Российской Федерации, а местами даже эти границы нарушает. И это напрямую указывает на то, что иностранные суда в любом случае не смогут пройти этот путь без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории. Во-вторых, ни одно государство сегодня, включая приарктические, не сможет осуществлять свою деятельность в данном регионе, если России не даст «добро» на: 1. использование своей территории для швартовки иностранных судов; 2. обеспечение их средствами связи; 3. проведение спасательной операции в случае стихийных бедствий и изменений ледовой обстановки; 4. совершение прочих действий, необходимых для комфортного и безопасного прохода Севморпутем.

Цитата

«Россия продолжит проведение мероприятий, направленных на обеспечение ее суверенных прав в Арктике. В этом ключе следует оценить и анонсированные правительством на минувшей неделе новые правила прохода иностранных военных судов по Северному морскому пути. Прошлогодний инцидент в Керченском проливе нас многому научил. Мы не намерены далее пассивно наблюдать, как деятели пытаются играть своими мускулами у наших берегов. Мы обязательно в эти правила добавим дополнительные меры, которые резко ужесточат и сократят возможность иностранным судам использовать Северный морской путь в военных целях».

Владимир Шаманов, председатель Комитета по обороне Государственной Думы РФ.

И если разобраться, нашу страну нужно только благодарить за правила, которые она собирается установить при проходе СМП и которые исключительно нацелены на безаварийную возможность преодоления сложнейшей трассы. Тем более, что они (правила) абсолютно подъемны и легко выполнимы. Ну в чем, скажите, сложность уведомлять Москву о планах прохода иностранных судов Севморпутем за 45 суток и брать при этом на борт российских лоцманов? А указывать название военных кораблей, цель, маршрут и сроки плавания? Если не раздувать щеки от чрезмерных политических амбиций и собственного величия, проблем выполнять эти правила нет ни каких. 

Есть и еще один бесспорный факт, от которого отмахнуться нельзя. Ограничение и контроль за судоходством по СМП с российской стороны относится к действиям, направленным на защиту морской среды и обеспечения международной экологической безопасности. То есть, вводя новые правила, Россия руководствуется идеей защиты от загрязнения уникальной транспортной морской артерии. Представьте, что будет с Севморпутем и его неповторимой флорой и фауной через несколько десятков лет, когда интенсивность его использования кратно возрастет? И пострадает в первую очередь российское побережье.

Россия - не единственная страна, которая устанавливает ограничение судоходства в водах свободного мореплавания для обеспечения предотвращения экологической угрозы. Точно также, к примеру, действует и Канада, контролирующая движение иностранных морских судов в границах канадских арктических вод. Обосновывая свои полномочия, руководством этой страны в 1985 году был издан Акт о предотвращении загрязнения арктических вод. И он позволяет Канаде устанавливать региональные стандарты судоходства и ограничивать движения судов, не соответствующих этим стандартам в границах своей исключительной экономической зоны. И никто никаких «обидок» за это на них не держит.  

Точно также, кстати, как никто в мире не обижается, что во всех проливах и каналах Мирового океана действует определенный свод правил, который давно установлен тем государством (или несколькими), к чьим внутренним морям данный транспортный путь относится.

Однако США меньше всего волнует мирный проход по «покрытым льдами районам в пределах исключительной экономической зоны». Эта трасса вдоль российских берегов интересует исключительно Пентагон, а это очень «весомый» аргумент, дабы заявить о своих притязаниях на Северный морской путь…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама